Рок-альбом – главный материальный продукт и средство презентации художественной рефлексии рок-музыканта. Этот формат на внешнем уровне включает две составляющие: визуальную (обложка и ее элементы) и аудиальную (компакт-диск, магнитоальбом, пластинка) [2, с. 1].
Системно типологические сходства альбомной и книжной обложек представил Е. В. Войткевич: «Все основные элементы книги: титульный лист, содержащий сведения о данном произведении печати, заголовочные данные, заглавие, подзаголовочные сведения о лицах, принимавших участие в работе, номера томов и выпусков, выходные данные, контртитул и авантитул – функционально присутствуют и в обложке. Сюда можно отнести и содержание в книге, которое близко к списку песен на музыкальном альбоме» [1, с. 1]. Исследователь выделяет и элементы, составляющие собственно обложку: «покровная крышка, которая содержит название группы и альбома, иногда подзаголовок, художественное оформление (например, фотографии, коллажи, картины), логотипы, шрифт, цвет, стиль названия, язык. Новые элементы добавляются, если рассматривать в единой системе всю обложку, например, обратную сторону с названием песен и раскладную книжку» [2, с. 2]. Очевидно, что альбомная обложка в фокусе такого сравнения – современная интерпретация книжной обложки. Проследим далее реализацию выделенных сходств на примере анализа обложек современных русских рок-альбомов.
Исследование лицевой страницы альбома «Дом всех святых» (2022 г.) группы «Аквариум» позволяет дать ей следующую характеристику: 1) обложка представляет собой «дом», который покрыт зеленью; 2) в центре – дверь, изображенная в голубом цвете и совпадающая в своей колористике с цветом окон; 3) в верхней части располагаются окна ярко-голубого цвета; 4) в нижней части расположены цветы, создающие визуальный акцент.
Из этого вытекает концепция лицевой стороны обложки: 1) обложка ассоциируется с райским садом, который каждый человек представляет себе в ярких оттенках; на ней присутствуют цветы, голубые окна и дверь, которые притягивают к себе внимание реципиента; 2) название альбома – «Дом всех святых» – указывает на то, что обложка быть «идеальной», недосягаемой для интерпретаций реального бытия человека.
В этой обложке интенционально выявляются «божественные» образные маркеры благодаря ассоциации с райским садом. На фоне в левой и правой части можно заметить части здания, к сожалению, социальную ориентированность которого прояснить затруднительно. Однако если изобразить в правой части церковь, а в левой – гору, то можно эту обложку сравнить в том числе и с древнерусским пейзажем. Содержание этого альбома также имеет множественные типологические схождения с образами древнерусской литературы. Название и тексты треков («Вино из песка», «Великий змей», «Еретик», «Ворожба», «Дом всех святых») аллюзивно связаны с библейскими сюжетами. В начале песни «Вино из песка» звучит хор «Mgzavrebi», ассоциативно напоминающий звучание религиозных песен.
Рассмотрим лицевую страницу альбома «Добро пожаловать в дом» (2023 г.) группы «Саботаж». Лицевая сторона обложки альбома включает следующие элементы: 1) в центре расположен недостроенный дом, в котором отсутствуют крыша и окна; 2) в нижней части можно заметить песок, строительные материалы; 3) в верхней части – небо, которое представлено в синих оттенках. Концепцию обложки обозначим так: недостроенное здание, деревья без листвы, синее небо навевают грусть и тоску. Можно предположить, что обложка представляет осеннюю пору, которая является символом хандры, депрессии. Здание – символ храма, который вскоре должен достроиться. Темные оттенки и эмотивное настроение обложки связаны с печальными чувствами, однако образ безграничного неба дает надежду на светлое будущее. Высказанное предположение подтверждается после прослушивания песен альбома. В треке «Интро» используется строчка «больше никакой злобы», которая указывает на веру в светлое будущее. Также можно предположить и вторую трактовку концепции обложки: здание – это жизнь человека, который будет его достраивать своими поступками, действиями и принятыми решениями.
Далее проанализируем лицевую страницу альбома «Где же рассвет?» (2020 г.) группы «Светосон»: 1) в правой стороне обложки – оранжевый человек, который своей колористикой созвучен части неба; 2) в центре – красное солнце, лучи которого пронизывают всю обложку; 3) в верхней части – оранжевое небо, разделяющее две голубые полосы. Концепцию лицевой стороны обложки можно трактовать так: 1) она выполнена в ярких оттенках, благодаря которым невозможно оставить ее без внимания; в месте, где стоит человек, трава выполнена в ярко-зеленых оттенках, на линии горизонта она становится темнее, тем самым акцентируя на ней внимание; 2) человек лицом повернут к солнцу, что может подразумевать диалог с ним и с собственной жизнью; часть изображения человека выполнена в оттенках солнца, что может указывать на то, что солнце проектирует нас самих и / или мы создаем его самостоятельно; 3) обложка альбома – символ света в беспросветной тьме, который каждый должен увидеть, а затем пойти в духовно верном направлении, невзирая на преграды и испытания во время пути.
Анализ обложек современных русских рок-альбомов позволяет заключить, что в основе композиционно-дизайнерских оформительских решений лежит концепция человека, сложность процесса осмысления реального бытия и ирреальных ожиданий. Заметно четко выраженное цветовое решение авторов, которое отражается и в эмоциональном фоне рок-альбомов. Специфика выбранных элементов обложек отражает этап творчества группы в контексте эстетических запросов современной культуры.
Библиографический список
- Войткевич Е. В. Смыслообразующая роль визуальной обложки в структуре рок-альбома // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2001. №5. С. 1-10.
- Радке Э. Корреляция обложки и текста в рок-альбомах (на материале альбома «Рождённый в СССР» группы «ДДТ») // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2008. №10. С. 1-9.