Целью функционирования любого предприятия является его успешная реализация на рынке, но для того, чтобы компания существовала в нем, поддерживала конкурентоспособность, ей необходимо постоянно совершенствоваться, так как процесс развития экономики в стране, да и в целом в мире, не просто двигается вперед, а прогрессирует быстрыми темпами.
В настоящее время, с учетом массового использования современных технологий, наиболее востребованным рычагом влияния на экономику является применение цифровизации как фактора устойчивого развития предприятий.
В современных условиях происходит постоянный прогресс в экономике: внедряются цифровые технологии; упрощаются и ускоряются процессы использования и обработки информации; используется искусственный интеллект.
Данные факторы тесно связаны с понятием «цифровизация». Т.А. Герасимова и Н.В. Москвитина рассматривают понятие «цифровизация», как «процесс, включающий внедрение и использование инновационных технологий, а также принципы цифровой экономики в контексте социально-экономической жизни общества, сопровождающейся абсолютной автоматизацией, роботизацией и внедрением искусственного интеллекта» [2].
Существуют комплексные показатели, характеризующие уровень развития ИКТ в странах мира. Одним из таких является индекс готовности к сетевому обществу. По данным Росстата, Россия находится на 40 месте по данному показателю [1]. Это говорит о том, что страна находится на среднем уровне развития информационно-коммуникационных технологий.
Цифровизация играет ключевую роль в развитие всех аспектов деятельности предприятия, от управления ресурсами до взаимодействия с клиентской базой, используя такие технологии, как:
- электронный документооборот;
- дистанционное обучение;
- горячая линия;
- онлайн-маркетплейсы;
- мобильные приложения и онлайн-площадки для сотрудников;
- программное прогнозирование сроков производства;
- автоматизация контроля производства.
Огромный вклад в развитие цифровизации экономики внесли электронные продажи [1]. Изменился процесс купли-продажи товаров и услуг. В настоящее время у покупателя нет необходимости идти в магазин с целью покупки того или иного товара. Сейчас достаточно зайти на сайт производителя и заказать необходимый товар, включая доставку до двери.
По данным Росстата в период 2015-2022 гг. электронные продажи стали использоваться в значительно большем количестве организаций. На протяжении всего периода наблюдается рост электронных продаж, при этом наибольший скачок данного показателя произошел в 2022 г. (13,3 %) [1]. В целом с 2015 года электронные продажи возросли на 24,2 % [1], что говорит о массовом внедрении ИКТ в организации.
Цифровая трансформация – это одно из важнейших явлений XXI века, оказывающее значительное влияние на общественные отношения и экономические процессы. Современные инновационные технологии проникают во все сферы жизнедеятельности, вызывая изменения и создавая новые возможности для развития.
К положительному влиянию цифровизации можно отнести снижение риска возникновения экологических проблем, так как многие компании отказываются от бумажного документооборота в пользу электронного.
Также цифровая экономика обеспечивает прозрачность операций, так как сделки совершаются онлайн. Это говорит о том, что теперь налоговые органы видят информацию о покупках и продажах, что способствует большей прозрачности бизнеса.
Одним из важнейших факторов влияния цифровизации экономики является переход работы предприятий в электронный формат. У таких предприятий наблюдается снижение расходов на аренду помещений, маркетинг, сбыт товаров и материалов. Благодаря этому, у компаний появляются больше средств, которые они могут вложить в улучшение качества предоставляемых товаров. В свою очередь, увеличение качества товаров способствует росту спроса на них, что увеличивает объем и скорость производства. Данное увеличение усиливает рост конкуренции между предприятиями, а это способствует расширению рынка, появлению новых инноваций и технологий, снижению цен, укреплению связей между продавцами и покупателями.
По данным Росстата организации используют следующие виды цифровых технологий (удельный вес организаций в общем их числе): облачные сервисы (30,4 %); центры обработки данных (28,9 %); цифровые платформы (16,5 %); геоинформационные системы (13 %); цифровые платформы (14,9 %); технологии искусственного интеллекта (6,6 %) [1].
Из приведенных выше данных, следует, что организации широко используют цифровые технологии. Наибольший удельный вес имеют облачные сервисы и центры обработки данных, т.к. происходит развитие искусственного интеллекта и информационных технологий, позволяющих увеличить объем анализируемых данных.
Но не стоит забывать о негативных факторах цифровизации экономики. Появляются и новые угрозы в данной сфере, например: 1) возможная утечка информации; 2) повышение уровня безработицы (некоторые профессии становятся невостребованными); 3) технологический разрыв; 4) цифровое рабство.
Исходя из всего вышеперечисленного, следует, что цифровизация экономики как фактор устойчивого развития предприятий – это довольно актуальная тема, так как затрагивает аспекты жизнедеятельности всех людей. Цифровизация экономики оказывает положительное влияние не только на покупателей, но и продавцов. Этот процесс сильно упрощает и ускоряет сделки по купле – продаже товаров и услуг, позволяет улучшить эффективность работы предприятий, расширяет рынок, увеличивает качество производимых товаров. Цифровизация экономики имеет и негативные последствия, такие как потеря рабочих мест, угроза информационной безопасности.
Таким образом, цифровизация экономики – это новый, инновационный этап развития экономики, имеющий как положительные, так и отрицательные факторы, поэтому организациям следует быть более предусмотрительными при внедрении цифровых технологий.
Библиографический список
- Индикаторы цифровой экономики 2022 / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М., 2022. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 21.05.2024).
- Герасимова Т.А., Москвитина Н.В. Содержание понятий «цифровая экономика» и «цифровизация в сфере государственного управления» // Социальная реальность виртуального пространства. Иркутск: ИГУ, 2019.