Ежегодно в мире от дорожно-транспортных происшествий гибнут около одного миллиона, трехсот тысяч человек и еще около пятидесяти миллионов получают травмы разной тяжести. Более двух процентов убыли населения земли приходится на долю дорожно-транспортных происшествий.
Таким образом, вопросы обеспечения безопасности дорожного движения являясь объектом государственного управления носят первостепенный характер, а общественные отношения, складывающиеся в сфере дорожного движения, подлежат административно-правовому регулированию и контролю, а также стратегическому планированию со стороны государства.
В России проводится целенаправленная деятельность по повышению уровня безопасности дорожного движения и совершенствованию ее организации. Сбережение граждан нашей страны выступает высшим национальным приоритетом Российской Федерации [4].
С целью комплексного решения поставленных в работе задач, определимся с теоретическими подходами к понятию «безопасность дорожного движения». Следует отметить, что в условиях довольно подробного регулирования данного вопроса в нормативных правовых актах, в научной среде по-прежнему отсутствует единообразие подходов к пониманию безопасности в широком смысле и безопасности дорожного движения, в частности.
Согласно статье 2, Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ (далее ФЗ №196) под безопасностью дорожного движения понимается «…состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий» [9]. При этом, следует обратить внимание, что данная формулировка в какой-то мере впитала терминологические представления законодателя о безопасности в целом, зафиксированные в недействующем ныне Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», где безопасность также интерпретировалась как «…состояние защищенности…» [10]. Впрочем, отметим, что в ныне действующем законе «О безопасности» [11] отсутствует дефиниция данного термина.
Следует отметить, что содержательно анализируемый термин безопасность дорожного движения условно можно разделить на две составляющие: (1) дорожное движение и (2) безопасность. Следует отметить, что единых подходов в науке не выработано ни по первой, ни по второй составляющей. При этом, научные исследования как российских, так и зарубежных исследователей пестрят отличающимися определениями данных терминов [1], [2], [3]. Рассмотрим точки зрения ученых на первую из выделенных составляющих, отдадим предпочтение русскоязычным научным источникам информации (рисунок 1).
В рамках данной части работы умышлено выбраны для анализа работы, датируемые разными годами и даже веками, однако, следует обратить внимание на то, что ученые так и не пришли к общей сколь ни будь единообразной трактовке дорожного движения, которое рассматривается ими как общественное отношение, совокупность участников, совокупность условий, деятельность, система и процесс.
Рисунок 1. Научные подходы к понятию дорожного движения [4, 6, 7, 8]
Научные взгляды на понятие безопасности также отличаются разнообразием и неоднозначностью.
Представляется, что именно разнообразие интерпретаций термина безопасности не позволило включить данный термин в выше упомянутый федеральный закон. Придерживаясь наиболее распространенного подхода к определению безопасности, согласимся с Ожеговым С.И. в том, что это: «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [32].
На основе проведенного анализа двух составляющих, определимся с понятием безопасности дорожного движения, опираясь на некоторую совокупность научных точек зрения (рисунок 2).
Рисунок 2. Научные подходы к понятию безопасности дорожного движения [4, 5, 8]
Исходя из анализа, уточним, что безопасность дорожного движения большинством ученых интерпретируется как состояние. Таким образом, наука в некотором роде находится в фарватере правового регулирования. Выражая авторскую точку зрения, присоединимся к дефиниции, данной законодателем в выше приведенной статье, как наиболее комплексно отражающей исследуемую категорию.
Библиографический список
-
Wegman F. The future of road safety: A worldwide perspective //IATSS research. – 2017. – Т. 40. – №. 2. – P. 66-71.
-
World Health Organization. Global status report on road safety 2015. – World Health Organization, 2015. – P. 6-16.
-
Ziakopoulos A., Yannis G. A review of spatial approaches in road safety //Accident Analysis & Prevention. – 2020. – Т. 135. – P. 105323.
-
Калюжный Ю. Н. Содержательная характеристика основных элементов системы обеспечения безопасности дорожного движения //Право и политика. – 2018. – №. 7. – С. 36-46.
-
Клебельсберг Д. Транспортная психология / пер. с нем. ; под ред. В. Б. Мазуркевича. — М. : Транспорт, 1986. —22 с.
-
Клинковштейн Г. И. Организация дорожного движения. М. – 1975. –34 с.
-
Коноплянко В. И. Организация и безопасность дорожного движения. М. – 1991. – 112 с.; Лукьянов В. В. Безопасность дорожного движения. М. – 1978. – 29 с.
-
Майоров В. И. Дорожное движение и безопасность. – Челябинск. –1997. – с. 130-136.
-
О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ // ГАРАНТ [Сайт]. – URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 13.05.2024)
-
О безопасности: Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1// ГАРАНТ [Сайт]. – URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 13.05.2024)
-
О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ// ГАРАНТ [Сайт]. – URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 13.05.2024)
-
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. – № 20. –ст. 2817.