В ПРОИЗВЕДЕНИИ АРАБСКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА ИБН БАТТУТЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ» О ТУРКМЕНАХ

Чарымырадов Ресул
Туркменский государственный университет имени Махтумкули
преподаватель

Аннотация
Ибн Баттута – известный арабский путешественник, писавший о туркменах и их этнографии в средние века. В данной статье анализируются его сочинения о туркменах. Наиболее полную информацию о нем, основных событиях и местах, где он побывал, можно получить из работы автора «Путешествия». В целом это произведения знаменитого путешественника является ценным источником для изучения туркменской истории, этнографии и культуры.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чарымырадов Р. В произведении арабского путешественника Ибн Баттуты «Путешествие» о туркменах // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/04/101938 (дата обращения: 23.05.2025).

Познакомившись с произведением Ибн Баттуты «Путешествия», вы увидите, что в этом произведении он не только описывает чудеса, которые видел в местах своего путешествия, но и подходит к любой проблеме с психологической точки зрения. Следует подчеркнуть значение деятельности Баттуты в изучении этнографии, географии, нравственной культуры Средней Азии. Он не просто записывает все, что видит, но пытается через эти детали раскрыть национальные особенности и качества. «Ибн Баттута, как и Марко Поло, пишет о событиях, которые кажутся нам меньшими и менее важными, например о его приеме, вручении подарков, не как о простом событии, а как о важном моменте раскрытия ситуации». [1, 3 стр.] В «Путеводителе» Баттуты можно найти немало подробностей, раскрывающих национальную мораль туркмен. Например, Ибн Баттута упоминает, что он был гостем в доме туркменского дервиша по дороге в Ургендж, и отмечает об этом: «Они называют его «Ата», что означает «отец». Он принял нас и прочитал благословляющую молитву» [4, 519 с.]. Этими словами путешественник подчеркивает, что туркмены уважают старших и во всех вопросах обращаются к ним за советом.

Путешественник пишет о жителях этого места в Ургенче: «Я никогда не видел в мире народа столь нравственного, доброго и великодушного к бедным, как жители Ургенча» [4, 520 с.], он столь высоко оценивает туркменский народ. Еще Баттута отметил особое уважение туркмен к женщинам. Он восхищается тем, как одеваются туркменские женщины, и отмечает, что в отличие от арабок их лица открыты. Ибн Баттута подчеркивает не только нравственные качества туркмен, но и природу этих земель. Путешественник рассказал, что его очень впечатлила природа Хорезма, и отметил, что одна из крупнейших рек – Джейхун – протекает за пределами города, а в холодное время года река замерзает.
Особое внимание путешественник уделяет безопасности караванов в дальних поездках. Потому что на караваны часто нападали грабители. Он даже отмечает, что в некоторые места без туркмен невозможно отправиться в путешествие. Это потому, что он хорошо знает местность и настаивает на защите караванов от грабителей.
Известный российский учёный И.Ю. Крачковский считает Ибн Баттуту последним универсальным географом, преодолевшим 75 тысяч верст [2, 417 с.]. Эту информацию подтвердили в газете «Международные новости» и сообщили, что путешественник проехал 75 тысяч миль[3]. Отражая развитие ориентализма, а также географических исследований, многие ученые утверждают, что труд Ибн Баттуты — это не просто фантазия средневековой мифологии, а основное руководство, основанное на фактах. В данной работе внимание туриста привлекает соблюдение обычаев пребывания в туркменских селах.
Гостеприимство, щедрость, открытость и беспечность туркменского народа – один из случаев, особо отмеченных в сочинениях путешественника. Во время своего путешествия в Йемен Ибн Баттута упоминает, что правителем этого места был султан Муджахид Нуреддин Али. Он является правителем туркменского Ресулогуллари бегликов. Ресулогулы — это первоначальная туркменская династия, правившая Йеменом между 1229 и 1454 годами [5]. Здесь также путешественника по особенному случаю встречает султан и отмечает, что он присутствовал на особой церемонии, проводимой здесь. «Народ Султана принимает четверг. Я отдал честь правителю. Обычай приветствия там был такой: «Указательный палец прикасается к земле, затем поднимается к голове, говоря, храни вас Бог во веки веков!» я сделал то же самое. Судья сидел по правую сторону от правителя. Я пошел против него по его указанию» [4, 354 с.]. Ибн Баттута упоминает, что правитель сидел на красивом ложе из шелковой ткани, а по бокам стояли вооруженные солдаты. Когда султан сел, люди, которые должны были его приветствовать, подошли к его особому присутствию и сели в условленном месте. После собрания готовится особая еда, которую подают гостям двумя разными способами: «тэмуль-амма» (обычный сачак) и другая «тэмуль-хасса» (особый сачак). Султан, главный судья, великие ученые и почетные гости сидели в специальном крыле, в то время как другие ученые, судьи, шейхи, эмиры и полководцы сидели, ели и пили в обычном крыле. Путешественник отмечает, что подобным образом подает еду и султан Дели Мухаммед Тогалак. Ибн Баттута подчеркивает, что он пробыл здесь некоторое время, с ним хорошо обращались и подарили несколько подарков.
Несмотря на расположение туркменского народа, разбросанного по разным частям света, общее сходство их традиций можно увидеть из работ путешественника.
В пути путешественника упоминается, что когда он поступил, на земли бегликов туркмен Гараманогуллары встретили пришедшего с охоты султана Бедреддина и отдали ему честь, спешившись с коня. Отмечая, что у туркмен не очень популярно здороваться верхом на лошади, он объясняет эту ситуацию следующим образом: «У правителей в этой стране есть такая традиция. Если кто-то, идущий издалека, при встрече спешит с лошади, он тоже спуститься. Султаны также рады такому уважению, оказываемому прибывшим пассажиром, и оно приводит к ответному уважению» [4, 414 с.]. Отмечая, что путешественник знал эту традицию туркмен и раньше, он говорит, что султан заслужил большую честь.
Ибн Баттута с восхищением отмечает, что у туркмен очень строгие правила против кражи лошадей. Если кто-то украдет лошадь, то вор должен вернуть девять украденных лошадей, иначе применяют более суровые наказания. В результате большого количества туристов, посещающих эти места, а именно Хорасан, об этих правилах услышали люди из других стран и не решались совершить кражу. Даже путешественник отмечает, о недостаче из их трех лошадей, а через пятнадцать дней пришли татары и отдали им лошадей. Об этом событии он пишет: «Итак, хотя они и украли наших лошадей, но, должно быть, вернули их обратно, потому что боялись строгих правил туркмен» [4, 566 с.]. Он говорит, что у туркмен много лошадей, у каждой из них своя метка и они свободно бродят без пастуха.
Известный арабский путешественник восемь лет путешествовал по Делийскому султанату на службе Мухаммеда Тогалака. В своих воспоминаниях путешественник много упоминает о туркменских обычаях и традициях: рассмотрим такой пример, несмотря на то, что султан был очень горд, он особо уважал хоросанцев. Выходец Герата, живущий в Хорезме хоросанский факих эмир Абдылла, приходя, на прием к султану вручает подарок жены хорезмийского бега Эмира Гутлуг Тимура Торебега хатуна. Он благодарен за посланный им подарок. Выражая свою благодарность, он посылает много подарков. В это время эмир Абдылла говорит, что хочет остаться в индийском султанате. Султан приблизил его к соратникам. Однажды он повернулся к Абдулле и сказал:
Вот, иди к сокровищнице! – говорит он. – Возьми оттуда все что сможешь и оно твое”. Эмир Абдылла наполняет тринадцать мешков золотом и серебром. Некоторые из них он привязывает к своим рукам, то к ногам, то к спине. Но когда он выходит из сокровищницы его груз становиться тяжелее. Он падает на землю и не может подняться… Султан приказывает взвесить его мешки. Взвесив мешки, которые он взял, оказался размером с Дели равно тринадцати битам [6, 188 с.].
Баттута приводит еще одну историю о щедрости индийского султана. Вышеупомянутый шерефмульк Хорасан Эмирбахт однажды в столице заболел. Король едет к нему в гости. Для правителя в его доме ставится специальное ложе под названием «мурэ». Султан сидит там и приказывает принести весы. Вместе с весами приносят большое количество золота и просят сесть на одну сторону. Тогда Шерефмульк сказал: «О султан! Если бы я сделал это, я бы носил больше одежды!» Султан говорит ему, что он может носить столько одежды, сколько у него есть. И он сидит обернутый во все что мог, а с другой стороны кладут ему золото, которое может сравниться с его весом. Царь отдал ему все это золото и сказал: «Делай добро и давай милостыню, чтобы избавиться от твоей боли!» сказав Возьми это!” покидает это место [4, 292 с.].
Особой признательностью пользуется путешественник Мухаммед Тогалага и отмечает, что ни один другой правитель не может сравниться с ним в щедрости. Баттута приводит еще несколько историй по этому поводу. В большинстве этих историй, главным образом в событиях между хорасанитами и правителем, видно, что награды этим хорасанитам были высокими. В целом это произведения знаменитого путешественника является ценным источником для изучения туркменской истории, этнографии и культуры.


Библиографический список
  1. Ибрагимов Н. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. М., Наука, 1988.
  2. Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература. Том IV, Издательство Академии Наук СССР, Москва – Ленинград 1957.
  3. Medieval traveller-Ibn Battuta.//International the news. January 10, 2004.
  4. Sait Aykut.Ibn Battuta Seýahetnamesi (Abu Abdullah Muhammet ibni Battuta Tanci).-Istanbul, 2004.
  5. Agaýew D. Türkmenleriň Resulogullary begligi.// Diýar, N:10/2021
  6. Mele A. Syýahatnama.// Dünýä edebiýaty A.:2017. N 6

 

 

 



Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: