О РОЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Данилов Юрий Дмитриевич
Брестский государственный технический университет

Аннотация
В статье дан анализ роли и перспектив использования информационных технологий в гуманитарном образовании. Автор указывает на ряд преимуществ и проблем, связанных с активным внедрением в образовательный процесс IT-технологий и современных средств коммуникации. В материале сделана попытка сформулировать прогноз на дальнейшие перспективы развития гуманитарного образования в условиях информационного общества.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Данилов Ю.Д. О роли информационных технологий в гуманитарном образовании // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/09/96497 (дата обращения: 29.03.2024).

В конце ХХ века использование информационных технологий было прежде всего прерогативой сотрудников, работающих в области естественных наук. По мере развития компьютерной техники, внедрения современных средств коммуникации, разработки все более производительного и совершенного программного обеспечения, данные ресурсы все более широко начинают применяться и в гуманитарных областях знаний. Об этом убедительно свидетельствует стремительный рост прикладных исследований в данных сферах.

Гуманитарным наукам, с одной стороны, присущи те же самые проблемы, которые присутствуют во всем мире познания. С другой – они обладают целым рядом специфических характеристик. К таким, например, можно отнести проблемы сохранения, систематизации и обеспечения общедоступности знаний, предметов мирового культурного наследия, которые представлены в виде старинных рукописей, книг, иных материальных артефактов.

Современный этап развития информационного общества характеризуется стремительным развитием электронной коммерции, глобализацией мирового рынка, усилением координации в деятельности различных национальных организаций и увеличением количества создаваемых наднациональных институтов. Все это в значительной степени связано с интенсификацией общественного информационного обмена, в котором активно взаимодействуют и сотрудничают научные специалисты различных направлений: экономисты, психологи, лингвисты, информатики, физики, математики и пр. Результатом данного сотрудничества стало широкое распространение междисциплинарного анализа научных проблем с помощью информационных технологий. Сегодня уже никого не удивишь, что такой подход стал вполне обыденным к исследованиям не только в области теории информации и коммуникаций, но и к таким, сугубо гуманитарных направлениям в науке, как социология, психология, политология, культурология, экономика и иным.

Современный уровень развития глобальной сети предоставляет широкие возможности по удовлетворению важнейших человеческий потребностей: коммуникативной, когнитивной, игровой. И именно ввиду данного обстоятельства, логика развития гуманитарного знания движется в направлении междисциплинарности и широкой интеграции. Это дает возможность не просто объединять в исследованиях локальные инструментарии и способы исследования из отдельных наук, но и вырабатывать некие общие методологиче6ские основания, приемлемые и для гуманитарных, и для естественных наук. Например, в 80-е годы прошлого столетия сформировалось такое академическое направление как компьютерная этика, которая предлагала решения по проблемам предотвращения несанкционированного доступа к информации, этическим вопросам, касающимся интеллектуальной собственности, морально-нравственных аспектов неконтролируемого распространения заведомо ложных сведений и т.д. Здесь проявилась очевидная и прочная связь этической картины глобальной сети с поведением в ней пользователей, действиями акторов, предоставляющих информационные услуги, предпочитаемыми ценностями.

Мультикультурный контекст информационных технологий сегодня стал предметом интереса для всех многих IT-специалистов, а также и тех, кто изучает человека и пытается осмыслить гуманитарные феномены Интернета. Так, в социологии наметилось новое и весьма актуальное направление исследований – изучение т.н. «цифрового раскола» («digital divide»), вызванного расслоением общества по критериям владения, доступа и вовлеченности в информационно-коммуникационную среду. Как указывают некоторые ученые, следствием данных процессов стало развитие ранее не виданных форм социального неравенства внутри общества и маргинализации значительных слоев населения [1].

Как известно, современная социальная теория предполагает всесторонний и глубокий анализ существующих и перспективных форм общественной жизни, а также их понятийное оформление. К таким реалиям относятся:

  • социальные отношения в современном информационном обществе (стиль жизни и поведения, информационная культура, компьютерная грамотность, особенности общения и коммуникации в инфосреде и пр.;
  • новые социальные группы и общности, формирующиеся в информационном пространстве (когниктивные, демографические, гендерные, экологические и пр.);
  • разнообразные глобальные социальные процессы (мультикультурализм, конфликты реального и виртуального, информационные войны, преступность и пр.). Их исследованиям в значительной степени помогают именно информационные ресурсы и технологии, которые, с другой стороны, сами представляют важный предмет для пристального изучения.

Следует отметить, что IT-технологии в течение довольно длительного периода практически не использовались в гуманитарных науках. Частично это было обусловлено тем, что они изначально развивались в соответствии с потребностями, прежде всего, естественных наук. Кроме того, сами гуманитарии довольно скептически относились к компьютеру, как надежному, объективному и реальному научному инструменту для своих исследований. И только с появлением и широким распространением доступной техники, росту компьютерной грамотности специалистов-гуманитариев, информационные технологии начали активно проникать в социокультурные дисциплины. Например, в лингвистике они использовались для машинной обработки текстов, их реферирования, для переводов, хранения больших объемов информации. В конце концов, данные процессы привели к появлению такого понятия, как образовательная среда.

Глобальная сеть развивается стремительно и также быстро увеличивает количество источников, направлений и областей, которые могут быть задействованы в исследованиях гуманитарного характера. Это создает некоторые технические проблемы, а самое главное – нравственные, которые легко могут перерасти в правовые. Даже сегодня актуальным является вопрос, каким образом, например, находить в сети необходимый материал, использовать его, и при этом, не украсть. Очевидно, что для решения такого рода проблем необходимы совместные усилия специалистов разных профилей и областей знания.

Роль информационных технологий в гуманитарных науках постоянно возрастает. Это можно назвать вполне естественным процессом, т.к. становление самого информационного общества непосредственно связано с пересмотром целей и задач, прежде всего, гуманитарного развития. При этом крайне важным является не допустить искажения этих задач, часто проявляющегося в двух крайностях в усвоении и понимании особенностей гуманитарного образования в целом. Это:

  • когда гуманитарное образование, рассматриваемое в качестве способа управления человеческим бытием, начинает применяться как универсальное средство манипулирования общественным сознанием и решения идеологических вопросов;
  • когда, рассуждая о технократическом обществе, утверждается вторичность гуманитарного образования [2].

Такого рода толкования возникают на глубоко ошибочных и даже опасных представлениях о том, что гуманитарное образование, якобы, не определяет качество и уровень развития технологий, а, следовательно, никаким образом не участвует в развитии общества, не является ресурсом для повышения качества его жизни и увеличения материального благополучия.

Современное осмысление его роли требует решительного изменения ориентиров в понимании его сущности. Оно должно рассматриваться как фундаментальная подготовка, в рамках которой социальные практики становятся все более интеллектуально насыщенными, динамичными и всепроникающими.

Гуманитарное познание все более приобретает междисциплинарный характер, который, в свою очередь, определяет практическую эффективность, теоретическую продуктивность и направление исследований во многих других направлениях, включая не только смежные области, но и сугубо технократические. В рамках самих гуманитарных наук формируются специализации, которые меняют и техническую, и инструментальную парадигмы работы и с естественнонаучным, и с гуманитарным материалом. Кроме того, эти направления сами становятся предметом изучения и маркером, который определяет современное представление о гуманитарных исследованиях. Так, уже сейчас следует однозначно признать, что одной из основных тенденций развития гуманитарного образования, происходящего в условиях информационного общества, является его интеграция с естественными науками. Благодаря этому значительно повышаются точность и строгость его методологической и инструментальной составляющих, а в конечном счете – объективность и результативность.

Разработка и внедрение современных информационных технологий неизбежно влечет появление в структуре гуманитарного образования принципиально новых отраслей и направлений. Данный процесс естественным образом отвечает всем цивилизационным характеристикам человека третьего тысячелетия, который должен владеть не только некой суммой знаний, но и уметь их приобретать самостоятельно – учиться. Для решения данной проблемы весьма актуальным представляется такая парадигма образовательной среды, в которой гуманитарное образование будет в полной мере соответствовать методологическим принципам информационного общества и вытекающим из них педагогическим технологиям. Информатизация в таком образовательном пространстве будет выступать в качестве главного механизма реализации новой образовательной модели гуманитарного образования, гаранта ее высокого качества, объективности, продуктивности и востребованности в обществе.

Необходимо отметить, что интерес к информационным технологиям у гуманитариев начал проявляться еще на рубеже 80-90 гг. прошлого века, т.е. практически в тоже самое время, когда происходило развитие теории информатики и ее становление как прикладного вида деятельности. В 90-е годы этот интерес привел к появлению целого ряда «отраслевых» информатик», сформировавшихся в истории, социологии, экономике, психологии, лингвистике и т.д. Причем, в них был четко обозначен существенный перекос в сторону прикладных исследований. Последствия такой деформации имели неоднозначные последствия. С одной стороны, информатизация в гуманитарных областях знания дала возможность подробно и объективно описать глубокие социальные изменения, вызванные распространением информационных технологий во всех сферах жизни людей. С другой, сформировалась острая необходимость переосмысления самой философии информатики и ее влияния на развитие общества в целом, степени воздействия на мировую культуру.

Одним из таких дискурсов в наши дни стала полемика о роли информатизации в гуманитарном образовании в условиях распространения короновирусной инфекции. Практически по всему миру образовательная деятельность была переведена на дистанционную форму. Можно сказать, что в это время Интернет превратился в своеобразную супертехнологию, с помощью которой стало возможным не останавливать образовательный процесс и обеспечить получение знаний практически на всех образовательных уровнях, начиная от начальной школы и заканчивая ВУЗами. Использование информационных технологий раскрыло и глубокие возможности по индивидуализации обучения, что всегда было проблемой массовой школы. В многочисленных исследованиях значения дистанционного образования были отмечены такие его преимущества:

  • гибкость – возможность самостоятельно устанавливать место, время и продолжительность обучения;
  • модульность – возможность выстраивать учебный процесс по принципу, когда обучающиеся имеют возможность самостоятельного выбора дисциплин;
  • доступность – возможность учиться без жесткой привязки участников образовательного процесса к месту и времени;
  • рентабельность – возможность экономить значительные материальные средства за счет отсутствия оплаты за использование площадей образовательных учреждений, переездов, пользования учебными материалами и пр.;
  • мобильность и широкий охват – обеспечение оперативного взаимодействия между преподавателями и обучающимися и возможность использования ими образовательных ресурсов глобальной сети;
  • технологичность – возможность использования в образовательном процессе различных технологий, сервисов, программных продуктов.

Все это, безусловно, способствует тому, что компьютер и современные информационные технологии, адаптированные под интересы педагогической деятельности, позволяют более эффективно подходить к реализации образовательной концепции «face to face».

Таким образом, можно с большой долей уверенности утверждать, что информационно-коммуникационные технологии в настоящее время не просто заняли значимое место в гуманитарном образовании, но и далее будут все глубже и шире проникать в него. С одной стороны, это будет проявляться в разработке и появлении все более совершенных программных продуктов, которые станут оказывать помощь всем акторам образовательного процесса. С другой – обучающиеся получат в свое распоряжение современные инструментарии для повышения качества исследований в области гуманитарных наук. Важно отметить, что такая взаимозависимость будет только возрастать, потому что в информатике, как таковой, естественным образом будет увеличиваться потребность в гуманитарной культуре.


Библиографический список
  1. Лукина Н.П. Информационное общество: состояние и перспективы социально-философского исследования // Открытый междисциплинарный электронный журнал «Гуманитарная информатика»; 2014, №1.
  2. Несговорова Г.П. Информационные технологии в гуманитарных исследованиях // Информатика в науке и образовании. Сборник статей. Сер. Выпуск 21 Конструирование и оптимизация программ. – Новосибирск, 2012. – С.178. – с.105.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Данилов Юрий Дмитриевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация