ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федосеева Любовь Алексеевна
ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
Статья посвящена государственному регулированию системы высшего образования. Образование приоритетное направление в развитии России. В настоящее время существует необходимость совершенствования структуры органов управления высшим образованием в части финансирования, контроля качества образования, учета и отчетности, надзора за соблюдением лицензионных требований, за финансово- экономическим состоянием и др.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А. Государственное регулирование в сфере высшего образования // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/08/96446 (дата обращения: 19.04.2024).

Ключевым фактором развития страны является образовательная система. Обществу, государству необходимо, чтобы образование эффективно выполняло такие традиционные функции, как воспитания патриотизма, формирования личности, социализации.

Государственная политика в области образования — это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, которая осуществляется им для достижения соответствующих стратегических целей и задач всероссийского и даже глобального значения [2].

Государственная образовательная политика основывается на следующих принципах:

-   гуманистический характер образования;

-  единство образовательного пространства в условиях многонационального государства;

-   общедоступность образования;

-   светский характер образования;

-   плюрализм и свобода в образовании;

-  интеграция российской образовательной системы с системами образования других государств;

-   демократический характер управления образованием [3].

В настоящее время государство ставит своей целью вывести Российскую Федерацию из кризиса в сфере ВО, для чего необходимо обеспечить:

-   реализацию права на получение бесплатного высшего образования;

-        формирование в общественном сознании отношения к ВО как высшей ценности;

-         воспитание молодого поколения в духе уважения к закону и высокой нравственности;

-           создание социально-экономических условий для развития системы высшего образования;

-           стимулирование юридических и физических лиц, осуществляющих образовательную деятельность, путём предоставления налоговых и таможенных льгот;

-            законодательное закрепление административной, имущественной и материальной ответственности учредителей ВУЗов;

-   соблюдение трудового законодательства;

-           вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству образовательных услуг, расширение участия в образовательных программах международных организаций и сообществ [3].

Четкое понимание структуры системы ВО и актуальных проблем ее функционирования определяет цели, принципы и направления модернизации ВО. Стратегия развития высшего образования России заключаются в системном преобразовании модели управления с учетом национальных особенностей и международных стандартов.

В России действуют следующие государственные органы управления высшего образованием:

1)  Министерство науки и высшего образования РФ;

2)  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

3)        федеральные ведомства в сфере управления образованием (например, министерства обороны МВД, Минздрав);

4)  государственные органы управления образованием субъектов РФ;

5)  муниципальные (местные) органы управления образованием.

К       компетенции     государственных    органов    управления    высшим образованием относятся:

-       разработка и реализация международных, федеральных и региональных программ в области ВО;

-          разработка ФГОСов и установление эквивалентности документов о высшем образовании;

-   государственная аккредитация ВУЗов;

-   модернизация структуры системы ВО;

-         разработка перечня профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

-               разработка нормативной базы для существенного повышения эффективности использования материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов: 1) установление порядка аттестации научно- педагогических работников в соответствии с законодательством РФ; 2) финансирование ВУЗов; 3) обеспечение оснащенности образовательного процесса;

-   оценка качества образовательной деятельности [3].

Министерство науки и высшего образования РФ является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ВО, научной, технической и инновационной деятельности, развития научных исследовательских центров, технополисов.

В условиях демонополизации появление негосударственных высших образовательных учреждений стало закономерным явлением, стимулирующим развитие образовательной системы. Для расширения негосударственного образовательного сектора необходимо ставить негосударственные ВУЗы наравне с бюджетными с момента получения ими государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности. В общем, цель реформирования сводится к дальнейшему разгосударствлению ВУЗов, в первую очередь через создание автономных учреждений. Децентрализация ВО становится политикой стратегии развития ВУЗов [2].

Сфера образовательных услуг должна иметь государственное регулирование, так как именно государство — главный заказчик на получение высококвалифицированного специалиста [1].

В качестве проблем развития высшего образования отмечают:

-         неспособность предоставить всем желающим возможность получения необходимого ВО;

-   недостаточный уровень развития информатизации и технологий;

-   неопределенность места ВУЗа в общественной структуре;

-       низкая мобильность, адаптивность системы ВО к различным социально- экономическим условиям;

-   меняющиеся глобальные условия;

-   реформирование полномочий уровней власти;

-   опасность снижения доли ответственности государства за сферу ВО.

Образовательная система в России, идущая на постепенное сближение с европейской моделью образования, воспринимает необходимые формы демократизации высшего образования.

К примеру, наделение преподавателя статусом государственного служащего возлагает на него дополнительные обязанности и ответственность за результат своей деятельности и ВУЗа в целом. Таким образом, можно появляется принцип взаимной ответственности государства и учебного заведения за качество предоставляемого образования. ВУЗ, выдавая диплом о высшем образовании, в лице государства подтверждает наличие у выпускника необходимого уровня знаний [1].

Отсюда следует, в данной модели организации ВО синтез частных и публичных инструментов регулирования образовательной деятельности с активным участием государства может быть положен в основу новой системы высшего образования.

Государственное стимулирование ВУЗа заключается в побуждении ВУЗа действовать добровольно, двигаясь к поставленной государством цели, но при этом выполняя предписания управляющего органа.

Подготовка специалистов с высшим образованием должна осуществляться на федеральном уровне с учетом развития рынка труда. Одним из направлений рационализации сети учреждений высшего образования провозглашается объединение их в комплексы университетского типа, включающие в себя образовательные учреждения различного уровня образования.

Анализируя современные тенденции общественного развития, можно сказать, что существует необходимость расширения общественного участия в управлении образованием на всех его уровнях. Причиной этому служит модернизация отечественной образовательной системы в целях его соответствия требованиям общемировой тенденции в высшем образовании [1].

Государственная политика в области образовании продолжает оставаться одной из функций государства, а образование по-прежнему быть приоритетом в развитии России. Реформирование государственного регулирования в сфере ВО призвано способствовать росту качества образовательных услуг, повышению системы образования на международной арене [2].


Библиографический список
  1. Гарибова Е.А. Механизмы государственно-частного партнерства в системе высшего профессионального образования: проблемы и пути их решения // Пространство экономики. 2014. № 2-3.
  2. Мамедов А.А. Государственное регулирование в сфере высшего образования // Вестник РУДН. 2011. № 2.
  3. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация