РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Дубровин Никита Алексеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Жидков Алексей Андреевич1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В данной статье характеризуется проблематика работы классного руководителя с трудными детьми. Авторы статьи анализируют понятия «трудные дети» и «дети группы риска», отождествляя их. Также авторами выделены сущностные характеристики данной социальной группы. В статье анализируются причины, которые порождают данную социальную группу, обозначаются возможные методы разрешения данной проблемы. И наконец, авторами выделяется роль классного руководителя в работе с трудными детьми, а также подмечается значимость работы Совета профилактики школы.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Дубровин Н.А., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Федосеева Л.А. Работа классного руководителя с трудными детьми // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/07/96240 (дата обращения: 20.04.2024).

В педагогической практике часто используется такое выражение как «трудные дети». Кто же такие трудные дети? Можно отметить, что трудные дети представляют собой определённую социальную группу, чьи общественные нормы отличаются от господствующих норм. Данное понятие встречается в психолого-педагогических словарях, но настолько ли оно удачное? В настоящее время в рамках педагогики наиболее часто применяется понятие «дети группы риска». Всё же, каким понятием не обозначать данную группу детей, она существует, и для работы с ней нужны определённые умения и навыки.

К трудным детям часто относят детей, характеризующихся низким уровнем дисциплины, нехорошим поведением, некоторыми отклонениями в развитии нравственного характера. Трудные дети обычно получают плохие оценки, редко и небрежно выполняют домашние задания, нередко пропускают уроки, плохо себя ведут. Обычно воспитанием трудных детей в семье занимаются мало или не занимаются вообще. Такие дети крайне рано начинают курить, пить алкоголь, принимать наркотические препараты.

Л.А. Азарова выделяет следующие причины, которые порождают «детей группы риска»:

-                   отсутствие воспитания в семье, полное незнание родителями потребностей и интересов таких детей;

-                   отсутствие целенаправленной комплексной воспитательной работы с детьми;

-                   чрезмерная жестокость или попустительство за поступки и действия;

-                   «эпидемия» разводов в РФ;

-                   потеря родителями эмоциональных контактов со своими детьми;

-                   семейно-бытовые отношения, которые можно считать неблагоприятными;

-                   отсутствие внимания к детям, контроля за детьми;

-                   чрезмерная занятость родителей [1].

Исследователь М.А. Жагарина считает, что дети группы риска – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер непосредственно к коррекции их поведения. В категорию детей группы риска попадают школьники, которые выпали из нормального учебного-воспитательного процесса. У таких детей обычно не могут сложиться правильные отношения с педагогом, они не могут найти собственного места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердиться [2].

Значимое место в работе с трудными детьми занимает работа классного руководителя. А.В. Фетисова отмечает необходимость проведения классным руководителем индивидуальных бесед с трудными детьми и их родителями. Классный руководитель может оказывать непосредственную помощь родителям [3].

Также классный руководитель тесно сотрудничает со школьным психологом по всем вопросам, которые касаются трудных детей. Классный руководитель ведёт журнал учета различных происшествий, в которых принимали участие трудные дети. Он разрабатывает план действий по коррекции поведения детей группы риска. Поведение трудных детей может рассматриваться на школьном Совете профилактики. Дальнейшая работа –  непосредственно выход на малые педсоветы, заседания педагогического совета школы, администрацию учебного заведения.

Как было сказано ранее, одно из значимых звеньев в данной работе – это деятельность Совета профилактики школы, в который входят представители администрации, родительского комитета, Совета старшеклассников, сотрудники ОВД (участковые милиционеры), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.


Библиографический список
  1. Азарова, Л.А. Психология девиантного поведения: учеб. – метод. комплекс / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
  2. Жагарина, М.А. Как оказать помощь “трудным” детям (из опыта работы) / М.А. Жагарина, О.В. Никулина // Воспитание школьников. – 2009. – № 8. – С. 66-69.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация