ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Федосеева Любовь Алексеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Дубровин Никита Алексеевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
Авторы статьи характеризуют возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование межличностных отношений. В статье проанализированы ведущая деятельность в рамках данного возраста, новообразования и взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, значение игровой деятельности, различные психологические аспекты.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л., Дубровин Н.А. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование межличностных отношений // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/07/95700 (дата обращения: 29.03.2024).

С.В. Попова-Денисова к ключевым критериям характеристики школьников возраста семи-одинадцати лет относит следующие: ведущая деятельность, новообразования и взаимоотношения со взрослыми и сверстниками [2].

Ведущая деятельность в данном возрасте – это непосредственно учение. При этом важно заметить, что обучение в школе и учение могут не совпадать. Для того, чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особенным образом. Необходимо, чтобы учение было похоже на игру, потому что ребёнок больше любит играть. Продуктом учения является сам человек.

Ключевые новообразования, которые происходят у школьников в данном возрасте – это в первую очередь личностная и интеллектуальная рефлексия. В этом возрасте число факторов, которые влияют на самооценку, заметно расширяется.

У школьников возраста семи-одинадцати лет также продолжает формироваться стремление на все иметь свою собственную позицию. У ребёнка появляются определённые суждения о собственной общественной значимости, которое складывается посредством формирования и развития самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они реально дорожат. Высокая самооценка обычно бывает у ребёнка только в том случае, если родители относятся к нему с заинтересованностью, любовью и теплотой.

Однако вскоре у детей складывается новое представление о своей личности. В это время самооценка утрачивает зависимость от различных ситуаций, а приобретает характер стабильности. Самооценка в данном случае теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному представлению себя.

Данный возраст представляет собой один из важнейших периодов в развитии самосознания ребёнка.

Рефлексия предполагает изменение принципов мышления. Дети начинают задумываться о том, почему он думает так, а не как то по-другому. Формируется механизм коррекции собственного мышления в рамках теории и логики. Вследствие этого у детей появляется возможность и способность подчинять своё намерение интеллектуальной цели, удерживать его длительное время.

В данном возрасте способность хранить и обрабатывать информацию совершенствуется, активно развивается память. Ребёнок не просто лучше запоминают, но и способен размышлять непосредственно о том, как он это делают. Следует отметить, что во многих исследованиях по запоминанию списка предметов дошкольники не смогли справиться с заданием, а школьники справились с ним успешно. Они целенаправленно повторяли, организовывали в памяти, совершенствовали информацию с целью её наиболее оптимального запоминания, и даже могли рассказать, к каким техникам они прибегали, чтобы помочь своей памяти лучше работать.

В рамках младшего дошкольного возраста эгоцентризм, который присущ мышлению дошкольника, начинает по немного убывать, чему способствуют совместные игры, но всё-таки не исчезает полностью. Конкретно мыслящий ребёнок часто ошибается при прогнозе результата. Вследствие этого ребёнок, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнет новые факты, тем самым изменит собственную точку зрения.

На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, проводить их соотношение, учитывать одновременно несколько измерений состояния события или объекта.

У детей в данном возрасте активно формируется и развивается способность мысленноного прослеживания изменений объекта. Также у них возникает обратимое мышление.

Далее следует сказать про взаимоотношения детей в этом возрасте со взрослыми. Нужно отметить, что на поведение и развитие ребёнка непосредственным образом влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Ребёнок гораздо лучше развивается в рамках применения взрослыми демократического стиля общения.

Если говорить о взаимоотношениях младших школьников со сверстниками, то следует отметить, что в данном возрасте ребёнок все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика примерно к двенадцати годам. Наиболее популярные дети обычно быстрее адаптируются, чувствуют себя среди сверстников наиболее комфортно и, как правило, умеют сотрудничать.

В данном возрасте ребёнок по-прежнему много времени уделяет непосредственно игре, в рамках которой у него развиваются чувства соперничества и сотрудничества, приобретают личностный смысл и такие понятия, как равенство, лидерство, преданность, предубеждение, справедливость, предательство, подчинение.

Игра принимает общественную окраску: ребёнок выдумывает тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила общества младших школьников позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых.  Н.Н.Обозов отмечает, что игра для ребёнка младшего школьного возраста имеет большое значение в силу таких причин, как формирование социально значимых личностных черт, развитие коммуникабельности и навыков взаимодействия, проявление умственных способностей, стремление к успеху, формирование умения самостоятельным образом находить решения проблемы [1].

Если говорить об эмоциональном развитии, то следует отметить, что момента, когда дети идут в школу, их эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который они приобретает вне дома.

Страхи детей отражают восприятие окружающего их мира, рамки которого теперь всё активнее расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются иными, наиболее осознанными и реальными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму беспокойства или тревоги.

Н.А. Шкуричева отмечает, что иногда у ребёнка младшего школьного возраста появляется острое нежелание идти в школу. Симптомы (головокружение и головная боль, рвота, боль в желудке) достаточно распространены. Всё же, необходимо заметить, что крайне часто это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. С психологической точки зрения это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны педагогов, боязнь быть отвергнутым друзьями или родителями. В таких случаях может помочь дружески настойчивая заинтересованность родителей в посещении их ребёнком школы [3].


Библиографический список
  1. Обозов Н.Н. Межличностные отношения [Текст] / Н. Н. Обозов. – Л. : ЛГУ, 1979. – 236 с.
  2. Попова-Денисова С.В. Развитие межличностных отношений у младших школьников / С.В. Попова-Денисова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения — 2014. —№ 41.—С. 109—113.
  3. Шкуричева Н.А. Формирование межличностных отношений первоклассников как условие успешности их адаптации к школе [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Шкуричева. – М., 2006. – 185 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация