ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Зимакова Мария Алексеевна
Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина
студентка, инженерно-экономический факультет, кафедра государственного, муниципального и корпоративного управления

Аннотация
Проблема трудоустройства молодого поколения в текущих условиях социально-экономического развития Российской Федерации остается актуальной и на сегодняшний день. Основными причинами, создающими рассматриваемую проблему, являются отсутствие опыта работы, трудового стажа по профессии. Эффективное трудоустройство молодого поколения – комплексная задача, позволяющая решить смежные проблемы, в том числе и проблему создания гармоничной, обеспеченной семьи. В данном исследовании основное внимание акцентировалось на определении зависимости между качественным трудоустройством студентов и будущих выпускников высших учебных заведений и их отношением к построению личной жизни. Одним из методов реализации исследования является анкетирование учащихся ведущих высших учебных заведений города Рязани.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зимакова М.А. Исследование мотивации молодого поколения на рынке труда в Рязанской области // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/06/95681 (дата обращения: 16.03.2024).

На текущий момент спрос на труд ниже предложения. Из-за перенасыщенности рынка труда, молодое поколение сталкивается с проблемами трудоустройства. Данная проблема напрямую связана с несогласованностью рынка труда и рынка образовательных услуг. Согласно данным Росстата самой многочисленной группой выступает молодежь до 25 лет по России, где уровень безработицы составляет 20,4% [4].  Высокий уровень безработицы среди молодого поколения обусловлен отсутствием возможностей трудоустройства по специальности, поскольку с точки зрения работодателей, выпускники высших учебных заведений не наделены нужными компетенциями и опытом работы для соискания на вакантные высокооплачиваемые должности по направлению учебной подготовки [3, с.100].

В то же время необходимо отметить, что происходящая в обществе цифровая трансформация, требует притока именно молодого поколения, которые являются наиболее восприимчивыми к происходящим изменениям и имеет большие возможности профессионального роста. Современные молодые специалисты, которые выходят на рынок труда, знакомы с новыми технологиями, у них имеются навыки маркетинга и менеджмента [2, с.226]. Современный этап развития общества актуализируют многие из проблем, связанных с эффективным трудоустройством молодёжи. Важнейшей является проблема мотивации поведения в одной из важнейших сфер общественной жизни (сфера трудовой деятельности). Положение молодёжи на рынке труда является результатом воздействия следующих факторов [1, с.75]:

1) увеличение доли молодёжи, обращающейся в службу занятости за содействием в трудоустройстве,

2) коммерциализаций системы профессионального образования, приведшей к изменению профессиональной структуры выпускников и переизбытку кадров экономической и юридической специализации,

3) увеличение числа молодёжи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей возможности продолжать обучение.

Исходя из оценки специалистов службы труда и занятости населения, молодёжь выбирает работу, не связанную с полученной специальностью (примерно 40%) или трудоустраиваются на не престижные рабочие места с низкой заработной платой. Также наблюдается регистрация в качестве безработных. В целях изучения трудовой мотивации молодёжи в Рязанской области был проведен опрос 100 человек из категории “молодёжь”.

К рассматриваемой социальной группе при подготовке социологического опроса были отнесены мужчины и женщины от 17 до 35 лет, являющиеся студентами двух ведущих высших учебных заведений Рязанской области: Рязанского государственного радиотехнического университета и филиала Московского университета им. С. Ю. Витте. В рамках подготовки к проведению опроса была создана анкета, состоящая из 20 вопросов, которые можно разделить на следующие группы:

  1. Вопросы, определяющие социально-демографический статус опрашиваемого (данные по возрасту, полу, уровню образования и семейному положению);
  2. Вопросы, касающиеся имущественного положения (определение жилищных условий респондента, уровень дохода в семье);
  3. Вопросы, определяющие отношение респондента к дальнейшему трудоустройству и ключевым факторам поиска достойной работы (определяют отношение к государственной политике в области преодоления безработицы выпускников высших учебных заведений, уровень желаемого дохода, перспективы организации собственного бизнеса и оценку ключевых факторов и личностных характеристик эффективного трудоустройства)

В ходе проведения анкетирования были получены следующие результаты:

  1. Около 92% опрошенных не были замужем/женаты, 3% находились в гражданском браке;
  2. Возрастной ценз в рамках опроса составил от 18 до 35 лет, где 81% пришелся на категорию от 18 до 20,18% – на группу от 20 до 25 лет и 1% – на группу от 30 до 35 лет;
  3. 85 процентов опрошенных получали первое высшее образование, 10% уже имели среднее профессиональное, либо первое оконченное высшее образование;
  4. Что касается жилищного вопроса, то 35% респондентов ответили, что проживают с родителями, 31% снимают квартиру, а остальные проживают либо в собственной квартире в одиночку, либо живут с родственниками в квартире, где имеется доля в собственности;
  5. Результаты опроса также показали, что опрашиваемые планируют самостоятельно решать вопрос отдельного жилья: 43% надеются найти высокооплачиваемую работу, позволяющую накопить нужную сумму на покупку квартиры, 12% рассчитывают на приобретение квартиры по ипотеке. 23% респондентов отметили, что надеются на финансовую помощь со стороны родителей, а 12% ответили, что уже имеют собственное жилье, приобретенное родителями;
  6. Что касается вопроса о среднемесячном доходе в семьях, то результаты продемонстрировали относительно равномерное распределение между ответами: 20,78% респондентов ответили, что их доход составляет 10-15 тыс. руб., 24,68% – 15-20 тыс. руб, 24,68% – 20-30 тыс. руб., 22,08% – 30-40 тыс. руб. и 7,79% имеют доход от 40 до 50 тыс. руб.
  7. Результаты анкетирования также показали, что в целом студенты не готовы искать работу параллельно с учебой (32,47% ответили, что совмещают работу с учебу и 67,53% на момент опроса только учились)
  8. Данные опроса также подтвердили, что студенты в большей степени предпочитают поиск работы по специальности, либо с учетом величины заработной платы. Результаты анкетирования показали следующее: 42,86% опрошенных ответили, что предпочли бы найти работу по полученной специальности, 36,36% приоритетом считают высокую заработную плату, поэтому для них не имеет значения соответствие занимаемой ими позиции с полученной профессий, а 20,78% планируют создавать собственную фирму;
  9. Условия труда опрашиваемых также достаточно традиционные: около 60% предпочитают график 5/2 8 часов в неделю, 18% рассчитывают на частичную занятость, 23% предпочитают быть самозанятыми. Остальные предпочитают удаленную работу
  10. Оценивая собственные возможности трудоустройства, 83% респондентов надеются только на себя при поиске работы, 16% – на помощь родственников или знакомых. Статистика показала, что студенты практически не верят в помощь государственных органов и учебных заведений в помощи в трудоустройстве по специальности, что однозначно указывает, на неэффективность работы высших учебных заведений и органов власти по решению проблемы безработицы молодого поколения
  11. Респонденты на начальном этапе трудовой деятельности считают приемлемым следующий уровень зарплаты: 41,56%% ответили, что рассчитывают на доход свыше 50 тыс. руб., 32,47%% – на 40-50 тыс. руб., 16,88%% – на 30-40 тыс. руб., 7,79% – на 25-30 тыс. руб. и 1,30% – на 20-25 тыс. руб.
  12. Рассматривая причины, препятствующие трудоустройству молодых специалистов в регионе, 47% респондентов ответили, что работодатели неохотно берут на работу молодежь, 30% указывали на отсутствие предложение с достойной заработной платой, 22% – на отсутствие предложений по специальности. Интересно, что 18% ответивших посчитали, что проблема кроется в самой молодежи, которая не хочет работать вовсе
  13. Вопрос смены жительства в поисках прибыльной работы определяет, насколько молодое поколение мобильно. Результаты показали, что 78% готовы сменить обстановку ради решения материальных проблем, а 22% предпочли остаться в родном городе;
  14. Отвечая на вопрос о мероприятиях по стимулированию трудоустройства молодежи, 43% студентов отметили, что политика в регионе должна быть направлена на обеспечение занятости населения, 38% – на разработку законодательных мер по трудоустройству, остальные отметили необходимость создания новых высокотехнологичных производств;
  15. Выбирая наиболее эффективные методы и формы поддержки безработных специалистов, 36% респондентов выступили за введение гарантированного трудоустройства для выпускников профессиональных уч. заведений, 34% – за создание новых рабочих мест, 19% – за финансовую поддержку при открытии собственного дела. Остальные выбрали развитие молодежных бирж труда, организацию бесплатных курсов повышения квалификации и переквалификации или введение системы гарантированного трудоустройства при сокращении или ликвидации производств
  16. Основной причиной отказа работодателя в трудоустройстве, по мнению опрошенных, является отсутствие практического опыта (52%), на втором месте – недостаток квалификации (52%), на третьем – личные антипатии работодателя (14%)
  17. Основными гарантиями, дающими возможность трудоустройства, респонденты считают наличие связей (43%), активность и личные качества (41%), уровень образования и престижность университета (39%) и опыт работы (35%);
  18.  Что касается основной мотивации при выборе рабочего места, то по мнению опрошенных, наиболее важным является сфера деятельности и возможности профессионального роста (54%), затем уровень заработка (45%), и далее условия труда и отношение к работникам со стороны руководства (25%)
  19. Наконец, на вопрос о планировании бизнеса, 42% ответили отрицательно, 25% хотят зарегистрироваться в качестве ИП, 22% планируют организовать малое предприятие и 15% хотят быть самозанятыми.

Таким образом, результаты анкетирования позволили сделать следующие общие выводы:

  1. Молодое поколение не рассчитывает на помощь государства или высших учебных учреждений в поиске работы;
  2. Большая часть респондентов не заинтересована в создании собственного бизнеса и планирует искать работу с высокой заработной платой в размере от 40 до 50 тыс. и выше
  3. Респонденты также убеждены, что работодатель не заинтересован в приеме молодых специалистов из-за отсутствия должного опыта и навыка, а также квалификации;
  4. По результатам анкетирования, молодое население в целом показало себя достаточно мобильным и готовым на смену жительства для решения материальных проблем.

Полученные результаты указывают на необходимость повышения уверенности у молодого поколения эффективности региональной политики по преодолению молодёжной безработицы и участию высших учебных заведений по содействию трудоустройства молодых специалистов. [1, с. 2].


Библиографический список
  1. Албитова Н.В., Пашкова С.Е., Антонова Г.В. Региональный опыт содействия занятости женщин с детьми//Экономика и управление: проблемы, решения,2017. №2 (12). С.75-82.
  2. Аликперова Н.В., Ярашева А.В., Виноградова К.В. Мотивация трудового поведения молодежи как возможности для реализации финансовых стратегий // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 1. С. 226-240.
  3. Чередниченко Г.А. Первое трудоустройство после ВУЗа//Социологическое исследования 2018. № 8. С. 91-101.
  4. Росстат: каждый четвертый безработный в России — молодой человек до 25 лет [Электронный ресурс]. URL: https://rvs.su/novosti/2019/rosstat-kazhdyy-chetvertyy-bezrabotnyy-v-rossii-molodoy-chelovek-do-25-let (дата обращения 07.05.2021)
  5. Перечень навыков soft-skills и способы их развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (Дата обращения: 07.05.2021).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Зимакова Мария Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация