Информационная компетентность современного педагога представляет собой способность широко применять новейшие цифровые технологии для непосредственного доступа, интегрирования, создания, управления и оценки образовательной информации в целях организации информационно-образовательной среды.
Исследователь А.А. Акимов также отмечает, что информационная компетентность педагога включает в себя не только процесс применения различных информационных средств и инструментов, но также и их оптимальное использование в педагогической профессиональной деятельности [1].
В свою очередь, Л.Ю. Монахова и Е.А. Рябоконь определяют информационную компетентность педагога в качестве способности и готовности к самостоятельному ответственному применению современных информационных технологий в образовательном процессе [3].
Информационная компетентность педагога имеет собственную структуру. Так, Л.А. Краснова и В.Ю. Шурыгин определяют следующие элементы в качестве её структуры:
- цифровой элемент, который включает в себя знания педагога о возможностях компьютерных технологиях и сети Интернет, навыки модификации программного обеспечения и материалов для своих нужд;
- ресурсный элемент, который включает в себя представление педагога о бесконечных потоках информации в сети Интернет, навыки поиска, анализа и систематизации необходимой информации, применения её в образовательном процессе;
- технологический элемент, который включает в себя навыки использования компьютерных технологий и сети Интернет не только как источников информации, но и как средств её обработки для создания собственных электронно-дидактических пособий, последующей публикации своих материалов и проектов во всемирной паутине [2].
Формирование информационной компетентности современного педагога непосредственно предполагает:
- формирование у педагога представлений об основах функционирования персонального компьютера и дидактических возможностях информационно-коммуникационных технологий;
- формирование у педагога положительной мотивации к применению информационно-коммуникационных технологий;
- формирование у педагога навыков подготовки дидактических материалов при помощи компьютерных средств;
- формирование у педагога навыков применения сети Интернет и цифровых учебных ресурсов в профессиональной деятельности при организации образовательного процесса;
Компьютер представляет собой инструмент, применение которого должно органично вписываться в учебно-воспитательный процесс, а также способствовать достижению поставленных целей и задач учебного занятия. Компьютер не заменяет роли педагога, но непосредственным образом преобразует характер его деятельности. Ключевая методическая проблема преподавания в данном случае смещается от того, «как лучше рассказать учебный материал», к тому, «как лучше его показать».
Усвоение знаний, которые связаны с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более результативно и оптимально для обучающегося, нежели заучивание однотипного материала. Посредством различных программ обучающийся может осуществлять моделирование различных реальных процессов, и, соответственно, видеть причины и следствия, осознавать их смысл. Компьютерные технологии дают возможность устранить одну из наиболее значимых причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, который непосредственно обусловлен непониманием сущности проблемы, значительными пробелами в знаниях.
Включение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий делает его наиболее занимательным интересным для обучающихся. Они создают бодрый настрой на рабочую деятельность, облегчают процесс преодоления трудностей в освоении умений и навыков. Различные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий увеличивают интерес обучающихся к учебной дисциплине. Компьютер может и должен рассматриваться в качестве сильного рычага интеллектуального развития обучающихся.
Применение в учебно-воспитательном процессе новейших информационно-коммуникационных технологий способствует формированию у обучающихся познавательных способностей, делает процесс обучения динамичным и наглядным.
В заключение можно сказать, что высокий уровень информационной компетентности – это крайне важная характеристика современного педагога, которая позволяет выйти на совершенно иной уровень педагогического мастерства и обеспечивает качество обучения.
Библиографический список
- Акимов А.А. О подходах к структуре и содержанию информационной компетентности педагога // Инновации в науке. 2014. №39.
- Краснова Л.А., Шурыгин В.Ю. Содержание и пути формирования информационной компетентности педагогов // БГЖ. 2017. №3
- Монахова Л.Ю., Рябоконь Е.А. Структура информационной компетентности педагога // ЧиО. 2019. №3 (60).
Количество просмотров публикации: Please wait