ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Овсянников Геннадий Иванович
ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет)
Институт иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент кафедры И-12

Аннотация
Данная статья по посвящена обзору основных направлений развития профессионального образования и обучения с опорой на социальное партнёрство в контексте нескольких стран ЕС.
Обращается внимание на исторические предпосылки данной проблематики, имеющей многогранный характер, связанный с нашей страной. Предпринята попытка выявления вектора развития профессионального образования в России.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Овсянников Г.И. Основные характеристики социального партнерства в странах Евросоюза в контексте профессионального обучения в течение всей жизни // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/03/94783 (дата обращения: 19.04.2024).

В Евросоюзе активно идет обсуждение проблем и тенденций, связанных с социальным партнерством в контексте профессионального образования в течение всей жизни.

В нашей статье основными постулатами данной образовательной парадигмы являются: социальное партнёрство и профессиональное образование/обучение в течение всей жизни. В связи с этим возникает необходимость более детального определения этих основных понятий.

Итак, социальное партнёрство рассматривается как особый тип социально-трудовых отношений, характерных для рыночной экономики, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальной баланс и  реализацию их основных интересов. В настоящее время все большее значение приобретает социальное партнёрство в сфере профессионального образования, когда работодатели, представляющие интересы рынка труда и определенным образом формирующие его и заинтересованные в квалифицированных работниках, становятся субъектом  в развитии  профессионального образования и обучения.[1,с. 51].

В связи с социальным партнёрством образование и обучение (включая профессиональное образование и обучение в течение всей жизни) являются очевидным фактором в развитии личности с точки зрения гражданственной социальной значимости. В концепции обучения в течение всей жизни приоритет отдается деятельности, направленной на мотивацию индивидуума к обучению и повышению квалификации в любом возрасте, на любом уровне профессиональной подготовки. В самом широком смысле концепция обучения/образования в течение всей жизни рассматривает обучение как стратегию, помогающую людям справиться  с собственным становлением, зрелостью и старением в том обществе, где они живут [2, с.21].

К сожалению, в нашей стране в условиях пандемии и глобального кризиса на эти концептуальные особенности все реже обращают внимание.

Избирательно и фрагментарно образование существовало на протяжении всей истории человеческого общества. Для одних учеба была сословной привилегией и удовольствием, для других – неприятной обязанностью. Третья, наиболее многочисленная часть людей, вообще оказалась лишена возможности учиться как в детстве, так и в последующие периоды жизни.

Ответом на такое положение вещей стала концепция непрерывного образования, которая была провозглашена ЮНЕСКО в 1972 году и поддержана рядом влиятельных межправительственных организаций [3]. По сути, речь идет о смене образовательной парадигмы, которая связана с общественным производством и воспроизводством знаний, навыков, информации, ценностей и традиций.

В историческом плане среди первых в нашей стране фундаментальных работ по основам непрерывного образования следует отметить монографию А.П. Владиславлева [4], посвященную образовательным аспектам научно-технической революции. Автор сумел вскрыть недостатки традиционной системы, как тогда говорили, «народного образования», в частности его базовой и дополнительной форм, указал на новые возможности системы «наука – техника – производство». Владиславлев А.П. обратил особое внимание на объективную необходимость систематического и самостоятельного повышения квалификации работниками, причем касалось это всех возрастных групп.

Кроме того, он проанализировал значение индивидуальности и системности как методологических принципов непрерывного образования. В настоящее время все чаще используют синонимичное словосочетание «обучение в течение всей жизни».

Другим известным разработчиком теории непрерывного образования стал В. Г. Онушкин, который на протяжении многих лет возглавлял первый и единственный в нашей стране НИИ образования взрослых в Санкт-Петербурге. Являясь членом редколлегии ряда международных теоретических журналов, а также членом ученого совета Института образования ЮНЕСКО (Гамбург), он сумел привлечь внимание крупных исследователей к проблемам непрерывного образования взрослых в современной России.

Но, к сожалению, эта проблематика так и осталась лозунгом в нашей стране.

Под редакцией В. Г. Онушкина была издана фундаментальная коллективная монография [5], посвященная функциям непрерывного образования (компенсаторная, адаптационная, развивающая) и его задачам (создание целостной системы образовательных учреждений, которая обеспечивает обучение и воспитание человека на протяжении всей его жизни и соответствует развитию сознательной потребности в новых знаниях, умениях и навыках). В дальнейшем В. Г. Онушкин в соавторстве со своим ближайшим сотрудником Е. И. Огаревым издали первый в стране словарь терминов непрерывного образования[6].

В 1990-2000-е годы активно работают и другие исследователи. Среди отечественных авторов, внесших значительный вклад в разработку теоретических основ непрерывного образования: М. Т. Громкова, С. И. Змеев, С. М. Климов, И. А. Колесникова.

В частности, хотелось бы отметить реально действующий Центр изучения проблем профессионального образования под руководством доктора педагогических наук, профессора Олейниковой О.Н.

В настоящее время очевидно, что работодатель и его предприятие, работающее в условиях высоко конкурентного рынка, остро нуждаются в мотивированных квалифицированных кадрах. В связи с этим работодатель весьма заинтересован в квалифицированной подготовке и переподготовке своих специалистов, и это можно рассматривать как важнейший вклад в создание кадрового резерва.

Профессиональное образование и обучение в течение всей жизни играют значительную  роль при решении проблем занятости, особенно в контексте повышения квалификации работающих на предприятии.

Отмечается возрастающая роль предприятия как место, где существуют возможности для профессиональной подготовки и переподготовки, при сочетании обучения и практики на рабочем месте.

Необходимо учитывать существующее взаимопроникновение точек зрения и интересов, при этом очевидно, что в данном случае  профессиональное обучение в течение всей жизни на самых разных уровнях создает образовательное пространство для налаживания необходимого и адекватного диалога между работодателями и наемными работниками. Безусловно, это способствует созданию более конкурентно способного предприятия, с привлечением  более молодых кадров на рынке труда, обеспечивая их большими профессиональными возможностями и создавая возможности для реинтеграции  безработных в рабочую среду.

Таким образом, социальное партнерство в связи с общей концепцией обучения в течение всей жизни развивается и реализуется в европейском профессиональном образовательном  пространстве с учетом особенностей рынка труда.

В этой связи необходима реализация стратегии обучения в течение всей жизни, которая должна охватить не только  профессиональные учебные заведения, но и работодателей, при этом, конечно же,  должна значительно повысится роль самих граждан и их ответственность за собственное обучение.

Не менее важно сформировать культуру обучения в течение всей жизни.

Прочные основы знаний и умений должны закладываться в течение первых лет непрерывного образования, которое должно основываться на новых технологиях; при этом преподаватели средних и высших профессиональных учебных заведений должны постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Должна появиться особая гибкость учебных заведений в части их адаптации к новым требованиям рынка труда; сближении этих учебных заведений и работодателей. В результате должны появиться обучающие компании и фирмы.

Социальный диалог в сфере  профессионального образования в течение всей жизни в большой степени зависит от реализуемых в рамках национальных государств специфичных  моделей социального партнерства.

Наиболее приемлема схема: государство – учебное заведение – социальные партнеры – финансовое кредитование.

В Германии данная социально-педагогическая парадигма работает довольно четко и предполагает высокую степень правового регулирования в сочетании с самоорганизацией в промышленности, и такую структуру государства, в которой большие полномочия переданы Землям.

Во Франции и Австрии исторически образовательная система обучения в течение всей жизни регулируется государством, это ярко проявляется при  национализации ключевых предприятий.

Другое дело – Великобритания.  Здесь предполагается минимальное государственное  вмешательство в организацию промышленности при сильной и независимой финансовой системе.

В Великобритании работодатели отвечают за большую часть профессионального обучения в течение всей жизни, объем обучения определяется  потребностями работодателей.

В Великобритании активно действует  модель социального партнерства:

рынок – образование.

Важно отметить и то, что во всех образовательных парадигмах – социальное партнерство в сфере профессионального непрерывного обучения и образования в течение всей жизни направлено на развитие высококачественного  образования, отвечающего потребностям рынка труда и государства.

Заключение.

Таким образом, основные тенденции и формы развития профессионального образования/обучения в течение всей жизни в европейском контексте могут быть обобщены следующим образом:

1. Необходимо радикальное улучшение качества и эффективности профессионального образования и образовательных систем в международном контексте.

2. Отсутствие помех к получению любого профессионального образования в течение всей жизни.

3.Открытость образования и обучающих систем в глобальном мировом масштабе.

4.Создание органов социального партнерства на национальном, региональном, отраслевом и местном уровне и на уровне учебных заведений (с участием представителей предприятий, ассоциаций работодателей и предпринимателей, торгово-промышленных палат, организаций работников (профсоюзов) и представителей сферы образования) для разработки:

- квалификационных компетенций с учетом спецификации сферы труда;

- учебных программ (спецификация сферы образования в течение всей жизни);

- содержания и организации производственной практики на предприятии (обучение на рабочем месте) или в мастерских учебного заведения;

- прогнозов развития рынка труда и потребности в умениях и навыках;

- мониторинга развития региональных рынков труда;

- выявления необходимости введения новых специальностей образования и обучения в течение всей жизни.

Важно отметить, что практически во всех развитых странах  профсоюзное движение играет важную роль в развитии  социального партнерства.

Условно говоря, в нашей стране фактически отсутствует профсоюзное движение. Мы не берем в расчет некую Федерацию Независимых Профсоюзов, которая полностью себя дискредитировала и создала для себя собственную «кормушку», и  руководители которой в основном далеки от образовательного пространства.

5. Расширение участия средних учебных заведений среднего и профессионально-технического обучения в повышении квалификации работников предприятий – социальных партнеров (модульные программы, основанные на компетенциях).

6. Организация стажировок преподавателей средних и высших учебных заведений на предприятиях социальных партнеров.

7. Участие социальных партнеров в системах обеспечения качества профессионального образования в течение всей жизни.

8. Создание мотивационных механизмов социального диалога (участие в совместных органах – советах, комитетах; повышение эффективности политики предприятий в области развития человеческих ресурсов и т.д.).

9. Выработка предложений по гармонизации спроса и предложения образовательных услуг в течение всей жизни на региональном рынке, отвечающей интересам регионального развития (профили и объемы подготовки).

10. Разработка и реализация совместных проектов в интересах регионального развития (тестирование новых технологий, оборудования, материалов и т.д., обучение студентов работе на новом оборудовании, с использованием новых технологий и материалов и распространение наработок в регионе).

Таким образом, мы концептуально определили основные тенденции развития профессионального образования и обучения в течение всей жизни в международном контексте на примере ряда стран Европейского Союза.


Библиографический список
  1. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Глоссарий терминов профессионального образования и рыка,2001. – 63 с.
  2. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Глоссарий терминов профессионального образования. – 63 с.
  3. Faure, E. Learning to Be: the World of  Education today and tomorrow. Paris: UNESCO,1972; Recurrent Education: A Strategy for Lifelong Leaning for ALL (Delor’s  Commission) Paris: OECD, 1996.
  4. Владиславлев А.П. Система непрерывного образования: состояние  и перспективы. М.: Политиздат, 1984.
  5. Теоретические основы непрерывного образования / Ред. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. и др. – Педагогика, 1985.
  6. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых. Междисциплинарный словарь терминологии. СПб.: ИОВ РАО, 1995. 232 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Овсянников Геннадий Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация