ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сафин Ленар Яхиевич
Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (приволжский) федеральный университет»

Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Проанализирована научно-методическая литература, отдельно рассматривается методика развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сафин Л.Я. Особенности развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/02/94516 (дата обращения: 19.04.2024).

Актуальность. За последние годы проблемам развития координационных способностей младших школьников посвящен ряд педагогических работ С. В. Бочкина, Н.Н. Воробьевой, О.В. Симакова, А.В. Хайруллина и других авторов.

Значительный вклад в разработку указанной проблемы, внесли работы учёных-методистов С.А. Васильева, Н.Н. Данилина, В.А. Григорьева, А.А. Огурцовой, В. С. Шишкиной, С.В. Яковлеваи др.

Как показывают исследования авторов (И. А. Яковлева, Л.Ф. Пузенков и др.) реализация специально разработанных программ основанных на применении разнообразных видов физкультурной деятельности в учреждениях дополнительного образования является одним из наиболее эффективных средств, становления и развития адаптационных способностей воспитанников.Совершенствование координационных способностей направлено на подготовку порастающего поколения к активно изменяющимся условиям производства в обществе и в целом к высокому ритму жизни современного человека.

Степень развития координационных умений и навыков показывают ряд способностей личности:

– умение ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способностей;

– проявление оперативной реакции на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;

– прогнозирование положения движущегося объекта в требуемый момент времени;

– точное исполнение двигательных задач за минимальный показатель времени;

– дифференциация временных, пространственных и силовых параметров движения;

– приспособление к изменяющимся обстоятельствам, к нестандартной постановке задачи.

Актуальность темы связана с тем, что наиболее оптимальным периодом для развития координационных способностей школьников выступает возраст от 7 до 10 лет. Важно не упустить указанный момент в организации физического воспитания учеников начального звена.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методику развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.

Методы и организация исследования: наблюдение, беседы с родителями и педагогами, образовательно – развивающая работа, основанная на выдвинутых предположениях, количественная и качественная обработка результатов, сравнительный анализ полученных данных, эксперимент, измерение, описание, обобщение, конкретизация, формализация, абстрагирование, классификация и др.

Результаты исследования и их обсуждение.

Цель экспериментального исследования состояла в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.

Исходя из цели, были сформированы следующие задачи исследования:

-анализ теоретической литературы по теме исследования, а именно рассмотреть анатомо-физиологическую характеристику детей младшего школьного возраста, раскрыть понятие и виды координационных способностей, исследовать современные методы развития и оценки координационных умений и навыков;

-разработать методику по развитию координационных способностей младших школьников«Равновесие и ловкость – путь к успеху»;

-проверить эффективность воздействия методики«Равновесие и ловкость – путь к успеху» на процесс развития координационных способностей младших школьников;

-провести констатирующий и формирующий эксперимент;

-дать сравнительный анализ констатирующего и контрольного среза.

Для оценки уровня развития координационных способностей младших школьников нами были использованы следующие тесты, определяющие координацию:

-«Четыре поворота на гимнастической скамейке»;

-«Три кувырка вперед»;

-«Стойка на одной ноге».

1. Тест «Четыре поворота на гимнастической скамейке» был проведен нами в экспериментальной и контрольной группе детей младшего школьного возраста 04, 05 ноября 2019 года.

Данное исследование имеет цель выявить координационные навыки, умения школьника, оценка его общей ловкости и чувства равновесия.

Рассмотрим уровни развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста в ЭГ, рисунок 1.

Рис. 1.Анализ результатов первичной диагностики уровня развития координационных способностей

(тест «Четыре поворота на гимнастической скамейке»), ЭГ

Таким образом, из 20 детей, которые принимали участие в исследовании, выявлено:

- 5 школьников с высоким уровнем развития координационных способностей – это 25%;

- 9 школьников – это 45 % со средним уровнем развития координационных способностей;

- 6 школьников – это 30% с низким уровнем развития координационных способностей.

Рассмотрим на рисунке 2 уровни развития координационных способностей у младших школьников в КГ.

Рис.2.Анализ результатов первичной диагностики уровня развития координационных способностей

(тест «Четыре поворота на гимнастической скамейке»), КГ

2.Тест «Три кувырка вперед» был проведен нами в экспериментальной и контрольной группе детей младшего школьного возраста 07, 08 ноября 2019 года.

Данное исследованиетакже направлено на выявление координационных умений младших школьников и оценку чувств равновесия.

Таким образом, из 20 детей, которые принимали участие в исследовании, выявлено: 6 школьников с высоким уровнем развития координационныхспособностей – это 30%; 8 школьников – это 40 % со средним уровнем развития координационных способностей; 6 школьников – это 30% с низким уровнем развития координационных способностей.

Для наглядности рассмотрим на рисунке 3, полученные нами в ходе исследования результаты.


Рис.3.Анализ результатов первичной диагностики уровня развития координационных способностей (тест «Три кувырка вперед»), ЭГ

Анализ результатов первичной диагностики по тесту«Три кувырка вперед» в КГ рассмотрено нами на рисунке 4.

Рис.4. Анализ результатов первичной диагностики уровня развития координационных способностей (тест «Три кувырка вперед»), КГ

3. Тест «Стойка на одной ноге» был проведен нами в экспериментальной и контрольной группе детей младшего школьного возраста 12, 13 ноября 2019 года.

Рассмотрим уровни развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста в ЭГ, рисунок 5.


Рис.5.Анализ результатов первичной диагностики уровня развития координационных способностей

(тест «Стойка на одной ноге»), ЭГ

Таким образом, из 20 детей, которые принимали участие в исследовании, выявлено:

- 4 школьника с высоким уровнем развития координационных способностей – это 20%;

- 9 школьников – это 45 % со средним уровнем развития координационных способностей;

- 7 школьников – это 35% с низким уровнем развития координационных способностей.

Рассмотрим на рисунке 6 уровни развития координационных способностей у младших школьников в КГ.

Рис.6.Анализ результатов первичной диагностики уровня развития координационных способностей (тест «Стойка на одной ноге»), КГ

Таким образом, на основе полученных результатов нами было принято решение о разработке методики, направленной на развитие координационных способностей младших школьников «Равновесие и ловкость – путь к успеху».

Однако после реализации методики по развитию координационных способностей младших школьников «Равновесие и ловкость – путь к успеху», количество детей с высоким уровнем развития координационных способностей увеличилось на 4 человека, то есть увеличение составило 20%, рисунок 7.


Рис. 7. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента (ЭГ, КГ)

(тест «Четыре поворота на гимнастической скамейке»)

Следовательно, эффективность реализованной нами в течение учебного годаметодики подтвердилась. В контрольной группе сравнительный анализ результатов диагностического и констатирующего этапа эксперимента не выявил существенной разницы, рисунок 8.

Рис. 8. Сравнительный анализ результатов контрольного этапа эксперимента в КГ

(тест «Четыре поворота на гимнастической скамейке»)

Рассмотрим ниже результаты теста«Три кувырка вперед».

Согласно данным первичной диагностики дети экспериментальной группы при определении уровня развития координационных способностей показали следующие результаты:

-6 школьников с высоким уровнем развития координационных способностей – это 30%;

-8 школьников – это 40 % со средним уровнем развития координационных способностей;

-6 школьников – это 30% с низким уровнем развития координационных способностей.

После реализации методики по развитию координационных способностей младших школьников «Равновесие и ловкость – путь к успеху», количество детей с низким уровнем развития координационных способностей сократилось до 2 человек, а дети с высоким и средним уровнем развития координационных способностей увеличились на 4 человека, рисунок 9.

Рис. 9. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента (ЭГ)

(тест «Три кувырка вперед»)

Результаты контрольного этапа эксперимента существенно изменились, так как низкий уровень развития показали всего лишь 2 школьника.

Низкий уровень развития координационных и общих физических способностей, в каких бы формах не проявлялось, оказывается часто главным источником трудностей при освоении программы начальной школы.

Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на отсутствие вдохновения детей к процессу совершенствования своих двигательных навыков и умений – одно из наиболее распространённых явлений у родителей и педагогов.

В контрольной группе сравнительный анализ результатов диагностического и констатирующего этапа эксперимента не выявил существенной разницы, рисунок 10.


Рис. 10. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента в КГ (тест «Три кувырка вперед»)

Рассмотрим ниже результаты третьего, заключительного теста«Стойка на одной ноге».

Согласно данным первичной диагностики дети экспериментальной группы при определении уровня развития координационных способностей показали следующие результаты: 4 школьника с высоким уровнем развития координационных способностей – это 20%; 9 школьников – это 45 % со средним уровнем развития координационных способностей; 7 школьников – это 35% с низким уровнем развития координационных способностей.

После реализации методики по развитию координационных способностей младших школьников «Равновесие и ловкость – путь к успеху», количество детей с низким уровнем развития координационных способностей сократилось до 4 человек, а дети с высоким и средним уровнем развития координационных способностей увеличились на 3, рисунок 11.

Рис. 11. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента (ЭГ)

(тест «Стойка на одной ноге»)

В контрольной группе сравнительный анализ результатов диагностического и констатирующего этапа эксперимента не выявил существенной разницы, рисунок 12.


Рис. 12. Сравнительный анализ результатов контрольного этапа эксперимента в КГ (тест «Стойка на одной ноге»)

Таким образом, в ходе реализации методики по развитию координационных способностей младших школьников «Равновесие и ловкость – путь к успеху» в условиях Дворца школьников нам удалось существенно повысить уровень развития их координационныхспособностей.

Работа по развитию координационных способностей в процессе занятий физкультурной деятельностью предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей младшего школьного возраста.

Нам удалось достичь ожидаемых результатов реализации методики по развитию координационных способностей младших школьников «Равновесие и ловкость – путь к успеху», а именно:

-пополнение своего двигательного опыта, который поможет им в дальнейшем осваивать более сложные движения (трудовые, спортивные навыки и др.);

-испытание чувства радости от освоения новых видов движений;

-научение грамотно расходовать свою энергию в процессе движений тела;

-освоение сложных двигательных заданий самостоятельно;

-повышение точности исполнения двигательных действий;

-быстрое перестраивание движений тела в зависимости от изменений обстановки окружения (непредвиденные ситуации).

Заключение. Недостаточное знание процессов развития организма детей семи – одиннадцати лет может привести к ошибкам в выборе методов развития их физических качеств, и как результат, произойдет перегрузка умственных и физиологических качеств, что может нанести существенный вред здоровью ученика.

Изучив анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, можно отметить, что следует особое внимание отводить на правильную организацию и содержание занятий, уроков физической культуры с детьми.

Все виды упражнений должны дозироваться с учетом физической подготовки ребенка. Процесс обучения необходимо строить на наглядной форме освоения нового материала, при этом объяснения педагога должны быть максимально доходчивы и просты.

Координационные способности отражают определенную ловкость в движениях, которая выражается в способности экономно, точно и в соответствии с целями решать двигательные задачи.

Наличие ловкости и координационных навыков личности находятся в прямой зависимости от целого ряда компонентов:

-сложности самого двигательного действия;

-работы анализаторов человека, в частности двигательных;

-навыков человека в отношении анализа двигательных действий;

-возраста человека;

-решительности и смелости человека;

-показателей развития иных физических способностей (гибкость, сила динамики, способности, скорость и др.);

-общей подготовки человека, запас дополнительных двигательных навыков и умений.

Анализ имеющихся источников литературы позволяет утверждать, что сенситивными периодами для развития координационных способностей личности признается возраст начиная от семи и заканчивая одиннадцатью годами.

Анализ литературных источников дает основание утверждать, что в настоящее время наблюдается недостаток теоретических и методологических публикаций в области имеющихся методик развития, контроля и диагностики координационных умений и навыков в разных видах спорта.

Именно поэтому на наш взгляд проблема совершенствования координационных способностей учеников начального звена школы требует к себе большего внимания в условиях организации занятий по физической культуре и отдельных тренировок спортивного содержания.


Библиографический список
  1. Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koordinatsionnye-sposobnosti-opredelenie-osnovnye-podhody-k-izucheniyu-sovremennye-sredstva-i-metody-razvitiya/viewer (дата обращения 11.02.2020)
  2. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.С.Кузнецов. – Москва: Академия, 2012. – 416 с.
  3. Лях  В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
  4. Особенности формирования координационных способностей у учащихся начальных классов на уроках физической культуры  [Электронный ресурс].URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29458469 (дата обращения 11.02.2020)
  5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский цент “Академия”, 2014. – 480 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сафин Ленар Яхиевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация