Актуальность проблемы обеспечения безопасности и охраны труда работающих для Республики Казахстан существенно выше, чем в зарубежных развитых странах, причиной чего, главным образом, является изношенность более 80% основных фондов (сооружений и оборудования) отечественных предприятий, что, естественно, обуславливает высокий риск возникновения аварий техногенного характера, зачастую сопровождающихся травматизмом производственного персонала различной стеᴨени тяжести и даже смертью, а также существенным материальным ущербом (таблица 1).
Таблица 1.1 – Данные по производственному травматизму в РК с 2015 по 2019 гг. [1]
Показатели |
Года |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Численность пострадавших при НС, связанных с трудо-вой деятельностью, чел. |
2307 |
2034 |
2045 |
2160 |
2111 |
Численность погибших при НС, связанных с трудовой деятельностью, чел. |
229 |
225 |
211 |
215 |
190 |
Материальные последствия НС, тыс. тенге | 1457943,8 | 1278543,8 | 1503460,7 | 1532656,2 | 1730202,4 |
В связи с этим создание комфортных и безопасных условий труда имеет большое значение, как для предприятия, так и для экономики страны в целом.
Особенностью всех аспектов улучшения условий труда объясняется тем, что они, в основном представляют собой различные показатели производственной среды, в которой протекает жизнедеятельность работника при осуществлении им трудовой деятельности. От её состояния в прямой зависимости находится уровень работоспособности человека, результаты его деятельности, состояние здоровья, отношение к труду. Улучшение условий труда оказывает существенное влияние на повышение его производительности. Выполнение любой работы в течение продолжительного времени сопровождается утомлением организма, проявляемым в снижении работоспособности человека.
Законодательство Республики Казахстан по охране труда, окружающей природной среды, промышленной безопасности выдвигает на первое место задачу комплексной оценки безопасности жизнедеятельности работников в условиях конкретной производственной системы. Особое значение в этой связи приобретает оценка неблагоприятных производственных факторов, воздействующих на здоровье и работоспособность людей в процессе труда. Одной из видов такой оценки является аттестация рабочих мест (далее – АРМ). АРМ по условиям труда на предприятиях и организациях различных отраслей экономики Республики Казахстан, а также сертификация работ по безопасности и охране труда представляет собой важнейший элемент системы управления охраной труда (СУОТ) при помощи которого можно реально добиться предупреждения и профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих.
В соответствии с п.2 ст.183 Трудового кодекса Казахстана работодатель обязан за счет своих средств проводить периодическую, не реже чем 1 раз в 5 лет, АРМ по условиям труда в соответствии с правилами, рекомендациями и методикой, утвержденными уполномоченным государственным органом в сфере трудовых отношений [2].
В настоящее время в Республике Казахстан действуют несколько обязательных государственных методик по оценке вредных и опасных факторов и условий труда работающих, которые обязательны к исполнению всеми уполномоченными органами, предприятиями и организациями. Остановимся подробнее на них.
Методика оценки вредных и опасных факторов производственной среды регламентируется Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1057 «Об утверждении Правил обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда», с учетом изменений, внесенных приказом Министра труда и социальной защиты РК за №12743 от 26 января 2016 года [3]. Согласно данному документу аттестация производственных объектов включает в себя комплексную оценку данных объектов организации по соответствию их нормативам в области безопасности и охраны труда, и состоит из следующих этапов:
- оценки степени вредности и опасности труда;
- оценки тяжести и напряженности трудового процесса;
- оценки степени травмобезопасности и обеспеченности средствами коллективной защиты;
- оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ).
При отсутствии на рабочих местах вредных и опасных производственных факторов или соответствии их фактических значений нормам безопасности, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников СИЗ считается, что условия безопасности труда на рабочих местах соответствуют установленным требованиям безопасности труда в соответствии со статьей 184 Трудового кодекса и относятся ко 2-му (допустимому) классу условий труда, согласно Гигиенических критериев оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (регистрационный номер АДЗ РК № 1.04.001.2000 от 30 ноября 2000 года) [4].
В зависимости от уровня превышения значений факторов производственной среды от существующих норм, условия труда должны быть отнесены к классам вредных и опасных условий труда 3.1; 3.2; 3.3; 3.4 и 4, согласно гигиенических критериев. При отнесении условий труда на рабочем месте к вредным и опасным условиям труда, аттестационная комиссия разрабатывает проект Плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на предприятии или организации, который должен предусматривать мероприятия, направленные на снижение уровня воздействия вредных производственных факторов, либо на уменьшение времени их воздействия, а также меры по обеспечению требований по травмобезопасности и СИЗ, в том числе мероприятия по совершенствованию технологии производственного процесса и замене устаревшей техники и оборудования.
Рекомендуемая на государственном уровне методика оценки вредных и опасных факторов производственной среды или методика оценки уровня опасности производственного объекта изложена также в приказе и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 300 «Об утверждении Правил определения общего уровня опасности опасного производственного объекта». Данные Правила разработаны в соответствии с подпунктом 15 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите». В соответствии с данными документами определение общего уровня опасности опасного производственного объекта проводится с целью оценки состояния защищенности физических и юридических лиц, окружающей среды от вредного воздействия опасных и вредных производственных факторов путем мониторинга промышленной безопасности, осуществляемых ответственным лицом опасного производственного объекта и территориальным подразделением уполномоченного органа в области промышленной безопасности [5].
Представленным методикам оценки условий труда на рабочих местах присущи те или иные недостатки, а именно они ограничиваются только незначительным числом факторов, обуславливающих состояние безопасности рабочих мест, не учитывают ряд санитарно-гигиенических факторов, некоторые сложны в использовании (учет внеплановых потерь).
Принятый 7 февраля 2005 года Закон Республики Казахстан № 30 «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска. Это напрямую связано с комплексной оценкой условий труда, на основании которой возможно объективное отнесение предприятий или специальностей к классу профессионального риска и обоснование размера страхового тарифа [6].
Таким образом, обобщая различные методические подходы к вопросу комплексной оценки условий труда, следует отметить, что в настоящее время необходима разработка метода комплексной оценки условий труда, учитывающего гигиенические факторы, а также факторы травмобезопасности. Это позволит не только более объективно определять состояние условий труда на рабочих местах, в том числе и при сварочных работах, но и обосновывать класс профессионального риска и размер страхового тарифа при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Непосредственно проведение аттестации рабочих мест возможно по следующим вариантам:
- выполнение всего комплекса работ самой организацией;
- выполнение всего комплекса работ специализированной сторонней организацией на договорной основе, имеющей в своем составе специализированную лабораторию по проведению различных видов исследований.
- приобретать и содержать самому предприятию достаточно большую приборную базу для АРМ, которая проводится 1 раз в 5 лет, экономически невыгодно. Поэтому подавляющее большинство предприятий выбирают второй вариант проведения АРМ.
Сам механизм аттестации определяет трех его полноправных участников – уполномоченные государственные органы по труду, непосредственно организация или предприятие и аккредитованные испытательные лаборатории.
Практика деятельности предприятий, проводивших своевременную аттестацию рабочих мест и по ее результатам внедрявших мероприятия по улучшению условий труда, показывает, что в последующем на этих предприятиях отмечалось снижение уровня производственного травматизма в среднем на 30% и профессиональной заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников на 5%, причем более 48% рабочих мест стали соответствовать допустимому, первому и второму, классу условий труда. На остальных рабочих местах и производственных объектах, на которых было выявлено наличие опасных и вредных производственных факторов (далее – ОВПФ), и прошедших аттестацию условно, работодатели смогли определиться с основными направлениями мероприятий по их улучшению, таких, например, как реорганизация рабочих мест, снижение уровней запыленности и загазованности воздушной среды, шума и вибрации, повышение освещенности и др. При этом результаты проведенной аттестация позволили более эффективно оценить состояние условий труда по факторам производственной среды, травмобезопасности рабочих мест и производственных объектов, а также обеспеченности работников СИЗ, и, следовательно, определить первоочередность выполнения каждого из мероприятий по локализации ОВПФ, на основании чего исключить необоснованные затраты денежных средств и материальных ресурсов.
Анализ статистики и структуры предприятий, проводящих аттестацию рабочих мест, показывает, что она своевременно проводится только на тех производствах, руководители которых реально заинтересованы в эффективном развитии системы управления охраной труда своих работников. При этом понесенные затраты на АРМ достаточно полно компенсируются снижением уровня травматизма и профессиональных заболеваний, установлением скидок к страховым тарифам на обязательное страхование работников от несчастных случаев и профзаболеваний, уменьшением и оптимизацией расходов на обязательные предупредительные меры по охране труда.
Результаты аттестации рабочих мест оказывают неоценимую помощь руководителю предприятия не только в установлении реальных условий труда на рабочих местах и производственных объектах, но и в решении ряда других важных задач, а именно:
- в приведении деятельности службы охраны труда предприятия в соответствие с действующими нормативно-правовыми документами;
- в вопросах повышения общего уровня культуры производственно-технологического процесса в частности, эффективности и конкурентоспособности предприятия в целом;
- в проведении комплекса подготовительных работ по последующей сертификации предприятия в сфере безопасности и охраны труда;
- ознакомление работающих с ОВПФ на рабочих местах, назначения им различных льгот и компенсаций при их наличии.
Проведенный обзор позволил сформулировать следующие проблемы в сфере АРМ:
1. Работодатель не заинтересован в качестве проведения АРМ по условиям труда, а по возможности и уклоняется от ее проведения. Непосредственно в самой процедуре аттестации рабочих мест работодателя интересует, прежде всего, максимальная, документально оформленная степень защиты от государственных контролирующих органов за минимальную цену, а не само фактическое состояние уровня безопасности и охраны труда. В связи с этим зачастую имеет место предварительное согласование или прямой сговор работодателя с исполнителем работ по итоговым показателям аттестации на стадии заключения договора.
2. Другой проблемой, объясняющей низкое качество АРМ по условиям труда, является низкая ответственность аттестующих специализированных организаций (испытательных лабораторий), низкий уровень профессионализма их сотрудников, недостаточная укомплектованность приборной базой и несовершенство нормативно-правовой системы аттестации. Основной целью в соответствии с установленными правилами аккредитации со стороны уполномоченных государственных органов является: подтверждение компетентности организаций; подтверждение полномочий организаций оказывать эти услуги, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы; обеспечения гарантий ответственности организаций перед заинтересованными лицами – получателями услуг. Однако в настоящее время практически все аккредитованные лаборатории, уже внесенные в реестр организаций, оказывающих услуги по АРМ, не имеют оснащения для исследования всех ОВПФ производственной среды. В связи с этим механизм аккредитацией аттестующих специализированных организаций требует пересмотра установленного порядка аккредитации.
3. Проблемой, также предопределяющей низкое качество проведения АРМ по условиям труда, является отсутствие должного контроля со стороны государственных уполномоченных органов (Инспекции по охране труда, Комитета промышленной безопасности и др.). Так, даже при оценке качества аттестации отсутствует методика объективной и реальной оценки деятельности аттестующих специализированных организаций в части проведения ими исследований ОВПФ, т.к. при экспертизе оценке подлежат только материалы аттестации. На деле, при оценке качества аттестации со стороны контролирующих органов проверяется лишь правильность оформления аттестационных карт и всех других прилагаемых документов. Контролирующие государственные органы не имеют в своем составе собственных испытательных лабораторий для возможности выполнения контрольных измерений фактических значений уровней ОВПФ на рабочих местах, поэтому протоколы лабораторных исследований, выполненных силами специализированных организаций, как правило, сомнению ими не подвергаются.
4. Как указывалось выше, услуги по проведению аттестации рабочих мест предприятий предлагает большое количество специализированных коммерческих организаций (аккредитованных лабораторий), в связи с чем конкуренция в этом секторе достаточно острая. Для того, чтобы получать устойчивые заказы и прибыль ряд таких организаций стал необоснованно понижать цены на проведение АРМ, причем делать это за счет снижения полноты и качества аттестации.
Ряд казахстанских ученых и практиков, с целью решения вышеуказанных проблем по АРМ, выступили со следующими предложениями [7]:
- усилить контроль со стороны государственных уполномоченных органов за строгим исполнением п.2 ст.183 Трудового кодекса по аттестации каждого производственного объекта по условиям труда через каждые 5 лет, что, несомненно повысит уровень безопасности и охраны труда работающих;
- исключить демпинг при предоставлении специализированными организациями услуг на проведение АРМ, что повысит его качество;
- обеспечить специализированные организации по проведению АРМ разработанными и утвержденными едиными государственными методиками проведения исследования ОВПФ, учетно-отчетными формами, требованиями к квалификации персонала и материально-технической базе;
- дополнить Руководство Р. 2.2.755-99 в свете действующих в республике современных санитарно-гигиенических нормативов.
Таким образом, в настоящее время возникла острая необходимость в разработке на государственном уровне комплексных мероприятий по совершенствованию всего механизма АРМ, что будет способствовать повышению эффективности управления условиями труда работников, снижению уровня их профессионального травматизма и заболеваемости, более точной и достоверной оценке рабочего места на соответствие организационным, техническим и социальным требованиям.
Библиографический список
- Официальный сайт Комитета по статистике Республики Казахстан. URL: https://stat.gov.kz (дата обращения: 20.12.2020).
- Республика Казахстан. Закон. Трудовой Кодекс РК №414-V ЗРК от 23.11.2015 г. (введен в действие 01.01.2016 г.) – Астана,2015 г.- Ведомости Парламента РК 2015 г. – №22-IV. – Ст.151.
- О внесении изменения в приказ Министра здравоохранения и соцразвития РК от 28.12.2015 года № 1057 «Об утверждении Правил обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда» URL: http://http://www.enbek.gov.kz/ru/node/343222 (дата обращения: 20.12.2020).
- Руководство Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» (Регистрационный номер АДЗ РК № 1.04.001.2000 от 30 ноября 2000 года). URL: https://online.zakon.kz/Document?doc_id=…. (дата обращения: 20.12.2020).
- Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 300 «Об утверждении Правил определения общего уровня опасности опасного производственного объекта» // «Казахстанская правда» от 04.07.2015 г. – № 125 (28001).
- Закон Республики Казахстан от 7 февраля 2005 года № 30 «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2005 г. – №3-4. – Ст. 2.
- Официальный сайт журнала охрана труда. Казахстан. URL: https://e.otruda.mcfr.kz/ (дата обращения: 22.12.2020).
Количество просмотров публикации: Please wait