УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Власова Анастасия Андреевна1, Ротанова Валерия Александровна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Сочнева Анастасия Сергеевна1, Бугрова Анастасия Николаевна1
1НГПУ им. Козьмы Минина

Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос психофизиологического развития детей и его влияние на организацию эффективных уроков по технологии.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Власова А.А., Ротанова В.А., Торопова А.И., Сочнева А.С., Бугрова А.Н. Учет индивидуальных и возрастных особенностей, обучающихся при организации и проведении занятий по технологии // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/94249 (дата обращения: 19.04.2024).

Психофизиологическое развитие детей – одна из важных тем для правильного и эффективного построения учебного процесса. Педагогу необходимо знать все психофизиологические особенности развития детей для того, чтобы с учетом всех этих особенностей выстроить урок и сформировать у обучающихся универсальные учебные действия [2].

Процесс усвоения знаний приводит к тому, что формируются различные умения и навыки и развиваются личностные качества ребенка. Однако, чем старше класс, тем знания, умения и навыки приобретают иной, более усовершенствованный характер.

Усвоение знаний во многом зависит от избранного методического пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в зависимости от того, какие приемы и методы обучения использует педагог, во много зависит дальнейшее эффективное усвоение знаний у обучающихся и их психофизиологическое развитие [1].

Несоответствие психолого-педагогических методик обучения психофизиологическим особенностям ребенка напрямую влияет на неуспешность деятельности детей.

Проведение занятий по технологии в 5 классе.

В 5 классе происходит переход от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. Это время – период адаптации в средней школе, который характеризуется как внешними, так и внутренними  изменениями в жизни.

К внешним изменениям можно отнести: возросшие темп и объем работы, новые требования к оформлению работ, самостоятельный поиск информации.

К внутренним изменениям: переломный, кризисный момент для школьника, стремление обрести себя как личность, отчуждение, познание собственного «Я», постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения, смена приоритетов.

Ребенок начинает постепенно приобретать чувство взрослости, однако, познавательный интерес к учебе сохраняется. Оценки всё еще являются критерием успешности и неуспешности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. Иначе, есть шанс приобретение внутреннего дискомфорта или даже конфликта.

Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками [3].

Проведение занятий по технологии в 6 классе.

По статистике, в 6 классе 90% обучающихся испытывают кризис идентичности. В связи с этим, начинают проявлять упрямство, негативно реагировать на просьбы старших, появляется желание «выделиться».

По мимо «кризиса идентичности», наступает кризис «отделения от семьи» — борьба подростка за переход на партнерские взрослые взаимоотношения с родителями. На данном этапе родителям не следует проявлять избыточную строгость и контроль. В противном случае, подростки будут подавлять свои эмоции при родителях, однако, демонстрировать свою агрессию при педагогах.

В 6 классе познавательный интерес значительно падает за счёт появления новых личных интересов (общение со сверстниками), нету концентрации внимания, низкая способность сосредоточиться во время учебного процесса.

Главной задачей педагога является создание и удержание интереса у подростков к учебной деятельности [2].

Проведение занятий по технологии в 7-8 классах

Отношение к учебной деятельности и учебная мотивация в 7-8-х классах имеет двойственный характер. С одной стороны, это период, характеризующийся снижением мотивации учения, что объясняется возрастанием интереса к окружающему миру, лежащему за пределами школы, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, именно в этот период начинают формироваться новые, зрелые формы учебной мотивации, самообразования и самосовершенствования. 7-8 классы – пик эмоциональной неуравновешенности. В связи с тем, что подростки в данных классах начинают думать быстрее, необходимо увеличивать тем обучения.

В 7-8 классах эффективно использовать проблемный метод обучения метод проектов.  С одной стороны, для осуществления данных методов у подростков уже имеется достаточная база знаний, с другой стороны – проблемная обучение способно заинтересовать подростков, ссылаясь на их уже повзрослевшее «Я» и самостоятельность. К примеру, на уроках по «Электротехнике» обучающиеся самостоятельно могут изучать схемы квартирной электропроводки, определять расходы и стоимость электроэнергии за месяц [3].


Библиографический список
  1. Руководство практического психолога. Психолог в школе : практическое пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 206 с.
  2.  Тищенко, А.Т. Технология: Программа: 5-8 классы/ А.Т. Тищенко, Н.В. Синица/ – М.: Вентана-Граф. 2015-144с.
  3. Хохлова, Т.В. Технология ведения дома. Учебно-методическое пособие для преподавателей технологии, студентов педагогических вузов и колледжей / Т.В. Хохлова, А.В. Полухин – Брянск: Изд-во БИПКРО, 2012. – 65 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Власова Анастасия Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация