АНАЛИЗ СВЯЗИ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье рассмотрено понятие педагогика и то, как она взаимодействует с другими науками. Рассмотрены педагогические проблемы и различные подходы.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А. Анализ связи педагогики с другими науками // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/93984 (дата обращения: 19.04.2024).

Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отстраненно от остальных наук о человеке. Только на границе педагогики с другими науками о человеке чаще всего возникают открытия. Замкнутость педагогической науки от прочих наук – источник низкой результативности ее разработок, неубедительности практических рекомендаций и предписаний.

Педагогические проблемы играют важную жизненное и общекультурное роль. Современному человеку нужно обладать знаниями о типах поведения, о видах обучения и воспитания, о различных формах образования, как в своей стране, так и за рубежом, а также о методах результативного воспитательного влияния, о способах взаимоотношений, определяющих совместную деятельность и взаимное понимание. В положении подбора формы образования родителям следует иметь полное понимание типов обучения и видов специализированных или общеобразовательных школ.

Виды и типы взаимодействий педагогики с остальными науками различны:

•        креативное изучение научных положений синергетического подхода к воспитанию, кибернетического положения организации подвижными системами, активного участия в становлении личности;

•        использование способов иных наук – анкетирования, проектирования, социологического опроса, математического моделирования;

•        применение итогов анализа, обретенных с помощью разных наук:

-        материал физиологии о работоспособности в различные возрастные этапы жизни человека, его главные психологические изменения в процессе развития;

-        организация совместного труда учителей с участниками естественных и гуманитарных наук для урегулирования одинаковых вопросов – перехода к последовательному обучению детей с 6 лет, формированию обучения параллельно с профилактикой заболевания или лечением;

-        создание положений из различных сфер знания для увеличения и усиления материалов о содержании педагогических явлений: моделирование, диверсификация образования и педагогическая квалиметрия.

Для нынешней педагогической науки свойственна взаимоотношение с разнообразными гуманитарными и естественными науками. Тем не менее, воздействие антропологи, философии и психологии сохраняется главенствующим. Только они определяют главные пути развития педагогики.

Сейчас педагогика является наукой о сущности, закономерностях, идеях, способах и типах обучения и воспитания человека.

Педагогика нераздельно связана с психологией. Есть несколько особенно значимых узлов связи между ними. Основным, из которых является предмет изучения данных наук. Психология исследует законы развития психики человека, педагогика создает законы управления развитием личности.

К ним относятся следующие подходы:

•        общеметодологические (исторический, диалектический, критический, культурологический, политический) концепции

•        общенаучные (комплексный, системный, математико-статистический, оптимизационный, информационный, акмеологический, кибернетический, и синергетический)

•        частно-научные (социологические, педагогические, психологические и др.)

Педагогика – развивающаяся наука и соответственно совокупность разных ее отраслей представляет собой открытую систему. В системе человекознания она выступает в роли отрасли гуманитарной науки о способах и путях передачи и получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям, при этом учитывая его индивидуально-возрастные особенности развития в контексте конкретной педагогической системы. Педагогика также имеет собственный предмет и взаимосвязана с  другими науками – философией, психологией, физиологией, социологией.

Сегодня сложно найти науку, с которой педагогика не взаимодействует, заимствуя результаты для исследования собственного предмета и отдавая взамен наработки по проблемам обучения, образования, воспитания, управления.

В заключение остается отметить, что лишь там, где педагогика тесно связана с философским знанием и обширными антропологическими подходами, может быть достигнуто новое качество в определении и решении проблем изучения, обучения и воспитания человека. Таким образом, связь педагогики с другими науками – очень значимое условие для эффективного исследования педагогических проблем.


Библиографический список
  1. Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания [Текст] / Б.П. Битинас. – М.: Норма, 1996. – 116 с. – ISBN 5-86225-699-7.
  2. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебник / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2000. – 304 с. – ISBN 5-8046-0174-1.
  3. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст]: учебник / М.: 1995. – 222 с. – ISBN 5-300-14432-0.
  4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня [Текст] / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Инфра, – М.: 2008. – 204 с. – ISBN 978-5-16-003556-7.
  5. Дубинин, Н.П. Что такое человек [Текст] / Н.П. Дубинин. – М.: 2006. – 24с. – ISBN 978-5-16-003255-9.
  6. Педагогика как наука [Текст] /под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: 1998 г. – 244с. – ISBN 858-985-454-446-8.
  7. Писаренко, В.И. Педагогическая этика [Текст] / В.И. Писаренко. – М.: 2007. – 48с. – ISBN 7-21648-489-8.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жидков Алексей Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация