АНАЛИЗ ОТРАСЛЕЙ ПЕДАГОГИКИ И ЕЕ ВИДОВ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье рассмотрено понятие педагогика как наука, а также выявлены какие отрасли педагогики существуют в данный момент и на какие виды она подразделяется.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А. Анализ отраслей педагогики и ее видов // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/93963 (дата обращения: 16.03.2024).

На данный момент перед образованием ставятся все новые задачи по повышению качества образовательной деятельности, повышению продуктивности учебного процесса и т.д. Но с развитием образования необходимо, чтобы также развивались и все ее составляющие, в том числе и педагогика.

Каждая наука даже в одном и том же объекте изучения определяет собственный отдельный предмет исследования – форму бытия объективного мира или же сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как комплексное, объективное явление изучается множеством различных наук. В качестве примера можно привести исторический материализм, который рассматривает воспитание со стороны частного момента развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность каждой науки определяется, в первую очередь, наличием своего особенного предмета исследования, предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

Педагогика, появившись как наука, о воспитании детей и молодёжи, по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества складывается наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

В процессе развития, любая наука обогащает собственную теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. Сейчас понятием «педагогика» определяется целая система педагогических наук.

Педагогика как наука содержит в себе несколько самостоятельных педагогических дисциплин:

  • Возрастная педагогика, заключается в том, что обучающиеся воспитываются и обучаются по-разному в зависимости от их возраста, данный раздел педагогики подразделяется еще на несколько педагогических отраслей, таких как педагогика дошкольного, среднего и высшего образования, педагогика профессионально-технического образования и т.д.;
  • История педагогики, исследующая развитие педагогических идей и практики воспитания в определённые исторические эпохи;
  • Общая педагогика, изучает основные закономерности воспитания человека; определяет сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии каждой отдельной личности, процесс образования и обучения;
  • Специальная педагогика – дефектология, исследующая специфику развития, обучения и воспитания аномальных детей. Данный раздел педагогической науки имеет в своем составе несколько подотраслей, таких как: особенности воспитания и обучения глухонемых и глухих детей содержит в себе дисциплина под названием сурдопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия, обучение слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, обучение умственно отсталых – олигофренопедагогика;
  • Частная методика, заключающаяся в авторском или ином применении оптимальных методик и технологий обучения при преподавании отдельных дисциплин (физики,  математики, иностранного языка, химии, биологии, и др.)

Стремительно развиваются, самостоятельные отрасли педагогики, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.

Систематика педагогических явлений, теорий и концепций осуществляется с помощью педагогической концептологии, фактологи, конструктологии,  феноменологии. И как в любой другой науке, в педагогике присутствует фактический материал, полученный путем длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На основании этих процессов осуществляются научные обобщения фактического материала, которые выражаются в теориях, понятиях, методах, принципах и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие различные способы решения педагогических проблем, учитывая современные социальные тенденции.

Таким образом, педагогике, как и образованию необходима качественная модернизация и преобразование, ее совершенствование нужно для повышения эффективности образовательного процесса, формирования полезных качеств личности обучающихся, развитию коммуникативных навыков и взаимодействия. На данный момент множество технологий и средств обучения интегрируются в образовательный процесс, но в педагогике не описано и не разработано пособий или методических рекомендаций по их эффективному использованию или применению  в образовании. Поэтому перед педагогической наукой стоит большая задача по усовершенствованию методик и средств преподавания и ведения образовательного процесса. Что способствует обновлению образовательного процесса и повысит использование новых средств и технологий обучения в образовательных организациях.


Библиографический список
  1. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М.Н. Скаткин М.: 2007. – 87с. – ISBN 978-985-484-556-2.
  2. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст]: учебник / А.А Реан, Я.Л. Коломинский. СПб.: 2005. – 114с. – ISBN 5-65781-365-4.
  3. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей [Текст] / М.Н. Скаткин. – М.: 2004. – 87с. – ISBN 5-78923-487-2.
  4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.Общая педагогика: Учеб.пособ./Под ред.В А.Сластенина: В 2 ч. Ч.1.М.,2002
  5. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство [Текст] / Т.А. Стефановская. – М.: 2006. – 68с. – ISBN 4-21687-753-8.
  6. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учебн. пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс,2007. – 486с. – ISBN 978-5-222-10616-7.
  7. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 c. 18.Шварцман, К.А. Философия и воспитание [Текст] / К.А. Шварцман. – М.: 2005. – 56с. – ISBN 5-89123-345-2.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жидков Алексей Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация