ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Воронцов Александр Максимович1, Дубровин Никита Алексеевич1, Грибина Галина Александровна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье охарактеризована сущность правового воспитания обучающихся, выделены его сущностные особенности. Также авторы проанализировали различные определения понятия правового воспитания, данные исследователями.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Воронцов А.М., Дубровин Н.А., Грибина Г.А. Понятие и сущность правового воспитания // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/93949 (дата обращения: 19.04.2024).

Актуальность проблемы  правового воспитания молодого поколения крайне трудно переоценить. В настоящее время можно говорить о наличии  определённого социального заказа на воспитание современной,  нравственной, образованной молодёжи, которая обладает готовностью к оперативному принятию решений, ноше ответственности и способностью к активному эффективному сотрудничеству.

Формирование правового сознания у обучающихся представляет собой одну из ключевых задач, стоящих перед образовательными организациями.  Данная проблема является значимым направлением научных исследований в рамках педагогической, юридической, философской и психологической наук.

Воспитание представляет собой целенаправленный процесс передачи опыта от старших к младшим. Целью воспитания является формирование у обучающихся определённых нравственных ориентиров и ценностей, знаний и взглядов, личностных убеждений.

Правовое воспитание представляет собой процесс формирования правового сознания и правовой культуры. Правовое непосредственным образом выражается в таких качествах, как правомерное поведение, уверенность в соблюдении юридических норм и правил, юридическая грамотность.

Правовое воспитание обучающихся обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организованных форм. Сущность правового воспитания заключается в том, что оно представляет собой многоцелевую деятельность. Цели могут конкретизироваться с учётом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, применяемых форм и средств педагогического воздействия, а также органов, осуществляющих правовое воспитание.

Для наиболее полного понимания значения понятия правового воспитания следует привести различные определения данного понятия, которые дали исследователи в этой области.

По мнению И.И. Евтушенко, правовое воспитание в широком смысле является процессом поэтапной социализации личности [5].

В.Н. Баранов определяет правовое воспитание как процесс формирования правового сознания и правовой культуры личности, которые дают возможность человеку ощущать себя юридически дееспособным [1].

Ф.П. Васильев и Л.А. Булатова определяют правовое воспитание в качестве целенаправленной деятельности по передаче из поколения в поколение культуры, опыта, идеалов и механизмов разрешения социальных конфликтов [2].

Е.Э. Ганаева считает, что необходимо определять правовое воспитание не как определённое наставление, а как убеждение на основании подходящего личностного опыта о ценности установок и привычек [3].

А.А. Тхакохов считает, что правовое воспитание можно определить, как систему мер, ориентированных на формирование правовых идей, норм, принципов, которые представляют ценности мировой и национальной правовой культуры [7].

О.И. Долгая считает, что правовое воспитание является систематическим, организованным и целенаправленным педагогическим воздействием на личность обучающихся с целью формирования у них правовых установок и правового сознания [4].

П.В. Степанов определяет правовое воспитание в качестве систематического, планомерного, организованного и управляемого процесса воздействия на психологию человека различных воспитательных методов, средств и форм [6].

Каждое из этих определений несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.


Библиографический список
  1. Баранов, В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В. Н. Баранов // Теория государства и права; под ред. В. К. Бабаева. – М.: изд. «Лань», 2013. – С.301-319.
  2. Васильев, Ф. П., Булатова Л. А. Современное правовое воспитание как необходимый фактор в образовательной политике России / Ф.П. Васильев, Л.А. Булатова //Административное право и процесс.2013.-№ 4.
  3. Ганаева Е. Э. Проблемы правового воспитания современного студента // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 512-514. — URL https://moluch.ru/archive/80/14431/ (дата обращения: 21.03.2020).
  4. Долгая О. И. Новые цели и принципы воспитания в чешской системе образования на рубеже ХХ-ХХ1 вв. // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 5. – С. 89-93.
  5. Евтушенко И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности/И.И .Евтушенко //Социально-гуманитарные знания:научно-образ-е изд.-М.,2011.-№ 4.-с.357.
  6. Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник. – М.: Изд-во АНО Издательский дом «Педагогический поиск», 2017. – 48 с.
  7. Тхакохов А.А. Проблемы правового воспитания современного студента // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 618-620. — URL https://moluch.ru/archive/87/16571/ (дата обращения: 21.03.2020).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация