Педагогическое мастерство представляет собой способность преподавателя духовно, умело, методически и организованно осуществлять управление образовательным процессом. Необходимо, чтобы педагог глубоко понимал общую сущность обучения, знал о тенденциях образовательного законодательства, мастерски владел современными образовательными технологиями.
Педагогическое мастерство является целостной системой, которая включает в себя педагогическое творчество, педагогическую рефлексию, культуру педагогической коммуникации, педагогическое образование, педагогическую культуру, педагогический опыт.
Педагогическое мастерство преподавателя, который является одним из наиболее активных субъектов процесс обучения, непосредственно свидетельствует о его личностных качествах, уровне профессионализма, гражданском статуса, уровне овладения техническими средствами, индивидуальности и собственном профессиональном стиле, опыте работы педагогом.
Сущностными чертами педагогического мастерства являются следующие:
- владение навыками индивидуального подхода к каждому обучающемуся;
- любовь к собственной педагогической деятельности, потребность в передаче своих знаний и формировании умений и навыков у обучающихся;
- педагогическая наблюдательность (педагог должен замечать все аспекты образовательного процесса);
- наличие педагогического такта, когда различные взаимодействия с обучающимися организуются в процессе диалога, который организован в соответствии с общепринятыми правилами поведения и морально-этическими принципами [1].
Можно выделить следующие компоненты педагогического мастерства:
- умение эффективно и оптимально подбирать учебный материал и передавать обучающимся образовательную информацию;
- навыки культурного диалога и взаимодействия с субъектами социума;
- навыки поиска, анализа и обработки необходимой для профессии информации [2].
Педагогическое мастерство выражается в субъективном отношении педагога к обучающимся;
- сущность педагогических процессов, умение последовательно воспринимать педагогическую реальность;
- изучение основ мировой педагогической культуры и национального педагогического опыта, внедрение их в свою деятельность на основе интеграции;
- постоянное осознание инновационных новшеств;
- обобщение и передача личностного опыта;
- овладение современными новейшими образовательными технологиями [3].
В заключение необходимо добавить, что в современных реалиях в системе образования существует много проблем, для разрешения которых необходимы по-новому мыслящие профессионалы, мастера своего дела. Развитие педагогического мастерства – это упорная и трудоёмкая работа над собой и собственными педагогическими навыками. Высокий уровень педагогического мастерства представляет собой результат обучения, квалификации, упражнений, знаний, интеллекта, навыков и, наконец, практики [4].
Библиографический список
- Гоноболин Ф.Н. Укитувчи ^адида кисса. Т., 1967. 66- бет.
- Йулдошев Ж.Г. Педагогика фани ва Узбекистонда таълимни ривожлантириш муаммоси. Т. «Маърифат», 1995 йил. 25 январ 2 – бет.
- Педагогика: Учебное пособие для пед. училищ. (С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.В. Волива, В.А. Сластёнин. М.: Просвещение, 1981. 3 с.)
- Сластёнин В.А. “Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки”. М.: Просвещение, 1976. 106-141 с.
Количество просмотров публикации: Please wait