ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА КАК ФАКТОРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Федосеева Любовь Алексеевна1, Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье рассматриваются требования, которые предъявляются к личности современного педагога как квалифицированного профессионала своего дела. Авторы выделяют главные и дополнительные требования, совокупность которых составляет педагогическое мастерство. Также характеризуются ключевые аспекты педагогического мастерства.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А., Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л. Требования к личности современного педагога как факторы педагогического мастерства // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/93964 (дата обращения: 18.04.2024).

Л.А. Нигматулина и М.А. Курбанова отмечают, что личность педагога имеет очень важное значение для развития обучающихся. Именно профессиональный педагог является наставником для молодого поколения, педагогически грамотно определяет ориентацию развития личности обучающихся. Значимость роли личности преподавателя в рамках образовательного процесса общепризнано во всех педагогических и психологических науках [4].

Профессиональные качества преподавателя как личности представляют собой ключевой показатель уровня педагогического мастерства. Преподавателю нужно владеть специальными умениями и навыками для эффективного осуществления педагогической деятельности. Необходимо, чтобы профессиональные и личностные качества педагога отвечали требованиям и стандартам, общепринятым в данной области знаний.

Г.К. Морозова считает, что к личности преподавателя предъявляются достаточно серьёзные требования. Среди таких требований можно выделить главные и дополнительные. Без наличия главных требований, по мнению исследователя, невозможно становление профессионального педагог. Дополнительные не обязательны для педагога, но всё же делают его такой личностью, которая в силах воспитать иную личность [2].

Постоянное главное требование к преподавателю – это непосредственно любовь к осуществлению собственной педагогической деятельности, наличие специальных знаний и сформированность специальных умений и навыков, педагогическая интуиция, профессиональное владение образовательными технологиями (технологиями обучения), высокий уровень интеллекта, высокий уровень нравственности и общей культуры. Таким образом, без какого-либо из требований невозможна эффективная педагогическая профессиональная деятельность. Перечисленные свойства не врождённые, они является результатом кропотливой работы педагога над собой, своими навыками и личностными качествами. Это огромная работа, которая требует множества усилий [1].

К дополнительным требованиям следует отнести коммуникабельность, весёлый нрав, харизму, артистичность, хороший вкус и т.д. Это не главные требования и важны меньше, чем они, но всё же их наличие повышают уровень профессионализма преподавателя и уровень его личностного потенциала в воспитании и обучении.

Б.Н. Нурмухамбетова и Е.К. Лисариди выделяют следующие аспекты педагогического мастерства:

-                   коммуникативные навыки;

-                   навыки организаторской деятельности;

-                   совокупность педагогических  знаний, умений, навыков;

-                   навыки творчества;

-                   гностические навыки;

-                   диагностические навыки (диагностика индивидуальных возможностей и способностей обучающихся, осуществление прогнозирования результатов диагностики);

-                   навыки активной творческой деятельности;

-                   психолого-методические навыки;

-                   единство личных качеств, знаний, умений и навыков; необходимых педагогу [5].

Таким образом, следует отметить, что важнейшими требованиями  к личности педагога являются наличие специальных знаний в преподаваемой области, общая эрудиция, высокий уровень нравственности и общей культуры, владение образовательными технологиями (технологиями обучения), способность направлять и вдохновлять обучающихся, воспитательные навыки, объективность, высокий уровень развития интеллекта.

Необходимо заметить, что современный педагог представляет собой не только лишь передатчика знаний, но, и прежде всего, личность, которая отличается индивидуальным проявлением и своеобразием. Преподавателю нужно воспринимать каждого обучающегося в качестве индивидуальной и творческой личности, и в таком случае образовательный процесс будет гармоничным, эффективным и результативным [3].


Библиографический список
  1. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. -320 с.
  2. Морозова Г.К. Современные требования, предъявляемые к личности педагога // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. №40.
  3. Немов Р.С. Психология: В 3-х книгах. Книга 2. Психология образования. – М. Гума-нит. изд. центр “ВЛАДОС”, 1998. – С. 533.
  4. Нигматулина Л.А., Курбанова М.А. Психологические требования к личности педагога // Современное образование (Узбекистан). 2018. №9.
  5. Нурмухамбетова Б.Н., Лисариди Е.К. Педагогическое мастерство. Требования, предъявляемые к педагогу как к личности // Вестник КазНМУ. 2014. №4.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация