Существует расхожее мнение о том, что «талантливый человек талантлив во всём». Действительно, жизнь демонстрирует множество тому примеров. Но подтверждают ли они это правило? Не являются ли они исключением из правила прямо противоположного, сформулированного еще Козьмой Прутковым,: «Не всякий генерал – полный, не всякий капитан – исправник». В связи с этим авторов доклада заинтересовал вопрос: если у студента технического вуза есть гуманитарные способности, то как обстоит дело с его естественнонаучными способностями, с его профессиональным развитием. Связаны ли гуманитарные способности с профессиональным развитием студента-«технаря», зависит ли второе от первых. Вопрос это важный. Ведь если такая зависимость имеет место, то развитию гуманитарных способностей студентов в техническом вузе следует уделять существенно большее внимание, чем это делается в настоящее время.
Для выяснения поставленного вопроса было проведено специальное исследование. В нем приняло участие 325 (64% от общего числа) студентов первого курса бакалавриата и специалитета механико-машиностроительного института Уральского федерального университета. В качестве инструмента исследования уровня гуманитарных способностей были выбраны 2 теста. Первый из них тест Торренса – «Закончи рисунок». Он дает возможность определять способность человека к дивергентному мышлению. Задача этого теста состоит в добавлении линии к незаконченным изображениям с указанием названия получившейся картинки. Второй тест предназначен для выявления вербальных способностей студентов [1].
Данные, полученные в ходе тестирования, были проанализированы обычными статистическими методами, описанными, например, в работе [2]. При этом установлено, что большинство испытуемых обладают нормальным и даже высоким уровнем гуманитарных способностей (табл. 1).
Таблица 1. Распределение испытуемых по уровню гуманитарных способностей (проценты)
Вид теста | Доля испытуемых, соответствующих критерию | ||||
очень низкий | низкий | средний | высокий | очень высокий | |
Рисуночный | - | 9,84 | 68 | 22,15 | - |
Вербальной активности | 1,85 | 14,47 | 9,85 | 33,53 | 40,3 |
Для определения связи выявленных гуманитарных способностей студентов с их профессиональным развитием необходимо уметь определять уровень их профессионального развития. Очевидно, что для такого определения правомерно использовать оценки, полученные в результате зачетно-экзаменационной сессии по дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции студентов.
Для студентов механико-машиностроительного института, завершивших первый год обучения в ВУЗе, эти дисциплины включают в себя: математику, физику, материаловедение, начертательную геометрию и теоретическую механику. Учитывая перечисленное и оценки по этим дисциплинам, путем корреляционного анализа и можно изучать интересующую нас зависимость.
Для этого были сформированы сопоставительные таблицы вида «Результаты тестирования х, полученные с помощью данного теста – результаты сессии по данной дисциплине». Таких таблиц получилось 10 для всех исследуемых студентов института, столько же отдельно для юношей и девушек. С их помощью вначале были вычислены коэффициенты линейной корреляции, характеризующие связь y и x (табл. 2).
Вычисления показали, что эта связь статистически незначима.
Таблица 2. Коэффициенты rxy, характеризующие связь результатов тестирования и оценок по дисциплинам
Дисциплина | В целом по институту | Юноши | Девушки |
Тест Рисунок |
|||
Математика | 0,036 | 0,081 | -0,096 |
Физика | 0,084 | 0,132 | -0,010 |
Материаловедение | 0,116 | 0,166 | -0,078 |
Начертательная геометрия | 0,086 | 0,133 | -0,095 |
Теоретическая механика | 0,182 | 0,252 | -0,136 |
Вербальный тест |
|||
Математика | 0,148 | 0,116 | 0,221 |
Физика | 0,167 | 0,136 | 0,220 |
Материаловедение | 0,163 | 0,092 | 0,407 |
Начертательная геометрия | 0,131 | 0,101 | 0,226 |
Теоретическая механика | 0,219 | 0,045 | 0,292 |
То есть, линейной зависимости между y и x практически (с большой вероятностью) нет. Это означает, что прямого влияния на профессиональное развитие студента его гуманитарные способности не оказывают. Не следует, однако, торопиться с выводами. Ведь, если нет прямого(прямолинейного) влияния, то не исключено непрямое (нелинейное). И это тоже необходимо проверить. Для проверки удобно применить такой показатель тесноты криволинейной корреляционной связи, как корреляционное отношение [2]. Его расчеты показывают (табл. 3), что в целом по институту нелинейная зависимость профессионального развития от гуманитарных способностей студентов не очень сильна, но ощутимо сильнее, чем линейная. Величины для юношей от общеинститутских величин отличаются незначительно. Для девушек же эти отличия довольно велики.
Таблица 3. Расчетные значения корреляционного отношения
Дисциплина | В целом по институту | Юноши | Девушки |
Тест Рисунок |
|||
Математика | 0,276 | 0,266 | 0,672 |
Физика | 0,224 | 0,244 | 0,714 |
Материаловедение | 0,251 | 0,296 | 0,695 |
Начертательная геометрия | 0,253 | 0,268 | 0,652 |
Теоретическая механика | 0,285 | 0,317 | 0,615 |
Вербальный тест |
|||
Математика | 0,203 | 0,194 | 0,438 |
Физика | 0,238 | 0,227 | 0,490 |
Материаловедение | 0,260 | 0,259 | 0,568 |
Начертательная геометрия | 0,219 | 0,231 | 0,477 |
Теоретическая механика | 0,247 | 0,231 | 0,567 |
Отсюда вытекает следующее:
- вряд ли развитие гуманитарных способностей можно рассматривать как особо значимое средство повышения профессионального уровня студентов технических ВУЗов в целом;
- вместе с тем, для студенток-девушек оно, все-таки, может служить таковым;
- для юношей его применять бесперспективно;
- если же его, все же, использовать, хотя бы для девушек, то нужно иметь в виду, что влияние гуманитарных способностей на профессиональный уровень студентов не прямолинейно и нужно это делать косвенно, через какие-нибудь промежуточные средства.
Библиографический список
- Шпалинский В.В. Социальная психология менеджмента. Харьков : ИВМО «ХК», 1998.
- Солонин И.С. Математическая статистика в технологии машиностроения. М.: Машиностроение, 1972.
Количество просмотров публикации: Please wait