К ВОПРОСУ О СВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ГУМАНИТАРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Булатова Дарья Сергеевна1, Либерман Яков Львович2
1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, старший преподаватель кафедры подъемно-транспортных машин и роботов
2Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, доктор технических наук honoris causa, доцент кафедры металлорежущих станков и инструментов; профессор Российской академии естествознания; действительный член Европейской академии наук

Аннотация
В статье приводятся краткие результаты предшествующего исследования гуманитарных способностей студентов-механиков первого курса Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина и анализируется связь данных результатов с результатами зачетно-экзаменационной сессии. Гуманитарные способности определяются с помощью рисуночного теста Торренса и теста вербальной активности. Результаты сессии определяются оценками по таким дисциплинам, как математика, физика, материаловедение, начертательная геометрия и теоретическая механика. Показано, что исследуемая связь является нелинейной, а характеризующие ее коэффициенты линейной корреляции близки к нулю, при этом корреляционные отношения, характеризующие ее нелинейность, статистически существенно значимы. Обращается внимание на то, что у девушек обнаруженное влияние оказалось сильнее, чем у юношей.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Булатова Д.С., Либерман Я.Л. К вопросу о связи профессионального развития и гуманитарных способностей студентов технического вуза // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92645 (дата обращения: 29.03.2024).

Существует расхожее мнение о том, что «талантливый человек талантлив во всём». Действительно, жизнь демонстрирует множество тому примеров. Но подтверждают ли они это правило? Не являются ли они исключением из правила прямо противоположного, сформулированного еще Козьмой Прутковым,: «Не всякий генерал – полный, не всякий капитан – исправник». В связи с этим авторов доклада заинтересовал вопрос: если у студента технического вуза есть гуманитарные способности, то как обстоит дело с его естественнонаучными способностями, с его профессиональным развитием. Связаны ли гуманитарные способности с профессиональным развитием студента-«технаря», зависит ли второе от первых. Вопрос это важный. Ведь если такая зависимость имеет место, то развитию гуманитарных способностей студентов в техническом вузе следует уделять существенно большее внимание, чем это делается в настоящее время.

Для выяснения поставленного вопроса было проведено специальное исследование. В нем приняло участие 325 (64% от общего числа) студентов первого курса бакалавриата и специалитета механико-машиностроительного института Уральского федерального университета. В качестве инструмента исследования уровня гуманитарных способностей были выбраны 2 теста. Первый из них тест Торренса – «Закончи рисунок». Он дает возможность определять способность человека к дивергентному мышлению. Задача этого теста состоит в добавлении линии к незаконченным изображениям с указанием названия получившейся картинки. Второй тест предназначен для выявления вербальных способностей студентов [1].

Данные, полученные в ходе тестирования, были проанализированы обычными статистическими методами, описанными, например, в работе [2]. При этом установлено, что большинство испытуемых обладают нормальным и даже высоким уровнем гуманитарных способностей (табл. 1).

Таблица 1. Распределение испытуемых по уровню гуманитарных способностей (проценты)

Вид теста Доля испытуемых, соответствующих критерию
очень низкий низкий средний высокий очень высокий
Рисуночный - 9,84 68 22,15 -
Вербальной активности 1,85 14,47 9,85 33,53 40,3

Для определения связи выявленных гуманитарных способностей студентов с их профессиональным развитием необходимо уметь определять уровень их профессионального развития. Очевидно, что для такого определения правомерно использовать оценки, полученные в результате зачетно-экзаменационной сессии по дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции студентов.

Для студентов механико-машиностроительного института, завершивших первый год обучения в ВУЗе, эти дисциплины включают в себя: математику, физику, материаловедение, начертательную геометрию и теоретическую механику. Учитывая перечисленное и оценки по этим дисциплинам, путем корреляционного анализа и можно изучать интересующую нас зависимость.

Для этого были сформированы сопоставительные таблицы вида «Результаты тестирования х, полученные с помощью данного теста – результаты сессии по данной дисциплине». Таких таблиц получилось 10 для всех исследуемых студентов института, столько же отдельно для юношей и девушек. С их помощью вначале были вычислены коэффициенты линейной корреляции, характеризующие связь y и x (табл. 2).

Вычисления показали, что эта связь статистически незначима.

Таблица 2. Коэффициенты rxy, характеризующие связь результатов тестирования и оценок по дисциплинам

Дисциплина В целом по институту Юноши Девушки

Тест Рисунок

Математика 0,036 0,081 -0,096
Физика 0,084 0,132 -0,010
Материаловедение 0,116 0,166 -0,078
Начертательная геометрия 0,086 0,133 -0,095
Теоретическая механика 0,182 0,252 -0,136

Вербальный тест

Математика 0,148 0,116 0,221
Физика 0,167 0,136 0,220
Материаловедение 0,163 0,092 0,407
Начертательная геометрия 0,131 0,101 0,226
Теоретическая механика 0,219 0,045 0,292

То есть, линейной зависимости между y и x практически (с большой вероятностью) нет. Это означает, что прямого влияния на профессиональное развитие студента его гуманитарные способности не оказывают. Не следует, однако, торопиться с выводами. Ведь, если нет прямого(прямолинейного) влияния, то не исключено непрямое (нелинейное). И это тоже необходимо проверить. Для проверки удобно применить такой показатель тесноты криволинейной корреляционной связи, как корреляционное отношение [2]. Его расчеты показывают (табл. 3), что в целом по институту нелинейная зависимость профессионального развития от гуманитарных способностей студентов не очень сильна, но ощутимо сильнее, чем линейная. Величины для юношей от общеинститутских величин отличаются незначительно. Для девушек же эти отличия довольно велики.

Таблица 3. Расчетные значения корреляционного отношения

Дисциплина В целом по институту Юноши Девушки

Тест Рисунок

Математика 0,276 0,266 0,672
Физика 0,224 0,244 0,714
Материаловедение 0,251 0,296 0,695
Начертательная геометрия 0,253 0,268 0,652
Теоретическая механика 0,285 0,317 0,615

Вербальный тест

Математика 0,203 0,194 0,438
Физика 0,238 0,227 0,490
Материаловедение 0,260 0,259 0,568
Начертательная геометрия 0,219 0,231 0,477
Теоретическая механика 0,247 0,231 0,567

Отсюда вытекает следующее:

  • вряд ли развитие гуманитарных способностей можно рассматривать как особо значимое средство повышения профессионального уровня студентов технических ВУЗов в целом;
  • вместе с тем, для студенток-девушек оно, все-таки, может служить таковым;
  • для юношей его применять бесперспективно;
  • если же его, все же, использовать, хотя бы для девушек, то нужно иметь в виду, что влияние гуманитарных способностей на профессиональный уровень студентов не прямолинейно и нужно это делать косвенно, через какие-нибудь промежуточные средства.

Библиографический список
  1. Шпалинский В.В. Социальная психология менеджмента. Харьков : ИВМО «ХК», 1998.
  2. Солонин И.С. Математическая статистика в технологии машиностроения. М.: Машиностроение, 1972.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «kosheleva.ds»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация