ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ГРУПП

Глущенко Валерий Владимирович
доктор технических наук, доцент

Аннотация
Предметом статьи выступают теоретические основы повышения эффективности работы проектных групп, объектом статьи является деятельность проектных групп в условиях глобального кризиса, целью работы является развитие теоретических основ повышения эффективности проектных групп в условиях глобального кризиса, для достижения поставленных целей решаются следующие задачи: проведен исторический анализ создания и основ функционирования проектных групп, определены функции и роли проектных групп в проектной деятельности; развиваются методические положения теории создания функционирования проектных групп; предложен алгоритм формирования стратегии повышения эффективности работы проектных групп; научными методами в статье являются проектный подход, исторический анализ, эвристические оценки и синтез, системный метод, экспертные оценки, системный и сравнительный анализ, стратегическое планирование, научная новизна работы связана с развитием теории создания и работы проектных групп, синтезом алгоритма стратегического планирования повышения эффективности работы проектных групп

Ключевые слова: , , , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глущенко В.В. Теоретические основы создания и функционирования проектных групп // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/02/91520 (дата обращения: 16.03.2024).

Актуальность этой статьи определяется важностью развития теоретических основ повышения эффективности проектных групп в условиях глобального кризиса.

Дополнительную актуальность статье придает то, что по экспертным оценкам сам кризис 2008 года может быть связан недостаточной эффективностью управления и работы проектных групп в составе крупнейших международных (транснациональных) корпораций.

Гипотезой статьи является допущение о том, что для обеспечения роста  эффективности проектных групп необходимо развивать теоретические аспекты повышения эффективности деятельности таких команд.

Целью работы является развитие теоретических основ повышения эффективности работы проектных групп в условиях глобального кризиса.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

- проведен исторический анализ появления и основ функционирования проектных групп;

- описаны свойства, функции и роли проектных групп в экономических процессах;

- развиваются методические положения общей теории функционирования проектных групп;

- предложен алгоритм формирования стратегии повышения эффективности работы проектных групп.

Объектом статьи является деятельность проектных групп в условиях глобального кризиса.

Предметом статьи выступают теоретические основы повышения эффективности работы проектных групп в условиях глобального кризиса.

Развитие проектного подхода в экономике породила задачи формирования проектных команд и групп [1, с. 118-131]. Механизм интеграции проектных групп рассматривается как важный элемент обеспечения их эффективности [2, с. 140-141].

Вопрос о сходстве и различии понятий «проектная группа» и понятия «проектная команда» важен не только с лингвистической, но и с содержательной точки зрения [3, с. 42-47].

Формирование эффективной группы (команды) является ключевым вопросом и проблемой проектного подхода [4, с. 271-274].

Важное значение в создании проектных групп принадлежит опыту формирования таких команд [5, с. 145-161].

Предлагается использовать интеллектуальный метод формирования проектных групп с опорой на производительность и корпоративный результат деятельности групп [6, с. 92-95]. Для повышения эффективности процессов формирования и работы проектных групп предлагается использовать вычислительную технику [7, с. 32].

В начале 2020 году происходит в процессе кризиса изменение характера социально-экономического развития, что выражается в  кластеризации экономики. Как известно под кластером понимается скопление на ограниченной территории  организаций (предприятий), осуществляюших разработку и изготовление схожих изделий [8, с. 95-115].

это изменяет условия и алгоритмы работы проектных групп, которые должны учитывать процессы формирования кластеров и технологических платформ в национальных и глобальной экономиках.

Актуальность вопроса создания и работы проектных групп повышается в связи с продолжающимся с 2008 года глобальным экономическим и системным кризисом, который объясняется дисбалансом в ходе развития, изменением отношений в рамках институтов [9, с. 334-354], в том числе, и проектных групп как одного из ключевых институтов экономики.

При изучении работы проектных групп нужно учитывать и изменения связанные с формированием технологических платформ в процессе при становлении очередного (шестого) технологического уклада [10, с. 45-63].

Эксперты высказывают мнение, что экономика следующего (шестого) технологического уклада станет экономикой основанной на применении  интеллектуального потенциала , что может означать повышение роли роли проектных групп (команд) и новые стратегий в организациях и в отношении проектных групп. При этом (как и ранее времена) сам процесс инициативного создания проектных групп будет требовать от их лидеров определенной харизмы и способности сформулировать и реализовать мотивирующую участников группы идею, умение заручиться поддержкой со стороны базовых организаций и сообществ, общества и государства.

Проведенный обзор результатов исследований в области создания проектных групп позволяет сделать такие выводы:

- практика формирования проектных групп связана с развитием проектного подхода в различных отраслях экономики;

- проектные группы выступают как институты реализации бизнес-процессов в организация различных отраслей экономики;

- эффективность проектных групп влияет на конкурентоспособность, финансовые результаты и социально-экономические показатели деятельности  субъектов рынка, регионов, общества и государства;

- специфика создания, работы и значение проектных групп меняются в условиях кризиса, происходящей научно-технической революции и должны соответствовать характеру происходящих перемен;

- результативность и эффективность деятельности проектных групп определяется не только от продуктивности положенной в основу ее создания производственной  идеи, но и от ряда друнгх факторов (лидерских качеств руководителя, сущности работы, сплоченности и группы и другого);

- в момент инициативного создания группы от ее лидера требуется не только креативность, но и харизма, организаторские способности;

- наблюдаемый кризис и научно-техническая революция порождают потребность в переосмыслении значения, содержания деятельности, методов создания, оценки эффективности проектных групп;

- при существовании длительной истории проектных групп, теоретические основы их работы пока еще не развиты, методика формирования групп, стратегического планирования развития проектных групп еще не создана, что делает тему данной статьи крайне актуальной.

Отправной точкой настоящего исследования будем считать теоретические положения работы команд в составе организаций и системы их менеджмента изложенные Р. Дафтом в его известной книге по менеджменту. Станем учитывать, что по мнению Ричарда Дафта команда (проектная группа) может рассматриваться как объединение (группа) физических  лиц, которые для обеспечения выполнения определенной, принятой ими общей цели согласовывают свои производственные (трудовые) усилия и поступки скоординированно двигаясь по пути к этой общей их цели [11, с.642].

На основе такого подхода в этой работе под понятием «проектная группа (команда)» будет подразумеваться группа сотрудников одной организации (лиц) различных профессий совместно принимающих участие в одном производственном проекте для достижения определенной заранее согласованной цели.

Правомерна и постановка вопроса: при каких условиях можно приравнять понятия «проектная группа» и «проектная команда» [3, с. 42-47]? В обоснование возможности применения понятия «группа» в смысле термина «команда» можно сказать, что группа имеет право называться командой при следующих условиях: у не свой объект и/или предмет деятельности; она имеет право принимать решения в определенной сфере; у группы есть общая цель; вся группа действует как единое целое на основе координации работ и другое. Кроме того, следует учитывать, что в теории бережливого производства утверждается, что для создания режима бережливости путем исключения или минимизации уровня необоснованных потерь, любая организация (в том числе команда или группа) должна выполнять обучающую функцию для своих членов. В рамках обучающей функции проектной группы и/или проектной команды осуществляется передача членами этой группы друг другу (или во внешнюю среду) знаний и информации как одного из результатов совместной работы, креативности и/или сотворчества в группе. Такая передача информации (знаний) является частью технологического процесса деятельности группы, понимаемой как команды: без информационных обменов члены группы не смогут синхронизировать и координировать свою совместную деятельность.

Поэтому можно говорить, что наличие общей единой цели (по Р.Дафту) может быть необходимым условием, но совсем не достаточным условием для превращения группы сотрудников одной организации в команду.

Для обеспечения результативности и эффективности работы группы (команды) могут быть необходимыми такие условия:

- команда с организационной точки зрения должна иметь лидера, ядро команды и периферию команды;

- в совокупности все члены команды обязаны освоить необходимый список профессий (условие достаточного разнообразия рабочей силы в проектной команде);

- члены группы (команды) должны находиться на высоком и приблизительно на  близком друг другу уровне знаний и умений Компетентности) в области свой профессиональной специализации в команде;

- все участники группы должны быть ориентированы на создание и использование новаторских приемов в работе для достижения поставленной групповой цели;

- в морально-психологическом аспекте группа людей должна быть способна приходить к групповому консенсусу (согласию) не только в части целей но и способов и инструментов достижения этой цели;

- обладать технологической культурой совместной работы как умение каждого члена трудиться в команде с учетом координации действий;

- конфликты в группе не должны достигать разрушающего высокого уровня и не должны носить латентный характер;

- возможные конфликты должны носить конструктивный характер и позволять достигать определенного решения или компромисса между членами группы (команды);

- в группе должно существовать доверие между участниками группы членами команды в форме их убежденности в том, что все оставшиеся члены команды профессиональны и честны в своих намерениях и/или действиях;

- должно быть доверие между членами группы как их убежденность в том, что при подведении  итогов деятельности и распределении вознаграждения за труд будет наблюдаться справедливость, гуманность, сопереживание и другие человеческие нравственные нормы.

Под алгоритмом формирования стратегии работы группы будем понимать четкую последовательность долгосрочных мероприятий нацеленных, одновременно, и прежде всего на:  приспособление (адаптацию) методов работы группы и итогов ее работы к изменению условий внешней среды; на повышение уровня координации и более эффективную согласованность совместной работы внутри команды.

Стратегия (стратегический план) деятельности проектной группы (команды) может быть создан на базе представления группы на уровне научной категории, знания сущности и содержания работы группы.

При этом анализ показал, что проектные группы в том или ином виде (например, школ, возникавших вокруг известных философов, таких как Сократ, Ксенофонт и др.) известны еще с периода до нашей эры, тем не менее сущность команд (группы) еще не изучена, а теория проектных команд на настоящее время еще не описана.

Поскольку эти знания имеют не только теоретические, но и практическое значение и могут быть полезны при анализе, диагностике проектных групп, стратегическом планировании группы, то описание алгоритма стратегического планирования должно учитывать эти теоретические положения.

Поэтому в этой части настоящей статьи будут описаны основы теории и анализа сущности и содержания деятельности проектных групп.

В научном анализе известно, что сущность любой научной категории описывают ее функции и роли. В настоящей статье опишем базовые  функции проектных групп следующим образом.

1. Функция создания синергетического эффекта в деятельности проектной группы основывается на: наличии единой согласованной и воспринятой всеми членами группы цели деятельности; использовании всей группой единого подхода к решаемой в проекте научной и/или практической проблеме; совместная генерация продуктивных идей членами группы (такая генерация идей порождает на 70% больше идей, чем индивидуальные усилия); координация и синхронизация деятельности членов группы.

2. Функция снижения потерь в работе проектной группы (команды) возникает в связи с согласованием расходов и координаций деятельности, взаимных контролем эффективности деятельности членами группы, эта функция находит свое выражение в том, что сокращаются расходы всех видов ресурсов (включая время), если эти расходы по мнению членов группы не приводят к возникновению дополнительного эффекта и/или не улучшают потребительские свойства или качество продукта деятельности группы.

3. Функция снижения рисков деятельности в группе, которая находит свое отражение в том, что процессе работы в группе за счет координации деятельности и взаимовыручки снижаются риски неудачных действий и неполучения желаемого результата (цели).

4. Функция формирования продуктивной организационной культуры и благоприятной морально-психологической атмосферы включает формирование каждой группой своей субкультуры, как системы ценностей группы, способствующих продуктивной и эффективной работе группы, продуцирование и восприятие норм поведения, которые снижают вероятность конфликтов.

5. Функция максимизации производительности труда в группе заключается в том, что ответственность перед группой и координация работ приводит к необходимости напряжено трудиться для выполнения в срок поставленных заданий, в том числе путем заимствования наиболее продуктивных приемов деятельности друг у друга.

6. Функция профессионального совершенствования, раскрытия потенциала личности в группе, профессионального лифта, которая  заключается в том, что в такой группе создают благоприятную морально-психологическую атмосферу, способствующую раскрытию творческого потенциала и самоактуализации личности участников группы за счет особого морально-психологического климата и это может облегчать профессиональный рост (создает профессиональный лифт).

7. Обучающая функция проектной группы состоит в том, что в процессе совместной деятельности члены группы вынуждены в рамках технологии работы группы передавать друг другу новую информацию и обучать друг друга наиболее продуктивным и /или эффективным приемам деятельности, тем самым самообучая себя путем систематизации и усвоения знаний, полученных в процессе работы группы, и обучая этим новым знаниям друг друга в ходе совместной деятельности и коммуникаций.

8. Воспитательная функция проектной группы заключается в том, что в процессе деятельности этой группы члены группы совместно формируют набор ценностей и воспитывают друг друга в духе уважения этих ценностей и норм поведения, что позволяет группе поддерживать ее работоспособность, продуктивность и эффективность.

9. Функция проектной группы как определенного вида социального института и социального лифта, которая осуществляется посредством формирования оригинальной системы социально-производственных отношений внутри группы между ее членами и между группой и ее внешней социально-производственной средой.

10. Функция повышения надежности регистрации и использования участниками группы своих авторских прав, хранения и передачи явных и неявных знаний путем их получения и  сохранения различными участниками группы и группой как единым целым в процессе совместной реализации проекта (своего рода подобие информационной технологии известной под названием блок-чейн) в сфере своей проектной работы.

Анализ позволяет считать, что основу (ядро) технологического базиса шестого технологического уклада могут составлять такие виды технологий:  «зеленые технологии», информационные технологии, нанотехнологии, интеллектуальные технологии, различные виды нейротехнологий, технологии искусственного интеллекта, технологии цифровизации коммуникаций и другие [10, с. 44-63].

Поэтому объектом и/или предметом проектной работы организуемых проектных групп в ситуации развития и становления шестого технологического уклада, скорее всего, будут именно названные виды технологий или интеграция этих видов технологий в технологии предыдущих технологических укладов..

Материалы данной статьи показывают, что использование развиваемых в настоящей работе теоретических основ повышения эффективности работы проектных групп в системе управления человеческими ресурсами может рассматриваться как инновационный подход в социальном управлении персоналом фирм [12, с. 2].

В ситуации продолжающегося ускорения научно-технического прогресса повышенную актуальность получает функция выработки (получения), регистрации, хранения и передачи явных и неявных знаний в области деятельности научной команды.

При этом актуальность стратегического планирования проектной деятельности групп (команд) будет расти в условиях шестого технологического уклада по ряду причин: повышения ресурсоемкости проектов и, как следствие, возрастания цены ошибки; ростом многозвенности технологий, а следовательно и необходимости согласования их составляющих;  ростом доли неявных знаний в проектной деятельности [13, с. 800].

Характерной особенностью неявных знания можно считать то, что неявные знания выступают как интеллектуальная основа продуцирования  синергетического эффекта в деятельности проектных групп.

Источниками увеличения объема и доли неявных знаний можно назвать: увеличение процента проектов на стыках научных направлений и/или областей деятельности; рост уровня многозвенности (увеличение количества звеньев) в технологиях проектной работы групп; возникновение принципиально новых потребностей клиентов, направлений и технологий работы проектных групп и другое.

Ролями деятельности проектных групп можно назвать:

- повышение скорости научно-технического прогресса на основе действия  синергетического эффекта работы таких групп;

- снижение уровня потерь в проектной деятельности групп;

- более интенсивный рост уровня квалификации участников групп.

Анализ показывает, что проектные группы могут быть весьма успешной организационной формой проектной деятельности, позволяющей увеличивать эффективность использования выделяемых на реализацию проекта ресурсов.

При этом участие в проектной группе для конкретных специалистов может быть весьма привлекательным по причине ускоренного роста профессионального мастерства в рамках функции обучения.

Кроме того проектная группа может быть и социальным лифтом для участников группы, и, одновременно, снижать социальные профессиональные риски  (непризнания авторских прав, игнорирования научных и практических результатов и другое) для участников группы.

Можно выделить два способа создания проектных групп:

- директивный, когда группа создается, а ее сфера деятельности и полномочия определяются инвестором и/или головной организацией;

- инициативный, когда группа возникает в результате инициативы, проявленной самими потенциальными участниками группы.

Могут быть выделены следующие этапы в жизненном цикле создания и функционирования проектной группы:

1) учреждение группы «сверху» или выдвижение идеи создания группы «снизу», описание идеи деятельности группы, постановка цели, построение граф-дерева целей, определение лидера и формирование «ядра» группы;

2)  этап роста связан с расширением масштабов деятельности группы по пути к достижению поставленной цели, ростом количества ее членов (формированием периферии), появлением первых и последующих результатов деятельности;

3) зрелость команды можно определить как достижение поставленной перед командой цели, стабильные объемы деятельности, стабильный численный состав группы, положительные финансовые (или физические) итоги работы;

4) этап старения группы может быть связан с моральным старением выдвинутой при создании группы идем, физическим старением средств производства и/или членов команды, уменьшением эффективности работы группы, сокращением числа членов группы и другим.

Методологию исследования проектных групп предлагается формировать по аналогии с общей методологической схемой [14, с. 14-21].

В современной науке объектный подход признается наравне с предметным подходом. Создаваемую в настоящей работе новую научную дисциплину предлагается именовать по ее объекту – группологией (или командологией).

Группологией (или командологией) в настоящей статье станем называть научную дисциплину, ориентированную на получение научных знаний, которая включает систему научных проблем, философию, идеологию, политику, мотивы, методы, способы, инструменты, технологии создания и функционирования в рамках проектной деятельности проектных групп (команд), а так же методы оценки их деятельности .

С гносеологической  точки зрения группология может изучаться как методология анализа, диагностики, исследования и управления методами решения научных задач, стоящих перед современными проектными группами на всех этапах их жизненного цикла, работающими в рамках проектного подхода в рамках постиндустриальных экономики и общества.

Научным методом в группологии станем называть комплекс  принципов, способов и приемов, с применением которых обеспечивается  объективное познание реальных процессов и социально-экономических итогов создания и функционирования проектных групп.

Методологическая функция группологии состоит в формировании  понятийного аппарата, теоретических основ научных исследований и методологии исследования явлений и процессов, формулировании законов и категорий группологии, синтезе способов и инструментов управления процессами создания и функционирования проектных групп.

Познавательная функция группологии включает процессы получения, накопления, регистрации, исследования фактов действительности в области создания и работы проектных команд в различных областях деятельности.

Инструментальная (регулятивная) функция группологии имеет практический характер, заключается в: синтезе способов и инструментов управления исследованиями проектных групп, жизненным циклом проектных групп; формировании практических рекомендаций по созданию и повышению эффективности функционирования проектных групп.

Законотворческая функция группологии состоит в обосновании нужды в формировании норм позитивного права, которые обеспечивали бы эффективное создание и функционирование проектных групп, оценку результатов их работы, закрепление авторских прав на совместный интеллектуальный продукт и другое.

Оптимизационная функция группологии состоит в проектировании и/или отборе наилучших с точки зрения принятого критерия вариантов группы и вариантов действий группы в складыавающихся условиях, в том числе с учетом неопределенности и риска.

Прогностическая функция группологии охватывает оценку функций и ролей проектных групп в будущем в различных областях деятельности.

Предупредительная функция группологии может заключаться в осуществлении опережающих профилактических мер с целью исключить или минимизировать возможные неблагоприятные последствия деятельности проектных групп в различных областях и ситуациях деятельности.

Психологическая функция группологии заключается  в объяснении экономическим и социальным субъектам важность научного подхода при создании и работе проектных групп в условиях постиндустриальной действительности.

В группологии функция социализации знаний состоит в распространении знаний в экономике и обществе о роли и значении проектных групп в современных условиях кризиса и научно-технической революции, в ускорении развития науки и техники в целом.

В группрологии системообразующая функция включает накоплений знаний ориентированных на обеспечение создания продуктивных проектных групп и эффективных систем управления такими группами.

Группология выполняет такие роли: оптимизацию процессов создания и функционирования проектных групп; снижение рисков в деятельности проектных групп, повышения научных, физических и финансовых результатов деятельности проектных групп.

Законами группологии условимся называть устойчивые причинно-следственные связи между методами создания и функционирования проектных групп и результатами их деятельности.

Могут быть описаны такие законы группологии:

1. роль проектных групп возрастает в связи с ростом значимости человеческого фактора в экономической и научно-технической деятельности;

2. организационная структура группы включает лидера, ядро и периферию проектной группы;

3. синергетический эффект в деятельности проектных групп возникает под воздействием ряда факторов: наличия согласованной общей цели; совместной генерации идей; координации деятельности;

4. снижение необоснованных потерь ресурсов в проектных группах наблюдается в связи с координацией работ и взаимным контролем деятельности со стороны всех участников группы;

5. ускоренный профессиональный прогресс участников группы наблюдается вследствие взаимного обучения членов группы в процессе совместной деятельности;

6. проектная группа способна выполнять роль социального лифта в случае повышенных стратегических и социально-экономических результатов работы проектной группы и другие.

Вся деятельность проектных групп может быть разделена на стратегическую, имеющую отдаленные последствия, и тактическую (текущую), направленную на решение текущих вопросов и поддержание платежеспособности проекта (способности группы оплачивать поступающие в рамках деятельности группы денежные требования). Стратегия и тактика деятельности группы должны быть согласованы и сопряжены между собой.

Алгоритм синтеза стратегии деятельности проектной группы может содержать такую последовательность шагов:

1) исследование особенностей постиндустриального подхода и/или маркетинга в предполагаемой сфере работы проектной группы;

2) описание идеи, цели, объекта,  предмета, миссии и видения работы учреждаемой проектной группы;

3) описание философии и идеологии работы проектной группы;

4) определение лидера и формирование ядра создаваемой группы;

5) формирование кадровым ядром группы стратегического плана деятельности проектной группы (команды);

6) описание организационной структуры, технологий работы и должностных обязанностей членов группы;

7) разработка планов текущей работы и начало деятельности группы;

8) определение рациональных объемов деятельности, определение пределов развития периферии группы;

9) организация работы и поддержание процессов функционирования группы, оперативный контроль физических объемом деятельности;

10) мониторинг процессов, физических объемов и/или финансовых результатов деятельности группы.

Включаемые в стратегический план формирования и функционирования проектной группы могут содержать следующее:

- PEST –анализ внешней среды, который занимается изучением политической, экономической, социальной, технологической среды, в целях обнаружения скрытых (латентных) и /или еще не проявленных возможностей для проекта, исследование потребностей общества и/или социальных групп на базе постиндустриального подхода в маркетинге;

- углубленный анализ выделенного сегмента рынка, емкости этого сегмента и определение прогнозных объемов и финансовых результатов деятельности проектной группы;

- описание философии и идеологии работы проектной группы;

- определение краткосрочной и долгосрочной цели деятельности, разработка граф- дерева целей деятельности проектной группы;

- осуществление маркетингового стратегического анализа возможностей и угроз, сильных и слабых сторон проекта на основе методики  SWOT- анализа, посредством формирования матрицы Бостонской консалтинговой группы (БКГ) или другим способом;

- разработка структуры, состава и описание технологического базиса деятельности проектной группы;

- описание организационной структуры группы, разработка квалификационных карт и карт компетенций, написание должностных инструкций основных членов группы;

- формирование штатного расписания проектной группы;

- комплектование штата проектной группы на основе ее штатного расписания с использованием процедур подбора, отбора, найма персонала в проектную группу;

- проектирование и поддержание в работе группы позитивной организационной субкультуры, формирование и поддержание ключевых ценностей группы;

- анализ технологий и/или процессов функционирования команды, оценка финансовых, практических, научных, технических результатов работы группы и другое.

В составе действий и условий, способных содействовать стратегическому успеху деятельности проектной группы можно назвать:

- развитие распределенной (многоканальной) системы финансирования проектов охватывающей:  государственный заказ, проектные гранты, финансирование по проектным варрантам, форвардным контрактам и другие инновационные формы внебюджетное финансирования проектов;

- использование новых методов финансирования проектов с инновационным содержанием и, в частности, организация и проведение открытых конкурсов проектов с их регистрацией (включая авторские права) с использованием с применением  технологии блок-чейн, позволяющей одновременно и надежно зафиксировать результаты проектной деятельности нескольких групп и на этой информационной базе осуществить конкурсный отбор проекта-победителя с максимальной прозрачностью и гласностью, производить оплату работы победителя по результату;

- формирование и развитие проектной деятельности научных и технологических платформ, кластеров;

- создание общественными объединениями бизнеса, корпорациями отраслевых и/или объектных проектных виртуальных групп с использованием сети интернет, регистрацией результатов проектов с использованием технологии блок-чейн и оплатой работы группы по результату;

- рациональная децентрализация процессов финансирования проектов с расчетом на инициативное формирование проектных групп;

- повышение в кадровой политике корпораций, технологических платформ, вузов значения научных степеней, наукометрических показателей, результатов проектной деятельности  кандидатов на вакантные должности;

- мониторинг деятельности социально и стратегически важных проектных групп в том числе для оказания им своевременной морально-психологической поддержки (менторства) и материальной поддержки;

- внесение обязательства предусматривающего развитие и финансирование проектной деятельности в число пунктов обязательств социальной и национальной ответственности корпораций, научных и технологических платформ и кластеров;

- увеличение активности общественных объединений предпринимателей и определенных в области развития и мотивации мероприятий и программ, проектов направленных на увеличение степени интеграции науки, образования и практики и другое.

В статье развиваются теоретические основы повышения эффективности работы проектных групп, в результате анализа литературных источников установлено, что несмотря на распространенность проектного подхода теоретические основы работы проектных групп до настоящего времени не разработаны, в связи с этим в настоящей работе изучается сущность проектных групп на основе анализа их функций и ролей, развиваются методологические положения исследования проектных групп, предложен алгоритм синтеза стратегии развития деятельности проектной группы.


Библиографический список
  1. Лачинина Т.А.Проектные команды в управлении проектами//Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 118-131
  2. Кирасов И.В.Развитие механизма интеграции проектных команд//Транспортное дело России. 2009. № 9. С. 140-141.
  3. Лапыгин Ю.Н.Проектная группа или проектная команда?//Ученые записки. 2019. № 1 (29). С. 42-47.
  4. Соколов Л.А.Проблемы формирования проектных команд при внедрении проектного подхода//В сборнике: Проблемы и перспективы развития региональной экономики и финансов Сборник научных работ студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава по итогам Межвузовской научно-практической конференции в рамках комплексной НИР “Учет, налоги и контроль в некоммерческих организациях”. 2017. С. 271-274.
  5. Козырева Е.Ю. Опыт формирования сетевых проектных команд на основе новой модели конкурсов в сфере образования//Вопросы образования. 2009. № 3. С. 145-161.
  6. Укустов C.C., Кравец А.Г.Интеллектуальный подход к проблеме формирования проектной команды с учётом производительности и кооперативного эффекта//Открытое образование. 2011. № 2-2. С. 92-95.
  7. Куликова О.М.Проект программного комплекса для построения сценарных стратегий проектных команд ситуационных центров вузов//Современные проблемы науки и образования. 2011. № 3. С. 32.
  8. Смородинская, Н. Смена парадигмы мирового развития и становление сетевой экономики// Экономическая социология, [S.l.], v. 13, n. 4, p. 95-115, ноя. 2012. ISSN 1726-3247. Доступно на: <https://ojs.hse.ru/index.php/ecsoc/article/view/2048>. Дата доступа: 11 дек. 2017
  9. Глущенко В. В. Развитие методологии кризисологических исследований и антикризисного управления (к 10-ти летию начала глобального системного кризиса 2008 года) // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №9. С. 333-354. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/glushchenkov (дата обращения 15.09.2018). DOI:10.5281/zenodo.1419234
  10. Глущенко В.В. Инструменты развития нейротехнологической платформы в машиностроении шестого технологического уклада// Kazakhstan Science Journal, 2020, № 1 (14), с. 44-63. https://sciencejournal.press/sj/article/view/138/123  (дата обращения 11.01.2020).
  11. Дафт Р. Менеджмент. –СПб.: ПИТЕР, 2009,-800 с.
  12. Башмаков В.И. Управление социальным развитием персонала : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Башмаков, Е. В. Тихонова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 240 с. — (Сер. Бакалавриат).
  13. Цветков В.Я., Сигов А.С. Неявное знание: оппозиционный логический анализ и типологизация”//Вестник РАН,2015,№ 9, с.800.
  14. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Наукология: задача модернизации науки и инновационной деятельности – г. Москва: Глущенко Ирина Ивановна, 2015. – 116 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Глущенко Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация