АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Томская Нарыйаана Гаврильевна
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
студент, 1 курс магистратуры

Аннотация
Статья посвящена влиянию Северного морского пути (СМП) на социально-экономическое развитие территорий на примере Республики Саха (Якутия).
В ходе данной работы был проведен опрос экспертов на предмет влияния СМП на социально-экономическое развитие территорий Республики Саха (Якутия), проведен анализ результатов, и сформулированы соответствующие выводы.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Томская Н.Г. Анализ влияния Северного морского пути на социально-экономическое развитие территорий на примере Республики Саха (Якутия) // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94241 (дата обращения: 19.04.2024).

Арктика является зоной интересов многих стран. Этот важнейший стратегический регион играет решающую роль в политическом, военном, социальном, экономическом, научном аспектах деятельности мирового сообщества. Огромное влияние он оказывает на социально-экономическое развитие нашего государства.

Ключевым звеном Арктического морского маршрута, определяющим его устойчивость и экономическую привлекательность, является Северный морской путь (СМП).

Северный морской путь не только составляет основу транспортной инфраструктуры российской Арктики, поскольку соединяет основные северные порты и речные транспортные системы в единый транспортный коридор, но и является единственным средством снабжения некоторых арктических регионов продуктами и товарами [3].

Согласно стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года развитие Северного морского пути является одной из главных целей [4].

Развитие СМП на территории Республики Саха (Якутия) поведет за собой изменение логистики Северного завоза, создание новых ниш для развития стратегических предприятий водного транспорта, увеличение грузооборота портов в низовьях арктических рек, рост занятости населения.

Создание Северо-Якутской опорной зоны, куда входит 13 арктических улусов, проецируется на развитие транзитного транспортного коридора. Ключевая потребность в эффективной портово-транспортной и логистической инфраструктуре для развития СМП непосредственным образом касается всей Арктической зоны Российской Федерации.

СМП является единственной магистралью для побережья Якутии, по которой завозятся товары первой необходимости, продовольствие, стройматериалы и иные груза, а главное это топливно-энергетические ресурсы для нужд жизнеобеспечения населения. При этом 90% территории не имеет круглогодичного транспортного сообщения, поэтому схема завоза ресурсов и товаров из арктического (морского) пути, как начального звена, переходит к сложной многозвенной смешанной логистической схеме с участием речной навигации, автозимников и депонации грузов. Для Якутии развитие СМП имеет важное значение для всей транспортной инфраструктурной системы региона – увязать разобщенные объекты транспортной системы и получить сбалансированное равномерное развитие территорий [4].

Приоритетными являются инвестиционные проекты по освоению месторождений углеводородов на шельфе и на материковой части арктической зоны Якутии, добыча твердых полезных ископаемых на суше: крупных и уникальных месторождений алмазов, золота, цветных и редкоземельных металлов, олова.

В рамках данного исследования был проведен опрос экспертов на предмет влияния Северного морского пути на социально-экономическое развитие территорий районов и поселений Республики Саха (Якутия).

В качестве экспертов были привлечены:

1. Голомарева Елена Христофоровна, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики;

2. Погодаев Михаил Александрович, заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера;

3. Кугаевский Александр Андреевич, заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, к.э.н;

4. Попова Агафья Ивановна, заместитель Главы МО «Поселок Тикси»;

5. Кейметинов Спиридон Васильевич, член молодежного совета по РС(Я), член правления Союза эвенов по РС(Я);

6. Каургина Жанна Владимировна, преподаватель ГБПОУ «Нижнеколымский колледж народов Севера» в МО «Поселок Черский».

По результатам опроса все эксперты сошлись во мнении, что развитие Северного морского пути повлечет за собой развитие малого и среднего бизнеса в районах и поселениях.

Развитие Севморпути способствует развитию прилегающих территорий и инфраструктуры и созданию новых рабочих мест, что, в свою очередь, повлияет на развитие малого и среднего бизнеса в районах и поселениях, что является одной из главных целей всех арктических проектов по социально-экономическому развитию территорий.

Далее эксперты считают, что необходимо расширять спектр грузов, которые перевозятся по СМП, а также улучшать портовую инфраструктуру, чтобы развитие прилегающих территорий было более устойчивым.

На данный момент 95% грузопотока по СМП приходится на вывоз полезных ископаемых из Арктики, а северный завоз и транзит обеспечивают лишь 5% в соответствии с оценкой научно-технического совета Минприроды и Минтранса России за 2019 год.

Большинство экспертов согласились с тем, что недропользователям на территории региона необходим стимул на освоение и инвестиции в СМП. Они полагают, что для более эффективного развития Севморпути  необходим набор стимулов для компаний, планирующих строительство инфраструктуры и разработку природных ресурсов в Арктике.

На вопрос об активизации освоения нефтегазоносного арктического шельфа и росте производительных сил в районах Крайнего Севера эксперты ответили в основном положительно, отметив его благоприятное влияние на социально-экономическое развитие районов и поселений с учетом всех норм, касающихся экологической безопасности Арктики.

Эксперты также полагают, что развитие СМП и выбросы судов негативно повлияют на экологию Арктики. При развитии Севморпути важно принять превентивные меры для защиты экологии — таково мнение заместителя министра по развитию Арктики и делам народов Севера Погодаева Михаила Александровича.

В целом эксперты оценивают влияние СМП на социально-экономическое развитие районов и поселений как благоприятное. По мнению Кугаевского Александра Андреевича – заместителя ректора СВФУ и кандидата экономических наук – Севморпуть станет для Якутии «поясом жизни», только если на нем будет существенный трафик судов класса «река-море», которые смогут транспортировать грузы вглубь материка.

Север Якутии остается одним из регионов, где естественные водные пути являются единственными коммуникациями, и альтернатив водному транспорту практически нет. Водный транспорт занимает одно из ведущих мест среди участников доставки грузов в республику. Освоение огромных природных ресурсов Севера и интенсивное развитие ведущих отраслей промышленности нуждаются в расширении транспортной схемы и повышении провозных возможностей всех видов транспорта, в том числе водного.

Обеспечение местного населения районов и поселений товарами, в том числе лекарствами и продуктами, необходимыми ресурсами, новыми рабочими местами, привлечение среднего и малого бизнеса, развитие предприятий и производственных компаний – все это благоприятно влияет на социально-экономическое развитие территорий поселений и районов Республики Саха (Якутия).

В заключение хотелось бы отметить, что поддержка и развитие СМП является для России задачей национального масштаба, поскольку СМП не просто составляет основу транспортной инфраструктуры российской Арктики, без которой невозможно вывозить добываемые минеральные природные ресурсы, – фактически, СМП составляет основу всей инфраструктуры арктического сектора.


Библиографический список
  1. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»;
  2. Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 N 366 (ред. от 31.08.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»;
  3. Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2019 N 3120-p «Об утверждении плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года»;
  4. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 14.08.2020 № 1377 «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года».


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Томская Нарыйаана Гаврильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация