ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

Марданова Эсбет Мурадалиевна
Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Пермского государственного научного исследовательского университета

Аннотация
В статье рассматриваются особенности духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста посредством взаимодействия школы и детской библиотеки. Проводится мысль о важности целенаправленного привития духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Марданова Э.М. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста посредством взаимодействия школы и детской библиотеки // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94239 (дата обращения: 19.04.2024).

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» важнейшей целью образования, наряду с интеллектуальным и физическим воспитанием, является духовно-нравственное воспитание [8]. В научных исследованиях Ю.П. Азарова, О.С. Богдановой, Е.Н. Бондаревской, О.Д. Калининой, Б.Т. Лихачева, И.Ф. Харламова и др. также поднимается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников, выявляется сущность проблемы, указываются пути и способы дальнейшего развития содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания [4]. Анализ научных публикаций доказывает, что на данной ступени образования проблема духовно-нравственного воспитания характеризуется как одна из самых актуальных.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста педагоги связывают с процессом учения, в процессе которого происходит усвоение и принятие детьми основ духовно-нравственной культуры, образцов поведения в ситуации морального выбора по отношению к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, которое осуществляется как в учебной, так и внеучебной деятельности. Библиотека, школа и семья являются тремя важными институтами социализации детей. Их воспитательные функции различаются, но в духовно-нравственном воспитании ребенка значительным является сотрудничество между школой и детскими библиотеками. Библиотека является одним из социальных институтов общества, которое способствует духовно-нравственному воспитанию детей, главной задачей которых – помочь возрождению в обществе духовных традиций [7].

Необходимость организации системы взаимодействия между образовательным учреждением и муниципальными учреждениями культуры объясняется тем, что современные дети недостаточно уделяют времени чтению, проводя крайне много времени за компьютерами, гаджетами, вследствие чего у них наблюдается ограниченное взаимодействие с широким окружающим миром. Основная роль детских библиотек проявляется в непосредственном участии в жизни школы, предоставлении различной информации обо всех аспектах его жизнедеятельности; решение проблем сохранения и поддержания местной культуры; предоставление возможностей для творческого развития. Библиотеки используют различные формы работы по духовно-нравственному воспитанию, такие как, к примеру, выставка детской литературы с интересными иллюстрациями, книжно-иллюстративные выставки, привлекающие внимание маленьких читателей к литературе духовного и нравственного содержания, классическая литература, лучшие образцы народного творчества и т.д. [2].

Мероприятия, проводимые в рамках духовно-нравственного воспитания, можно разделить на 6 основных направлений, которые были определены в соответствии с базовыми национальными ценностями, приведенными в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников [3], главной целью которого является воспитание духовно-нравственного, ответственного, компетентного гражданина РФ:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, обязанностям, свободам человека. В содержание работы детской библиотеки входит воспитание любви к своей Родине, своему народу, своему краю посредством организации книжных выставок и обзорных бесед, чтения произведений художественной литературы (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», И.З. Суриков «Детство», П.П. Бажов «Серебряное копытце»), организации различных конкурсов. В содержание работы классного руководителя входит осознание детьми ценности свободы, родного дома, родителей, ценности мира в многонациональном государстве посредством проведения различных классных часов, бесед по пробуждению у детей патриотических чувств («С чего начинается Родина?»), организации интересных акций, конкурсов («Бабушкин сундук»), а также праздников и игр, к примеру «Поиск нарушителей законов», способствующих закреплению полученных детьми знаний, правил и получению положительного эмоционального отношения к ним.
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Основной целью совместной деятельности работников детской библиотеки с детьми является воспитание сердечности, великодушия, доброты, милосердия, заботы друг о друге в процессе чтения и анализа художественных произведения (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки», Ю.Ф. Ярмыш «Добрый клен»); объяснения и разучивания пословиц и поговорок, подходящих к прочитанным произведениям, а также организации конкурса рисунков по прочитанным произведениям. Основной целью классного руководителя следует считать помочь детям осознать ценности человеческой жизни, понять смысл своей жизни, жизни других людей, ценность дружбы посредством проведения бесед с элементами диалога («Что такое хорошо и что такое плохо?»), различных игр-путешествий («В дела ты добрые вложи все лучшее своей души»), личностно-ориентированных классных часов, также можно предложить оформление группового дерева дружбы, к примеру «Мы одна семья-здесь мы все друзья».
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к жизни, труду и учебе. Основной работой детской библиотеки по данному направлению следует считать воспитание целеустремленности, терпимости, настойчивости, бережливости, посредством чтения и анализа произведений художественной литературы (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»), объяснения и разучивания пословиц и поговорок, которые встретились в процессе чтения, а также организация акции «Книжкина больница», которая заключается в «ремонте» книг, придании им эстетичного вида, изготовления красивых книжных закладок, открыток, новой обложки на месте старой, в процессе которой дети осознают, что проделанная ими работа может доставить кому-нибудь радость. Основной задачей классного руководителя является осознание детьми ценности труда и творчества, в процессе  бесед с элементами диалога, организации выставки прикладного народного творчества, ярмарки талантов, к примеру «Кто во что горазд», организации встреч с представителями различных профессий для представления детьми полноценной «картины» интересующих профессий.
  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. По данному направлению работники детской библиотеки, занимаются воспитанием стремления к здоровому образу жизни, посредством чтения и анализа авторских (К.И. Чуковский «Мойдодыр»), последующих игр-драматизаций по отрывкам прочитанных произведений, проведения различных театрализованные представления, к примеру «Чисто жить-здоровым быть», также при желании спортивный досуг «Физкультпривет». Работа классного руководителя состоит в пропаганде здорового образа жизни в процессе познавательных бесед с школьной медсестрой, целевых прогулок, к примеру «В лес за здоровьем», а также оформление фотовыставки «Мы за активный отдых», благодаря которым у детей появиться мотивация к соблюдению правил ЗОЖ.
  5. Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде. Деятельность работников детской библиотеки по данному направлению состоит воспитание бережного отношения к природе, посредством чтения и анализа художественных произведений (К.И. Чуковский «Доктор Айболит», Е. Благининв «Котенок») и последующие представление театральных этюдов («Как Айболит лечил зверей»), проведение конкурса лучшей картотеки пословиц, поговорок, ситуаций по прочитанным произведениям. Деятельность классного руководителя состоит в помощи детям осознать ответственность за окружающую их среду в процессе проведения познавательных бесед с элементами диалога, экскурсий в Ботанический сад, различных игр, к примеру «Поиск нарушителей законов природы»,  а также проведение праздника «Мы твои друзья, природа!», в процессе которого дети создают себе праздничный наряд из вторсырья (пластиковые бутылки, обертки из под конфет, пакеты из полиэтилена и т.д.).
  6. Воспитание ценностного отношения ко всему прекрасному, развитие представлений об эстетических ценностях. Деятельность детской библиотеки по данному направлению состоит в формировании этических ценностей (ответственности, удовольствия, наслаждения, красоты и т.д.) посредством выставки-презентации «Мои любимые книжки», виртуальной экскурсии, к примеру в Дом-музей П.П. Бажова и последующее проведение конкурса рисунков по иллюстрациям к сказкам П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», а также организация фольклорного праздника «Сядем рядком-поговорим ладком». А деятельность классного руководителя заключается в осознании детьми ценности красоты в различных ее проявлениях, осознании ценности труда посредством проведения классных часов, к примеру «Чем красивы люди вокруг нас», организации встреч с представителями различных профессий, организации экскурсии в Городской исторический музей.

Для организации опытно-экспериментальной работы были изучены труды Л.М. Архангельского и Н.И. Болдырева [1] и выделены критерии и показатели уровня воспитания духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. В обобщенном виде критерии, показатели и методы их оценки можно представить следующим образом (Табл.1).

Таблица 1. Критерии и показатели духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Критерии

Показатели

Методики

Когнитивный

(духовно-нравственное сознание)

Представления детей в области духовно-нравственных понятий, духовно-нравственных ценностях, осознание нравственных норм поведения Методика ценностных ориентаций М. Рокича [5]

Эмоционально-ценностный

(духовно-нравственные чувства)

Эмоциональное отношение к нравственным нормам и их принятие, ценностное отношение к окружающей реальности в целом Методика Н.Е. Богуславской «Незаконченные предложения [6]

Поведенческий

(духовно-нравственное поведение)

Духовно-нравственное поведение в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии с окружающими Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой [9]

На основе выделенных критериев, были представлены уровни духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста:

1. Высокий уровень характеризуется позитивным единством нравственного сознания, чувств и поведения у детей младшего школьного возраста, нравственное поведение которых полностью соответствует общепринятым нормам, так как поступок высоконравственный («Хочу» и «надо» совершенствоваться).

2. Средний уровень характеризуется позитивностью, ситуативностью единства нравственных чувств и поведения у детей младшего школьного возраста, нравственное поведение которых в основном соответствует этическим нормам, так как поступок нравственный («Не хочу», но «надо» совершенствоваться).

3. Низкий уровень характеризуется негативной единством нравственного сознания, чувств и поведения у детей младшего школьного возраста, нравственное поведение не соответствует общепринятым нормам, который проявляется в бездействии и безнравственных поступках («Не хочу» и «не надо» совершенствоваться).

В ходе нашего исследования мы проанализировали современную литературу по проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, и согласно условиям воспитания духовно-нравственных качеств разработали ряд методических рекомендаций для педагогов и работников детской библиотеки.

1. Создание образовательной среды, основной целью которой выступает создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка и комфортного пребывания его на занятиях. Образовательная среда – это совокупность материально-технической (компьютерная техника, мультимедийный проектор, колонки, свободный выход в Интернет, удобная мебель и т.д.) и наглядно-методической (учебники для школьников, справочники, словари, хрестоматии, методическое обеспечение педагога и т.д.) базы оснащенности учебного пространства.  Следовательно, создание образовательной среды – это необходимое условие в развитии духовно-нравственных качеств детей младшего школьного возраста;

2. Использование личностно-ориентированного подхода. Данный подход дает возможность учитывать индивидуальные и возрастные особенности, оценивать уровни духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, с помощью которых в дальнейшем строиться образовательный процесс;

3. Достижение наилучшего результата духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, будет происходить наиболее эффективно при: осуществлении целенаправленной работы по повышению интереса к художественным произведениям; использовании разнообразных методов (разнообразные игры и упражнения, рисование, творческие задания); создание атмосферы психологического комфорта и заинтересованности; формировании потребности создания задуманного образа, при помощи различных средств и т.д.

Таким образом, под взаимодействием школы и детской библиотеки понимается управляемый, организуемый и контролируемый процесс взаимодействия педагогов школы и детской библиотеки с детьми младшего школьного возраста, главной задачей которого является возрождение в обществе духовных традиций и воспитание нравственного поведения, посредством рекомендации читателю лучших образцов духовно-нравственной литературы. Также, следует отметить, что готового образца духовно-нравственной культуры человека не существует. Следовательно, целью работников школы и детских библиотек является осуществление мероприятий, которые призваны пробудить в детях то «разумное, доброе, вечное», что и является сущностью нравственности и духовности.


Библиографический список
  1. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории / Н.И.Болдырев – М.: Педагогика, 2009. – 224 с.
  2. Воюшина М. П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения / М. П. Воюшина // Начальная школа. – 2004. – №3. – С.39-41.
  3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: стандарты второго поколения / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 29 с.
  4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – 124 с.
  5. Киселева, А.В. О возможности модификации методики М. Рокича “Ценностные ориентации” / А.В. Киселева // Психологическая диагностика. – М.: 2004. – № 4. – с. 101.
  6. Методика «Закончи предложение» / Н.Е. Богуславская // Диагностика духовно-нравственного развития: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – СПб., 2013. – С.114
  7. Полищук М.А. Библиотека – интеллектуальное пространство развития личности / М. А. Полищук // Библиотечное дело. – 2015. – № 21. – С. 19-22
  8. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
  9. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова. — М.: Педагогика, 2010. — 151 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Марданова Эсбет Мурадалиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация