ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН – ЧЛЕНОВ ЕАЭС НА ОСНОВЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Демидова Евгения Станиславовна
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси Международный университет «МИТСО» Витебский филиал
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и информационных технологий

Аннотация
В статье анализируется значение транспортно-логистической отрасли как одного из основных несырьевых драйверов развития ЕАЭС. Выявляются предпосылки и структурные проблемы для интеграции стран-участниц ЕАЭС в области транспортно-логистической деятельности.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Демидова Е.С. Предпосылки и проблемы интеграции стран – членов ЕАЭС на основе транспортно-логистического сотрудничества // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94231 (дата обращения: 13.03.2024).

Роль транспортно-логистической отрасли в евразийской экономической интеграции является центральной с точки зрения её функции связующего звена в системе мирохозяйственных связей как внутри ЕАЭС, так и транзитом по его территории. Наличие развитой и современной транспортно-логистической инфраструктуры служит необходимым условием создания новых производств, роста инвестиций и мобильности трудовых ресурсов в ЕАЭС.

Транспортно-логистическая отрасль также может стать одним из основных несырьевых драйверов развития ЕАЭС, создав благоприятные организационно-экономические условия для транзитных перевозок. Уникальное расположение ЕАЭС на перекрестке растущих объемов торговли «Восток-Запад» и «Север–Юг» является одной из фундаментальных предпосылок наращивания сухопутного транзита по территории ЕАЭС, конкурентным преимуществом которого уже сегодня является скорость перевозки, минимум таможенных формальностей в рамках единой таможенной территории и мультимодальная опция доставки.

Предпосылки транспортно-логистического сотрудничества в рамках ЕАЭС неотделимы от предпосылок экономической интеграции – необходимости диверсификация экономики; сохранённой взаимозависимости энергетических, технологических и транспортно-логистических систем каждой из стран интеграционного объединения [1].

Основными предпосылками для интеграции стран-участниц ЕАЭС в области транспортно-логистической деятельности являются:

1. Перспективы усиления позиций стран ЕАЭС на рынке транзитных перевозок из Азии в Европу и обратно. Развитие интеграционных процессов стран-членов ЕАЭС и гармонизация в сфере транспортной политики, позволит увеличить его участникам долю на рынке транзитных перевозок из Азии в Европу и обратно. Географическое положение Республики Беларусь позволяет ей быть «мостом» между европейскими и азиатскими странами.

Страны-участницы ЕАЭС получат дополнительную выгоду (в первую очередь в финансовом плане) от предоставления транзитных услуг, так как в настоящее время объем грузов, перевозимых в обоих направлениях по маршруту «страны Азии – Европа», превышает 1 млрд. тонн в год. Но суммарная доля государств-членов ЕАЭС на рынке транзитных перевозок «Азия–Европа» в настоящее время не превышает 1%. Потенциально, эта цифра может быть увеличена до 5%.

2. Снижение транспортных и транзакционных издержек. Данный эффект в основном планируется достигать за счет гармонизации правил и нормативов, а также за счет упрощения юридических формальностей. А также это может произойти за счет увеличения конкуренции на рынке транспортных услуг стран-участниц ЕАЭС, что естественно вынудит их предоставлять более качественные услуги, искать пути снижения издержек.

Стоит отметить, что в настоящее время на формальности по преодолению внешних и внутренних границ ЕАЭС в некоторых случаях тратится до 30% времени грузового рейса, что влечет за собой дополнительные временные и финансовые потери.

3. Наличие общей сетевой инфраструктуры и трансграничных транспортных коридоров. Данная предпосылка может рассматриваться как уже часть всей программы интеграции в рамках ЕАЭС. Существующие транспортные коммуникации уже сейчас дают возможность активно развивать логистическое сотрудничество [2].

4. Ускорение совместных проектов по развитию транспортной инфраструктуры. В случае реализации общих проектов в сфере транспорта, особенно намеченных в рамках китайского проекта «Пояс и путь», вероятен синергетический эффект. Кроме улучшения качества совместных проектов общими силами, интеграция также может сократить время на их реализацию.

5. Отсутствие языкового барьера. Хотя в современном мире языковой барьер не является острой проблемой, все же постсоветское прошлое и знание русского языка у большей части жителей стран-участниц ЕАЭС позволит сократить значительное количество времени и трудозатрат. В ЕС, например, расходы только на перевод письменных документов составляют примерно 1 млрд. евро в год и примерно 300–400 млн. евро в год тратится на обеспечение устного перевода на официальных мероприятиях.

6. Схожесть используемых парков подвижного состава, машин, механизмов и оборудования. Данное обстоятельство позволяет заметно уменьшать затраты на снабжение, обслуживание, ремонт транспортного хозяйства, которое используется для обслуживания совместной деятельности.

7. Схожесть стандартов, применяемых странами-членами ЕАЭС. Скорость интеграции в сфере транспорта во многом определяется наличием на текущий момент похожих стандартов регламентов и законов, которые применяются в интегрируемых странах. Согласование оставшихся необходимых вопросов займет не только меньшее количество времени, но и опять же снизит стоимость работ, необходимых для этого.

Объём перевезенных грузов и  грузооборот в ЕАЭС растет. Однако в структуре транспортно-логистического рынка стран ЕАЭС 95% приходится на перевозку грузов и экспедиторские услуги (провайдеры логистики уровня 1 и 2 PL), 4% составляют интегрированные услуги, включая складирование и дистрибуцию (3 PL) и всего 1% – управленческая логистика, в том числе услуги по оптимизации бизнес-процессов вдоль всей цепи поставок (4 PL). В структуре мирового рынка транспортно-логистических услуг на провайдеров логистики уровня 3 и 4 PL приходится около 42% [3].

Материальной основой транспортно-логистической отрасли ЕАЭС является комплекс технических и подвижных средств. Выявлена специализация каждой из пяти стран-участниц интеграционного объединения во взаимной торговле транспортным машиностроением. Экспорт Беларуси и Казахстана в основном представлен продукцией автомобильного вида транспорта, России и Кыргызстана – автомобильным и железнодорожным видами транспорта, а Армении – сопутствующим транспортным оборудованием.

Наибольший интеграционный прогресс отмечен в сфере автомобильного и железнодорожного транспорта ЕАЭС, что в целом отражает их значимость для экономики государств–членов, и заключается в том, что:

-  пограничный контроль при осуществлении международных автоперевозок производится на внешних границах ЕАЭС;

-  внутренние и международные автоперевозки, выполняемые перевозчиками ЕАЭС транзитом по территории ЕАЭС, осуществляются на безразрешительной основе;

-  принята программа поэтапной либерализации каботажных автоперевозок в ЕАЭС на 2016-2025 гг.

-  при внутренних перевозках и экспорте в третьи страны/импорте из третьих стран через морские порты ЕАЭС действует единый (унифицированный) железнодорожный тариф стран ЕАЭС;

-  определены принципы доступа железнодорожных перевозчиков стран ЕАЭС на инфраструктуру друг друга;

-  создан крупнейший железнодорожный оператор стран ЕАЭС – Объединённая транспортно-логистическая компания (ОТЛК).

Основой бизнес-модели ОТЛК является стратегическое объединение ведущих железнодорожных контейнерных операторов, логистической инфраструктуры, грузовых терминалов и предложение комплексной транспортно-логистической услуги по принципу «одного окна», формирование конкурентоспособных сквозных ставок на перевозки контейнеров по территории Беларуси, России, Казахстана, Армении и Кыргызстана.

ОТЛК уже стала глобальным международным железнодорожным оператором между тремя железнодорожными компаниями России, Казахстана и Беларуси. Главная цель компании – увеличение объема контейнерных перевозок в сообщении Китай–Европа.  Расстояние 5430 км преодолевается за 5 суток со скоростью 1075 км/сутки. Поставлена задача к 2025 г. довести объем транзитных перевозок в сообщении Китай-Европа до 1 млн. TEU, что потребует отправки в сутки более 10 поездов в направлении Европы и Китая [4].

Структурными проблемами, препятствующими углублению транспортно-логистического сотрудничества в ЕАЭС, являются: высокая степень износа транспортно-логистической инфраструктуры, низкая эффективность складской логистики, нехватка мультимодальных транспортно-логистических центров.


Библиографический список
  1. Девятков В.В. Транспортно-логистические системы регионов в странах ЕАЭС – состояние, перспективы развития и взаимодействия. // Проблемы современной экономики. – 2016. – №4. – С.9-13.
  2. Прокофьева Т. А. Формирование системы национальных и международных транспортных коридоров // Конъюнктура товарных рынков. Маркетинг & Логистика. — 2015. — № 4. — С. 15–22.
  3. Ковалев М.М. Транспортная логистика в Беларуси: состояние перспективы. Мн.: Изд. центр БГУ, 2017.
  4. Пак Е.В. Перспективы развития сотрудничества в области транспорта и логистики в евразийском экономическом союзе. М., 2017.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Демидова Евгения Станиславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация