ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА»

Корабейников Игорь Николаевич1, Учкина Валерия Александровна2
1Оренбургский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмент
2Оренбургский государственный университет, магистр, направление подготовки: менеджмент

Аннотация
В статье проанализированы различные подходы к интерпретации понятия «социальная ответственность бизнеса», данные зарубежными и отечественными авторами. Также приводится авторское определение «социальной ответственности бизнеса».

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Корабейников И.Н., Учкина В.А. Особенности интерпретации понятия «Социальная ответственность бизнеса» // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94170 (дата обращения: 18.04.2024).

На сегодняшний день проблеме социальной ответственности бизнеса уделяется большое внимание со стороны как зарубежных, так и отечественных ученых.

Однако, несмотря на постоянно возрастающее внимание к рассматриваемому вопросу, единого общепринятого понимания «социальная ответственность бизнеса» или «корпоративной социальной ответственности» по-прежнему не существует.

В связи с этим возникает необходимость рассмотреть и проанализировать подходы к понятию «социальная ответственность бизнеса» и их особенности в отечественной и зарубежной научной литературе.

В таблице 1, отражены наиболее известные определения социальной ответственности бизнеса, структурированные с точки зрения различных подходов к пониманию данного понятия.

Таблица 1 – Подходы отечественных и зарубежных авторов к определению понятия «социальная ответственность бизнеса» [1-5]

Подход

Автор

Интерпретация

Классический М. Фридман

 

 

 

 

Т. Левитт

Социальная ответственность бизнеса является излишней, поскольку в свободном обществе существует только одна ответственность предприятия: использование своих ресурсов для участия в деятельности, направленной на повышение его прибылей без обмана и мошенничества

 

Функция бизнеса – это производство устойчиво высокой прибыли. Благосостояние и общество не является делом корпорации. Её дело – делать деньги, а не нежную музыку

Социальный Г. Боуен

 

 

 

Д. Вуд

Реализация той политики, принятие таких решений, либо следование такой линии поведения, которые были бы желательны с позиции целей и ценностей общества

 

Это система принципов социальной ответственности, процессов социальной восприимчивости и политик, программ и результатов, которые относятся к социальным взаимодействиям фирмы

Стратегический К. Девис Осознание организацией проблем, выходящих за пределы узких экономических, технических и правовых требований для достижения общественной пользы, наряду с традиционными экономическими выгодами, к которым стремится организация
Российский Ассоциация менеджеров России

 

 

 

С.В.Перегудов

 

 

 

 

В.С.Комаровский, Н.А.Волгин

 

Добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанных напрямую с основной деятельностью организации и выходящих за рамки определенного законодательного минимума

 

Социальная ответственность бизнеса выходит за рамки установленных законом норм и предполагает добровольную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей

 

Добровольный вклад бизнеса, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума, развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах

Различные подходы к интерпретации понятия «социальная ответственность бизнеса» в западной литературе существуют уже много лет. Например, классический подход сформировался на основе теории корпоративного эгоизма. Данная теория подразумевала, что социально ответственной организация является уже в том случае, если создаются новые рабочие места, выплата заработной платы происходит вовремя, исполняется законодательство в части  уплаты налогов, производится качественная продукция.

Эта позиция сформулирована известным экономистом Милтоном Фридманом. По его мнению, руководители бизнеса не должны отвлекаться на разрешение социальных проблем общества, а заниматься своим прямым делом – производство товаров и услуг. Социальные проблемы должно решать государство и заинтересованные в этом лица.

Сторонником либерального подхода также выступал Т. Левитт. Профессор отмечал, что главная цель функционирования предприятия заключается в получении и максимизации прибыли, а не повышение благосостояния общества [6].

Не могу согласиться с  точкой зрения, высказанной М. Фридманом и Т. Левиттом. Конечно, главной целью создания коммерческой организации является извлечение прибыли. Однако понятие социальной ответственности характеризуется определенными морально-этическими акцентами, а именно: организация должна делать то, что направлено на совершенствование общества, и не делать того, что способно привести к его ухудшению.

Плохая репутация, публичный экологический скандал, раскрывшиеся неэтичные действия – сегодня всё это может в одночасье обрушить рыночную стоимость организации, несмотря на её экономическую эффективность. Резкую негативную реакцию получила Volkswagen Group, когда обнаружились манипуляции концерна при определении токсичности дизельного выхлопа, что обрушило акции компании более чем на 20% [1].

Социальный подход представлен теорией «разумного эгоизма». Сторонниками данной теории являлись Г. Боуен, Д. Вуд. В соответствие с данным подходом социальная ответственность бизнеса – это «хороший бизнес», при котором корпорация направляет часть своей текущей прибыли на проведение социальных и благотворительных программ, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, в конечном счете, преумножает свою прибыль в будущем [6]. То есть такое социально-ответственное поведение – реальная возможность для повышения стабильности компании, улучшения ее репутации и имиджа, расширения партнерских связей с заинтересованными лицами.

Стратегический подход к изучению понятия «социальная ответственность бизнеса», предложенный таким исследователем как К. Девис предполагает расширение границ социальной ответственности за рамки решения краткосрочных, внутренних производственных и социальных задач [6]. Он предусматривает деятельность, направленную на решение как внутренних, так и внешних долгосрочных социальных, экологических и экономических проблем. На наш взгляд, именно стратегический подход ассоциируется с успешным мировым опытом, поскольку направлен на развитие не только самого предприятия, но и территории его присутствия.

Название российского подхода связано с тем, что представителями являются отечественные авторы. Объединение трактовок понятия «социальная ответственность бизнеса» Ассоциации менеджеров России, С. В. Перегуды, В. С. Комаровского, Н. А. Волгина стало возможным благодаря схожести мнений авторов между собой.

Исходя из трактовки, предложенной представителями российского подхода, понимание социальной ответственности бизнеса с позиции добровольных действий компании, выходящие за рамки минимума определенного законодательно, на наш взгляд, оправдано.

Но следует заметить, что социальная ответственность бизнеса должна носить регулярный характер.

Анализ вышеприведенных подходов к интерпретации понятия «социальная ответственность бизнеса» зарубежных и российских исследователей позволяет сделать вывод о том, что сегодня не выработано единого определения.

Однако очевиден, на наш взгляд, тот факт, что все существующие сегодня понятия едины в одном: социальная ответственность бизнеса предусматривает ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами, в отношении потребителей, в отношении работников, перед обществом в целом, экологическую ответственность.

Таким образом, принимая во внимание все вышеуказанные определения данные различными авторами, приведем собственное определение. Социальная ответственность бизнеса – это вклад организации в развитие экономических, социальных, экологических программ, выходящий за рамки определенного законом минимума на постоянной, добровольной и безвозмездной основе на территории своего присутствия.


Библиографический список
  1. Чижова Т. А., Трошина Е. П. Исследование подходов к определению корпоративной социальной ответственности и её значимости для современного бизнеса //Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований. – 2020. – С. 204-207.
  2. Бикеева М. В. Теория корпоративной социальной ответственности в условиях европейской интеграции //Экономические исследования и разработки. – 2017. – №. 7. – С. 31-42.
  3. Ассоциация менеджеров России: деловое объединение России. URL: https://amr.ru/ (дата обращения: 30.11.2020).
  4. Перегудов, С.П. Корпоративное гражданство как современная форма социальной инженерии / С.П. Перегудов // Мировая экономика и международные отношения. − 2005. − № 96. − С. 22-32.
  5. Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России: теория и практик: мат-лы заседания круглого стола / под общ. ред. В.С. Комаровского, Н.А. Волгина. − М.: Изд-во РАГС, 2005.
  6. Захаров В. В., Новгородова Н. С., Подворотова Д. М. Корпоративная социальная ответственность //Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2013. – №. 13. – С. 53-59.
  7. Ермакова Ж. А. Корпоративная социальная ответственность : учебное пособие / Ж. А. Ермакова, И. Н. Корабейников, Р. М. Прытков: Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : Огу. 2016. – 255 с.
  8. Корабейников И. Н., Штудент К. В. Социально-экономическое партнерство: понятие, принципы, проявления //Казанская наука. – 2015. – № 11. – С. 79-81.
  9. Корабейников И. Н., Корабейникова О. А. Развитие социального партнерства при реализации проектов на рынке информационных услуг //Труды VII Всероссийского симпозиума по экономической теории. – 2016. – С. 25-26.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Учкина Валерия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация