Для начала следует дать определение понятиям педагогического общения и стилю педагогического общения. Под педагогическим общением следует определять коммуникацию между педагогом и обучающимся, которая включает в себя освоение компетенций и становление личности в рамках образовательного процесса. Совокупность приёмов и методов, применяемых педагогом при непосредственном взаимодействии с обучающимися, принято называть стилем педагогического общения. Педагогический стиль представляет собой отражение и показатель коммуникативных качеств и навыков педагога.
Педагогический стиль проявляет отношение преподавателя к обучающимся. Также хорошим показателем является и эмоциональная ситуация, в рамках которой происходит коммуникация. Выделяют следующие виды отношений педагога к обучающимся:
1. Устойчиво-отрицательное отношение (грубое отношение к обучающимся, множество унизительных и обидных фраз, нарушение правил педагогической этики)
2. Пассивно-положительное отношение (завышенная требовательность, такой преподаватель пытается строить слишком формальные отношения, но они являются губительными для творчества обучающихся)
3. Ситуативно-негативное отношение (зависит от ситуации и состояния преподавателя, сильно меняется в зависимости от этого фактора).
4. Активно-положительное отношение (благоприятно сказывается на отношениях с обучающимися, преподаватель стремится к неформальной коммуникации, свободно помогает, старается создать доверительную атмосферу) [3].
Для начала разберем общепринятую систему педагогических стилей отношений:
1. Авторитарный педагогический стиль.
Ключевыми методами педагогического воздействия на обучающихся являются поучение и приказ. Такой преподаватель всегда самостоятельно, в достаточно жёсткой форме проверяет выполнение своих поручений, от обучающихся требуется беспрекословное подчинение. Такие педагоги холодны в эмоциональном плане, имеют стальной характер. Вследствие контакта с таким педагогом обучающиеся замкнуты, конфликтны и пассивны, также у них снижается мотивация к осуществлению образовательной деятельности. Часто такие преподаватели недовольны своей работой и своим профессиональным уровнем. Обучающиеся отдаляются от таких педагогов.
2. Демократический педагогический стиль.
Такие преподаватели общительны, добры, дружелюбны и терпеливы к обучающимся, открыты к новому коммуникативному взаимодействию. Они стараются по возможности создавать деловую, рабочую среду, при этом совмещая это с теплой атмосферой своих учебных занятий, что является успехом в развитии личности обучающегося. Педагог уважает и слушает точку зрения обучающихся, старается выводить их на беседу, привлекает к разрешению проблем. Методами и способами коммуникации таких педагогов являются совет и просьба. Обучающиеся таких педагогов довольны учебой, стремятся к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, а также уверены в себе.
3. Либеральный педагогический стиль.
Такие преподаватели достаточно нерешительны, стеснительны, отчуждены и не уверены в своих силах. Они не могут контролировать ход учебн6ого занятия, поэтому передают инициативу в руки обучающихся. Такие педагоги только формально выполняют свои профессиональные обязанности и функции. Они придерживаются тактики невмешательства, куда относится равнодушие к проблемам образовательной организации и незаинтересованность своими обучающимися. Проявляется низкая мотивация обучающихся к осуществлению образовательной деятельности [1].
Вышеперечисленные педагогические стили общения являются теоретическим отражением, но фактически всегда применяются смешанные стили педагогического общения. У преподавателя не удается исключить авторитарный стиль, который является эффективным при работе с некоторыми учебными группами или обучающимися с низким уровнем социально-психологического развития. Даже в таких ситуациях основой должен быть демократический стиль, который ведет к диалогу и взаимодействию с обучающимися. Тот стиль, который педагог чаще других применяет при общении оказывает влияние на формирование личности учеников, на их познавательные интересы.
Библиографический список
- Сарбалаева А. Д., Белянкина О. А. Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 92-95.
- Стили педагогического общения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/slastenin/slastenin110.html (Дата обращения: 19.07.2019)
- Стили педагогического общения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ШрБ У/БргауосЬтск. ru/pedagogika/vvedenie_v_pedag ogicheskuyu_professiyu/stili_pedagogicheskogo_obsc heniya/ (Дата обращения: 19.07.2019)
- Подлиняев О. Л., Иванов С. Е. Стиль педагогического общения и проблемы его классификации // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 359-362.
Количество просмотров публикации: Please wait