ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Дубровин Никита Алексеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Федосеева Любовь Алексеевна1, Воронцов Александр Максимович1, Барсукова Анастасия Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье характеризуются ключевые стили педагогического общения. Авторы статьи рассматривают понятия педагогического общения и стили педагогического общения, выделяют виды отношений педагога к обучающимся. В статье характеризуются ключевые стили педагогического общения: авторитарный, демократический и либеральный.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дубровин Н.А., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А., Воронцов А.М., Барсукова А.Е. Характеристика стилей педагогического общения // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94119 (дата обращения: 19.04.2024).

 

Для начала следует дать определение понятиям педагогического общения и стилю педагогического общения. Под педагогическим общением следует определять коммуникацию между педагогом и обучающимся, которая включает в себя освоение компетенций и становление личности в рамках образовательного процесса. Совокупность приёмов и методов, применяемых педагогом при непосредственном взаимодействии с обучающимися, принято называть стилем педагогического общения. Педагогический стиль представляет собой отражение и показатель коммуникативных качеств и навыков педагога.

Педагогический стиль проявляет отношение преподавателя к обучающимся. Также хорошим показателем является и эмоциональная ситуация, в рамках которой происходит коммуникация. Выделяют следующие виды отношений педагога к обучающимся:

1. Устойчиво-отрицательное отношение (грубое отношение к обучающимся, множество унизительных и обидных фраз, нарушение правил педагогической этики)

2. Пассивно-положительное отношение (завышенная требовательность, такой преподаватель пытается строить слишком формальные отношения, но они являются губительными для творчества обучающихся)

3. Ситуативно-негативное отношение (зависит от ситуации и состояния преподавателя, сильно меняется в зависимости от этого фактора).

4. Активно-положительное отношение (благоприятно сказывается на отношениях с обучающимися, преподаватель стремится к неформальной коммуникации, свободно помогает, старается создать доверительную атмосферу) [3].

Для начала разберем общепринятую систему педагогических стилей отношений:

1. Авторитарный педагогический стиль.

Ключевыми методами педагогического воздействия на обучающихся являются поучение и приказ. Такой преподаватель всегда самостоятельно, в достаточно жёсткой форме проверяет выполнение своих поручений, от обучающихся требуется беспрекословное подчинение. Такие педагоги холодны в эмоциональном плане, имеют стальной характер. Вследствие контакта с таким педагогом обучающиеся замкнуты, конфликтны и пассивны, также у них снижается мотивация к осуществлению образовательной деятельности. Часто такие преподаватели недовольны своей работой и своим профессиональным уровнем. Обучающиеся отдаляются от таких педагогов.

2. Демократический педагогический стиль.

Такие преподаватели общительны, добры, дружелюбны и терпеливы к обучающимся, открыты к новому коммуникативному взаимодействию. Они стараются по возможности создавать деловую, рабочую среду, при этом совмещая это с теплой атмосферой своих учебных занятий, что является успехом в развитии личности обучающегося. Педагог уважает и слушает точку зрения обучающихся, старается выводить их на беседу, привлекает к разрешению проблем. Методами и способами коммуникации таких педагогов являются совет и просьба. Обучающиеся таких педагогов довольны учебой, стремятся к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, а также уверены в себе.

3. Либеральный педагогический стиль.

Такие преподаватели достаточно нерешительны, стеснительны, отчуждены и не уверены в своих силах. Они не могут контролировать ход учебн6ого занятия, поэтому передают инициативу в руки обучающихся.   Такие педагоги только формально выполняют свои профессиональные обязанности и функции. Они придерживаются тактики невмешательства, куда относится равнодушие к проблемам образовательной организации и незаинтересованность своими обучающимися. Проявляется низкая мотивация обучающихся к осуществлению образовательной деятельности [1].

Вышеперечисленные педагогические стили общения являются теоретическим отражением, но фактически всегда применяются смешанные стили педагогического общения. У преподавателя не удается исключить авторитарный стиль, который является эффективным при работе с некоторыми учебными группами или обучающимися с низким уровнем социально-психологического развития. Даже в таких ситуациях основой должен быть демократический стиль, который ведет к диалогу и взаимодействию с обучающимися. Тот стиль, который педагог чаще других применяет при общении оказывает влияние на формирование личности учеников, на их познавательные интересы.


Библиографический список
  1. Сарбалаева А. Д., Белянкина О. А. Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 92-95.
  2. Стили педагогического общения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/slastenin/slastenin110.html (Дата обращения: 19.07.2019)
  3. Стили педагогического общения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ШрБ У/БргауосЬтск. ru/pedagogika/vvedenie_v_pedag ogicheskuyu_professiyu/stili_pedagogicheskogo_obsc heniya/ (Дата обращения: 19.07.2019)
  4. Подлиняев О. Л., Иванов С. Е. Стиль педагогического общения и проблемы его классификации // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 359-362.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дубровин Никита Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация