КОММУНИКАТИВНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Федосеева Любовь Алексеевна1, Дубровин Никита Алексеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Воронцов Александр Максимович1, Барсукова Анастасия Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В современном обществе все большие обороты набирает коммуникативно-деятельностный подход. Он является главной целью в школе. Именно школа является одних из первых социализаторов, она помогает нам адаптироваться в кругу класса, принять какие-то свои решения, высказать мнение, поэтому коммуникативно-деятельностный подход играет важную роль для каждого из нас.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А., Дубровин Н.А., Ермолаева Е.Л., Воронцов А.М., Барсукова А.Е. Коммуникативно – деятельностный подход // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/11/94052 (дата обращения: 20.03.2024).

Главная цель школы – это адаптировать обучающегося к собственной жизни, который сможет самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи, находить средства и пути их решения. Поэтому реализация обучения требует следующих подходов, которые будут ориентированы на личность обучающегося. Одним из таких подходов является коммуникативно-деятельностный.

Исходя из современных требований, программа по русскому языку провозглашает в качестве основного принципа обучения русскому языку в начальных классах – коммуникативный, т.е. на первое место ставится обучение русскому языку как средству общения, обучение речевой деятельности.

Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, который осуществляется с помощью языковых средств в ходе взаимосвязи людей в различных ситуациях общения.

Выделяется четыре вида речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Учитывая специфику речевой деятельности, будущий педагог при организации работы по развитию речи младших школьников должен научиться владеть рядом методических положений: прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение потребности вступления в общение, предлагая детям создать текст, обеспечить им конкретную ситуацию общения, т.е. осознание того, к кому (адресат), зачем (цель), при каких обстоятельствах они обращаются с речью.

С другой стороны, речевая деятельность – это двусторонний процесс, значит надо, обеспечивая адресата, учить детей воспринимать высказывания, т.е. выступать в роли не только отправителя сообщения, но и адресата, учить меняться ролями.

Предметами речевой деятельности является мысль, чувства, значит следует работать над расширением кругозора обучающихся, их способностью наблюдать, эмоционально воспринимать, сравнивать, оценивать и обобщать. Т.к. речевое общение осуществляется с помощью языка, который является средством речевой деятельности, то необходима целенаправленная работа над осознанием школьниками системы языка, назначением различных языковых единиц, над умением выбирать средства языка с учетом ситуации общения, развивая речь учащихся.

Тогда следует формировать у школьников четыре обобщенных умения:

  1. ориентироваться в ситуации общения, осознавать свою коммуникативную задачу;
  2. планировать содержание сообщения;
  3. формулировать собственные мысли и понимать чужие;
  4. осуществлять самоконтроль за речью, восприятием ее собеседником, а также за пониманием речи партнера.

Одним из продуктов речевой деятельности является сочинение. Мы еще далеки от утверждения, что школьные сочинения играют важную роль в речевом развитии учащихся, что они помогают накоплению опыта создания тех типов высказывания, которыми потом будут пользоваться в реальной речевой практике сегодняшние выпускники.

Для того, чтобы решить эту проблему, будущий педагог наряду, с основными методическим положениями, организации процесса создания высказывания должен освоить несколько правил.

  1. Сочинение – это творческий процесс, т.е. создание высказывания с позиций творческой деятельности учителя и ученика. Творчество с позиции учителя – это стимулирование воображения учащегося младших классов, создание атмосферы, в которой ребенок может проявить себя как творец, т.е. обеспечение потребности создания высказывания: уметь смоделировать речевую ситуацию, задать коммуникативную установку (для кого готовят высказывание), творчески подойти к организации деятельности учащихся на этапе непосредственной подготовки к сочинению; творчески подойти к выбору оптимальных форм, методов проведения урока с учетом развивающего и личностно-ориентированного обучения; грамотно организовать редактирование и анализ текста сочинения. Творчество с позиции ученика: должен проникнуться мотивом, которым направляется создание высказывания; учесть условия, применительно к которым он будет создавать сочинение; грамотно спланировать содержание своего рассказа, сказки, письма, поздравления, приглашения и т.д.
  2. Самое главное, чему мы должны научить ребят – это творить собственные тексты описания, повествования по данному началу, середине, концу, устно составлять текст-рассуждение по данному началу, редактировать тексты, коллективно составлять загадки, составлять письменные поздравления и приглашения.
  3. Работа над сочинением должна быть развивающей. Чтобы продукт речевой деятельности – сочинение – получился интересным, уместным, жизненным, педагог должен знать наиболее оптимальные формы работы на всех этапах обучения сочинению.

Назовем эти этапы:

  1. предварительная подготовка (должна возникнуть потребность общения). Цель – создать базу для последующей работы. Предварительная подготовка, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, но и чтения, «Человек и мир», художественного творчества, изобразительного искусства и т.д. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств и т.д.;
  2. создание речевой ситуации (мотивация, коммуникативная установка). Не хотите попробовать сочинить собственную книжку (всем классом). Например, под таким названием: «Веселые истории о животных?»;
  3. организация наблюдений (свободных, самостоятельных или на специальной экскурсии, может быть и в классе, если готовится сочинение по картине, по музыкальному образу, загадка о каком-то предмете) и непосредственная подготовка (обсуждение задач и условий, ситуаций, которые важно учесть, основной мысли текста, требований к языковым средствам и т.д.);
  4.  написание работы;
  5. самопроверка (редактирование);
  6. анализ написанных работ.

Заключительным этапом работы по подготовке будущих учителей к процессу обучения сочинению может стать урок по технологии «Методика обучения сочинению в начальной школе», цель которого – показать преимущества личностно-ориентированного, развивающего обучения, роль учителя-творца; через сотворчество с учащимися колледжа определить круг знаний, необходимых учителю младших классов по методике обучения сочинению; выявить наилучшие варианты работы учителя по организации творческой деятельности учащихся на уроках обучения сочинению.

К заключительному уроку группам дается задание: продумать оптимальные с их точки зрения виды работы при подготовке связного высказывания по теме, например, «Лето» на всех этапах работы над сочинением. Этап «социоконструкция» выносится за пределы урока как домашнее задание, на этапе «социализация» группы представляют результаты работы.


Библиографический список
  1. nsportal.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/11/07/psikhologo-metodicheskie-osnovy-raboty-nad-tekstom. – Дата доступа: 07.11.2013.
  2. мультиурок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/razrabotka-mietodichieskikh-riekomiendatsii-po-tie.html. – Дата доступа: 30.04.2017.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Барсукова Анастасия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация