ВОСПИТАНИЕ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ БОРЦОВ 13-14 ЛЕТ В БОРЬБЕ КУРЕШ

Жарова Ирина Андреевна1, Волкова Кадрия Рафиковна1
1Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аннотация
В данной статье рассказывается о борьбе на поясах (курэш) – это вид спортивного единоборства на кушаках, который наряду с обычаями, обрядами и традициями составляет значительную часть национальной культуры нашего народа. Спортивная тренировка борца по национальной борьбе курэш является педагогическим процессом, который включает: физическую подготовку (развитие у борца физических качеств спортсмена), техническую и тактическую подготовку (овладение техническими навыками, необходимыми в борьбе, и умением правильно построить схватку с различными противниками), морально-волевую подготовку (воспитание волевых качеств, необходимых для достижения победы).

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жарова И.А., Волкова К.Р. Воспитание силовых качеств борцов 13-14 лет в борьбе Куреш // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/11/94036 (дата обращения: 16.03.2024).

Актуальность. Борьба на поясах (курэш) – это вид спортивного единоборства на кушаках, который наряду с обычаями, обрядами и традициями составляет значительную часть национальной культуры нашего народа. Спортивная тренировка борца по национальной борьбе курэш является педагогическим процессом, который включает: физическую подготовку (развитие у борца физических качеств спортсмена), техническую и тактическую подготовку (овладение техническими навыками, необходимыми в борьбе, и умением правильно построить схватку с различными противниками), морально-волевую подготовку (воспитание волевых качеств, необходимых для достижения победы).

Борец должен постоянно работать над развитием своих физических качеств, уделяя особое внимание совершенствованию того качества, которое у него менее всего развито. Несомненно, что все физические качества спортсмена, каждое в отдельности и все в комплексе, развиваются и воспитываются непосредственно в ходе занятий борьбой.

Достижение высоких спортивных результатов в национальной борьбе курэш неразрывно связано с развитием большой физической силы. Сила борца – это способность в процессе борьбы напряжением мышц производить определенные движения, преодолевать или противостоять воздействию каких-либо сил. Развитые мышцы туловища и конечностей, высокий уровень силовой подготовленности являются предпосылками, как сохранения здоровья, так и демонстрации высоких спортивных результатов.

Становление и развитие борьбы на поясах как вида спорта, ее выход на международную арену потребовали изменение ряда положений в правилах соревнований: сократилось время схватки, изменилась система оценки приемов, поединки проводятся с завязанными кушаками, стимулируется активная атакующая борьба. Все эти изменения предполагают пересмотр всей системы спортивной подготовки данного вида борьбы.

Эффективность подготовки спортивных резервов в борьбе во многом зависит от того, насколько правильно построен процесс физической подготовки на начальном этапе, какая методика при этом применяется, как учитываются возрастные особенности. В настоящее время имеется ряд работ по спортивной борьбе, в которых отражены направления многолетней подготовки спортсменов, но вопрос воспитания силовых качеств  занимающихся борьбой на поясах на начальном этапе многолетней подготовки на сегодняшний день изучен ещё недостаточно.

Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день подробно изучены вопросы подготовки ведущих борцов на этапе спортивного совершенствования, методики тренировки в системы педагогического и медико-биологического контроля, а методике развития физических качеств юных спортсменов на этапе начальной подготовки уделяется недостаточно внимания.

Цель исследования: усовершенствовать методику воспитания силовых качеств у борцов на поясах 13 – 14 лет на начальном этапе  и экспериментальным путем определить её эффективность.

Контрольная группа занималась по программе дошкольного образовательного учреждения, а экспериментальная – по разработанному комплексу.

В экспериментальной группе применялись разработанная методика воспитания силовых качеств у борцов. Особенность усовершенствованной методики заключалась в том, что применялись общеподготовительные  упражнения выполняемые с преодолением внешнего сопротивления. В качестве внешнего сопротивления использовался вес штанги весом в пределах 40% от максимального значения в данном упражнении.  Спортсмены экспериментальной группы тренировались также  три раза в неделю по три академических часа. Один раз в неделю использовалась усовершенствованная методика, в третий день недельного микроцикла.

Все упражнения выполняются с использованием отягощений весом 40% от максимального значения в данном упражнении,  в 3-4 подхода с паузой между ними в 2  мин. до восстановления. Каждое упражнение повторяется в одном подходе 10-15 раз.

Упражнение 1. Приседание со штангой на плечах.

И.п.: взять штангу со стоек на плечи за голову, ноги на ширине плеч, носки немного развернуты наружу. Присесть и встать со штангой, не прогибая спину. Вовлекая в работу крупные мышцы, это упражнение стимулирует развитие силы борца и рост его мышечной массы.

Упражнение 2. Толчок штанги двумя руками в высокую стойку.

И.п.: ноги на ширине плеч, носки слегка развернуты, колени и туловище прямые. Взять штангу на грудь с помоста (или со стоек), при этом тяжесть тела перенести на пятки. Толкнуть штангу от груди вверх в высокую стойку. Перед выполнением толчка сделать вдох, после подъема штанги – выдох. При опускании штанги на грудь сделать вдох, на помост – выдох.

Упражнение 3. Подтягивание штанги к груди стоя, наклонившись вперед.

И.П. стоя, ноги слегка согнуты в коленных суставах, ступни ног на ширине плеч. Туловище наклонено вперед. Штанга в опушенных руках, почти касается пола. Хват средний, на ширине плеч. Захват сверху. При этом наряду с простым захватом применим захват односторонний; последний может оказаться для спортсмена более удобным. Сгибая руки, подтянуть штангу до касания грифом груди, затем медленно опустить в исходное положение.

Упражнение 4. Жим штанги,  лежа на скамье.

И.п.: лежа на горизонтальной скамье, ноги опущены по сторонам скамьи вниз и упираются в пол, штанга на груди, пальцы держат штангу узким хватом, ладони обращены вверх – вперед. Выжать штангу вверх (вдох), опустить (выдох). Для более эффективной проработки мышц рекомендуется выполнять это упражнение, держа штангу в различных случаях широким, средним или узким хватом.

Упражнение 5. Подъем штанги на бицепсы.

И.П. стоя, ступни ног на ширине плеч. Штанга в опущенных руках, захват снизу, хват средний. Сгибая руки в локтях, поднять штангу до уровня подбородка. Медленно опустить.

Упражнение 6. Поднимание одного конца штанги двумя руками и одной.

И.п.: встать лицом к дискам одного конца штанги так, чтобы гриф оказался между ногами; захватить гриф двумя руками так, чтобы ладони были обращены внутрь. Поднять конец штанги до груди, не разгибая туловища (вдох), затем опустить (выдох).

 

В таблице 1 представлены результаты оценки уровня силовых качеств у борцов на поясах 13 – 14 лет контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента.

Таблица 1. Показатели уровня воспитания силовых качеств у борцов на поясах 13 – 14 лет контрольной и экспериментальной групп (n=10) в конце педагогического эксперимента (M±m)

Тесты ЭГ

(n=9)

КГ

(n=9)

р
Вис углом, (с) 12,6±0,5 9,7±1,2 ˂0,05
Приседание за 30 сек, (кол-во раз) 31,4±1,4 26,2±2,4 ˂0,05
Подтягивание в висе, (кол-во раз) 10,1±0,5 7,7±0,8 ˂0,05
Отжимание в упоре лежа (кол-во раз) 32,7±0,7 25,3±0,9 ˂0,05

Примечание: р – достоверность исследований; М – среднее арифметическое значение; m – ошибка среднего арифметического показателя; р – уровень статистической достоверности.

Рис. 1. Показатели уровня развития силовых качеств у борцов 13 – 14 лет контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента

Из таблицы 1 видно, что после педагогического эксперимента показатели в тестах: вис углом, приседание за 30 сек, подтягивание в висе, отжимание в упоре лежа результаты между контрольной группой и экспериментальной группой имеют достоверные различия (р<0,05).

Анализируя полученные данные, мы также видим, что в экспериментальной группе произошел значительно больший прирост, что видно из среднегрупповых показателей по каждому из видов тестирования в конце эксперимента.

Также рассматривая результаты, можно отметить, что для развития физической подготовки у борцов на этапе начальной подготовки желательно применять выбранную нами методику, что подтверждают результаты тестов в конце эксперимента. Это доказывается разницей среднегрупповых показателей тестов в конце эксперимента.

Таким образом, в результате применения усовершенствованной методики воспитания силовых качеств у  борцов 13 – 14 лет в экспериментальной группе показатели во всех тестовых упражнениях достоверно выше, по сравнению с контрольной группой. Полученные результаты подтверждают наше предположение о том, что усовершенствованная методика, направленная на развитие  силовых качеств у  борцов 13 – 14 лет эффективна.

Вывод. Таким образом, результаты педагогического эксперимента явились доказательством эффективности применения усовершенствованной методики воспитания развития силовых качеств у борцов 13 – 14 лет, включающая в свое содержание специально-подготовительные и соревновательные упражнения, выполняемые в условиях, приближенных к соревновательным.


Библиографический список
  1. Волков, В.П. Исследование технико-тактической и физической подготовленности борцов-самбистов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1968. – 21 с.
  2. Кузнецов, В.В. Специальные скоростно-силовые качества и методы их развития // Теория и практика физической культуры. – 1968, №4.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жарова Ирина Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация