ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССА У СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Сухарева Марина Андреевна1, Дворникова Ирина Николаевна2
1ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. H. И. Лобачевского», Aрзамасский филиaл, магистрант 3 курса, психолого-педагогический факультет
2ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. H. И. Лобачевского», Aрзамасский филиaл, кандидат психологических наук, доцент

Аннотация
В статье предложен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме стресса у специалистов учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Опытным путем выявлены причины стресса у специалистов социальной сферы. В статье отражена специфика деятельности специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Доказана необходимость психологической помощи сотрудникам центра по преодолению стресса.

Ключевые слова: , , , , , , , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сухарева М.А., Дворникова И.Н. Изучение особенностей стресса у специалистов учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/11/93713 (дата обращения: 29.03.2024).

В современном обществе к специалисту в любой сфере деятельности предъявляются высокие требования не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, но и к уровню его личностного развития, его психоэмоциональной устойчивости. В настоящее время причиной стресса становятся как социально- экономическая и политическая нестабильность, так и неурядицы на работе, финансовые проблемы, нехватка времени, семейные обязательства, информационные перегрузки, недовольство, выраженное руководством, накапливание дел на работе и дома, с которыми человек не успевает справляться и многое другое.

Проблема стресса впервые была рассмотрена в работах канадского физиолога Ганса Селье, который в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому [1,с.54]. Стресс рассматривается Г.Селье как «универсальная реакция организма на различные по своему характеру раздражители, суть которой состоит в генерализованной мобилизации внутренних ресурсов для преодоления возникших затруднений»[2,с.34].

Стресс – одна из самых сложных междисциплинарных проблем, находящихся на стыке психологии, психофизиологии и физиологии. Трудно представить человека, который бы не подвергался факторам, провоцирующим возникновения стресса. Более того, со стрессовой ситуацией люди сталкиваются постоянно. При этом, с одной стороны, стресс стимулирует активность человека, позволяет более интенсивно использовать свой потенциал, с другой стороны, может обладать огромной разрушительной силой, приводить к серьезным внутренним переживаниям и невротическим состояниям.

В  целях оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса создаются центры социальной помощи семье и детям. В центре функционируют отделения по работе с семьей: отделение дневного пребывания несовершеннолетних, отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, отделение социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, отделение психолого-педагогической помощи.

Отделение социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями создаётся в целях обеспечения социальной реабилитации несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии.

Важнейшей проблемой семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ является связь с миром, то есть бедность контактов с окружающими людьми (родственники, сверстники ребенка, другие взрослые и дети), а также доступе к культурным ценностям. Данная проблема является выражением субъективного фактора (социальное, физическое и психическое здоровье), а также результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.

Введение в человеческое сообщество детей с ограниченными возможностями является основной задачей всей системы деятельности Центра. Включение  детей и подростков с ОВЗ в различные формы социокультурной реабилитации оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации.

В отделении работают специалисты разного профиля: воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, логопеды, тифлопедагог, сурдопедагог и др. Наличие данных специалистов позволяет составить полную характеристику психологического, физического и нравственного здоровья воспитанников, микроклимата их семьи, установить причины имеющихся проблем и предложить необходимые виды психолого-педагогической и социальной помощи.

Специалист, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья должен не просто обладать указанными знаниями, но и уметь применять их на практике. Большое влияние на деятельность специалиста и его взаимоотношения с детьми оказывают особенности его характера.

В основе специфики деятельности специалиста, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, лежат не только специальные профессиональные знания и умения, но и обязательное наличие у работника ряда личностных характеристик.

Профилактика стресса у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации. Условиями успешной профилактики считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику, каждая из которых, имеет свои особенности. Формами профилактической работы, в зависимости от ее вида могут быть: информирование, просвещение, создание социокультурной среды, активное социальное обучение социально-важным навыкам, устойчивости к негативному социальному влиянию, активизации личностных ресурсов.

Урегулирование труднейших обстоятельств, ограниченные ресурсы, требовательные клиенты, низкая зарплата и постоянно меняющиеся внешние условия – все это делает стресс профессиональным заболеванием работника учреждения для детей с ОВЗ. Большинство стрессов у работников социальной сферы вызваны такими факторами как: изменение или утрата социального статуса, потеря работы, ситуации риска, ситуации с экстремальными условиями, неопределенные ситуации [3].

Целью нашего исследования было изучение стресса у специалистов учреждений для детей с ОВЗ. Базой исследования послужило ГБУ НО «ЦСПСД г.о.г. Кулебаки». В исследовании приняли участие сотрудники центра социальной помощи семье и детям в количестве 20 человек. Возраст испытуемых от 25 до 47 лет.

Для нашего исследования были использованы следующие методики:

методика «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» (Т.Холмс и Р.Раге); методика «Исследование уровня эмпатийных тенденций» (И. М.Юсупов); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Морсанова).

Первая методика «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» (Т.Холмс и Р.Раге) показала следующие результаты:

- у 70% (7 человек) наблюдается низкая степень сопротивляемости к стрессу, т.е. эти люди находятся в опасности и близки к фазе нервного истощения. Они больше подвержены психосоматическим заболеваниям, чем другие люди. Они больше, чем другие нуждаются в психологической помощи;

- у 30% (3 человека) обнаружена пороговая степень сопротивляемости стрессу, т.е. для сотрудников, у которых выявлена данная степень сопротивляемости к стрессу, это сигнал тревоги, предупреждающий об опасности. Они также находятся в опасности, как и сотрудники с низкой степенью сопротивляемости к стрессу;

- высокая степень сопротивляемости к стрессу не выявлена.

У специалистов учреждения для детей с ОВЗ преобладает низкая степень сопротивляемости к стрессу. Это значит, что сотрудникам, имеющим данную степень сопротивляемости к стрессу, грозит реальная опасность в виде психосоматического заболевания.

Вторая методика «Исследование уровня эмпатийных тенденций» (И. М.Юсупов) дала следующие результаты: очень высокий уровень эмпатии выявлен у 30% (3 сотрудника). Высокий уровень у 10% (1 человек); нормальный уровень – 40% (4 специалиста); низкий уровень – 20% (2 сотрудника); очень низкий уровень – не выявлен.

Анализ полученных результатов говорит о том, что в исследуемой группе специалистов учреждения для детей с ОВЗ преобладает нормальный уровень эмпатийных тенденций. Нормальный уровень присущ подавляющему большинству людей. Сотрудников с нормальным уровнем эмпатийности нельзя отнести к чувствительным или «толстокожим». Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем.

Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Морсанова) в целом работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции», которая оценивает общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека.

Первичное исследование с использованием опросника дало следующие результаты: высокий результат выявлен у 4 специалистов (40%). Высокий результат по данному показателю говорит нам о том, что сотрудникам характерно, гибко реагировать на изменение условий, выдвигать и достигать цели осознанно. Средний результат имеют 5 специалистов (50%). Это означает, что специалисты испытывают незначительные трудности в планировании, моделировании и программировании своей деятельности, а также не всегда могут адекватно оценить результаты и продукты своего труда. Низкий результат у 1 сотрудника (10%). Низкий результат свидетельствует нам о том, что потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения у таких сотрудников не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей.

Таким образом, в коллективе испытуемых преобладает средний уровень саморегуляции. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности.

Итак, коллективу испытуемых в большинстве случаев присущ самоконтроль, также у них наблюдаются небольшие трудности в организации своей деятельности. Большинству сотрудников характерна низкая степень сопротивляемости стрессу, что может привести к психосоматическим заболеваниям.

Следовательно, возникает необходимость разработки и проведения программы преодоления стресса у специалистов учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.


Библиографический список
  1. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.
  2. Ведяев Ф.П., Воробьева Т.М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов. – Киев: Здоров`я, 1983. – 136 с.
  3. Косов, Б. Б. Личность: теория, диагностика и развитие [Текст]/ Б.Б. Косов. – М.: Академический Проект, 2000. – 240 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сухарева Марина Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация