МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

Бражникова Дарья Сергеевна
Тюменский государственный университет
студентка

Аннотация
Данная статья посвящена изучению особенностей административно - правового регулирования в сфере дорожного хозяйства. Автором была изучена теоретическая база института административно-правового регулирования дорожного хозяйства, рассмотрен вопрос методологии административного управления применительно к дорожному хозяйству.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бражникова Д.С. Методы административно-правового регулирования дорожного хозяйства // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/10/93703 (дата обращения: 20.04.2024).

Теория административного права содержит ни один подход к понятию административно – правового регулирования. Разные ученые предлагают свои варианты толкования, как самого термина, так и методов его реализации.

К примеру, Д.А. Шевченко понимает в качестве административно – правового регулирования совокупность применяемых административных мер, форм и приемов, направленных на достижение целей правового регулирования [1].

Л.Л.Попов же в качестве методов административно – правового регулирования понимает различные приемы, отражающие особенности российского административного права, его место в общеправовой системе страны, а также выражающие сущность государственного регулирования как ведущей функции государственного управления [2].

А.В. Иванов в своих трудах рассматривает административно – правовое регулирование в качестве синтеза механизмов, приемов, форм, инструментов, средств, используемых как при правовом регулировании, так и при осуществлении государственного управления [3].

Нам представляется необходимым рассматривать вопрос административно – правового регулирования через призму общественных отношений, которые подлежат управлению.

Сфера дорожного хозяйства обладает ярко выраженным хозяйственным уклоном, что подразумевает под собой использование таких административно – правовых методов регулирования, в основе которых лежит экономическое начало.

Нашу точку зрения поддерживает ряд ученых, к примеру, М.Н. Кобзарь – Фролова, говорит о том, что административно – правовое регулирование может быть определено как регламентированная нормами права деятельность наделенных властными полномочиями публичных субъектов. [6]

Регулирование дорожно – хозяйственного комплекса осуществляется целым рядом органов власти всех уровней.

На федеральном уровне управление осуществляется:

  1. Правительством Российской Федерации.
  2. Различные министерства и ведомства.

Однако, несмотря на то, что управлением дорожного хозяйства занимается достаточно много учреждений, развитие административного регулирования с обращением к зарубежному опыту необходимо.

Так, анализируя административно – правовые методы в сфере экономики США, можно увидеть, что законодательством устанавливаются нормативные правила деятельности торговых, транспортных, энергетических предприятий.

В связи с этим, американскими органами власти применяются следующие методы:

  1. Целевое создание и развитие компаний в приоритетных для государства отраслях.
  2. Регистрационный и лицензирующий порядок образования и деятельности.
  3. Антимонопольное регулирование.
  4. Определение государственными органами порядка управления находящимися в государственной собственности акциями (паями, долями).
  5. Регламентация порядка осуществления представительства государства в компаниях с государственным участием должностными лицами органов исполнительной власти.
  6. Определение способов и методов государственной поддержки компании. [7]

Американцы имеют достаточно обширный опыт в сфере дорожно -  хозяйственного регулирования, поэтому, во многом стоило бы у них поучиться.

Так, к примеру, стоит учитывать их опыт в процессе формирования и

реализации методов административно – правового воздействия, тщательно отбирая те идеи, взгляды, формы и методы правового регулирования, обеспечивающие позитивное развитие административного права, повышение эффективности государственного управления, формирование действенной системы контроля за деятельностью административных органов и их должностных лиц. [8]

В настоящее время наука административного права использует три основных метода регулирования:

  1. Обязывание (предписание).
  2. Запрет.
  3. Дозволение [9].

Данные методы представляют собой общеметодологичесую основу. В процессе развития науки административного управления вышеперечисленные методы детализуются, превращаясь в более частные, формирующиеся   по объему соотношения применительно к сфере дорожного хозяйства.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Так, дозволение – форма непосредственного правового воздействия, заключающаяся в предоставлении управомоченному субъекту общепризнанной юридической возможности совершить определенные действия либо воздержаться от них по своему усмотрению.

Обязывание (предписание) – форма правового воздействия, выражающаяся в юридическом предписании участнику правоотношения совершать действия на условиях и в порядке, определенных правовой нормой.

Запрет – форма правового воздействия, представляющая собой требование воздержаться от указанных в правовой норме действий, совершение которых влечет негативные для общества последствия [11]

На основе перечисленных методов наука административного права сформировала более частные методы регулирования дорожного хозяйства:

  1. Выработка и правовое закрепление основных направлений деятельности государственных органов исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
  2. Установление порядка осуществления государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог.
  3. Принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования федерального значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования.
  4. Определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования.
  5. Утверждение перечня автомобильных дорог общего и необщего пользования федерального значения.

Таким образом, наука административного права в процессе управления дорожным хозяйством применяет как обще – юридические методы, так и разработанные на их основе частно – юридические методы.


Библиографический список
  1. Шевченко Д.А. Административно – правовое регулирование банковской деятельности Центральным банком Российской Федерации. Дис. .канд. юрид. наук. М., 2008. С. 51.
  2. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005. С. 33 – 34.
  3. Иванов А.В. Административная юрисдикция налоговых органов Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999. С. 38.
  4. Шашкина А.Н. Административно – правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2014. N 12. С. 1296 – 1300.
  5. Щербаков С.Б. Меры административного пресечения в деятельности милиции. Дис. канд. юрид. наук. М., 2006. С. 18.
  6. Кобзарь – Фролова М.Н. Административно – правовое регулирование экономической деятельности таможенных органов // Административное и муниципальное право. 2013. N 12. С. 1114 – 1121.
  7. Павлюк А.В. Проблемы административно – правового регулирования деятельности акционерных обществ в зарубежных государствах // Административное и муниципальное право. 2014. N 5. С. 478 – 489.
  8. Аврутин Ю.Е. К вопросу о понятиях и дефинициях в административно – правовой теории и практике // Административное право и процесс. 2013. N 9. С. 4 – 8.
  9. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 35.
  10. Пешков А.Б. Проблемы административно – правового метода регулирования советских общественных отношений. Иркутск, 1974. С. 56 – 57.
  11. Евстифеев Д.М. Метод конституционно – правового регулирования общественных отношений // Российский юридический журнал. 2014. N 1. С. 15 – 25.
  12. Саидов З.А. Методы административно – правового регулирования экономических отношений // Административное право и процесс. 2015. N 10. С. 44 – 46.
  13. Белых В.С. Предпринимательское право России. М., 2008. С. 41.
  14. Осинцев Д.В. Методы административно – правового воздействия. СПб., 2005. С. 135.
  15. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257 – ФЗ (ред. от 30.12.2015) “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” // Справочно – правовая система «Консультант » (дата обращения – 30.01. 2016 г.).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кузнецова Виктория Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация