ФИЛИПП ТОЛЬЦИНЕР – ХРАНИТЕЛЬ КАМЕННОЙ ЛЕТОПИСИ

Авдеева Ксения Вячеславовна
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Строительный факультет, студентка 2 курса магистратуры

Аннотация
«Bauhaus» в переводе с немецкого языка обозначает «строить дом». Именно под таким названием впервые сформировались новые принципы архитектурного дизайна. Первый директор Вальтер Гропиус считал, что объединение архитектуры, живописи, градостроительства, социальных дисциплин дает возможность создать «великое универсальное произведение искусства», которое определило развитие архитектуры 20 века.
Манифест Высшей школы строительства и конструирования Баухаус провозгласил архитектуру ведущим направлением и уравнял прикладное и изобразительное искусство. В Баухаусе считали, что новое искусство воспитает нового человека и станет дорогой к счастливому будущему для всего человечества, поэтому большое внимание уделялось проектированию массового типового жилья, где высокий уровень жизни должен быть доступен для всех слоев населения.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Авдеева К.В. Филипп Тольцинер – Хранитель каменной летописи // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/09/93386 (дата обращения: 20.04.2024).

Введение

Идеи немецкой школы Баухаус пришли в архитектуру России в 20-е годы прошлого столетия вместе с расцветом конструктивизма, как «пролетарского искусства». Руководству молодого Советского государства, после Октябрьской революции 1917 года имеющегося грандиозные планы на масштабное строительство, были близки основные принципы Баухауса.

Основную задачу архитектуры выпускники Баухауса видели в улучшении условий жизни широких масс и создании построек, которые при минимальной стоимости позволят обеспечить необходимый уровень комфорта. По словам Ханнеса Майера, одного из руководителей этой легендарной школы, «здание не может быть ни прекрасным, ни уродливым – оно должно точно отвечать своему назначению».

Основные черты стиля Баухауса: рационализм, простота и ясность планировки, модульная сетка. Эстетика построек сходна с эстетикой советского конструктивизма, отличающегося строгостью и лаконичностью форм, сочетанием геометрических архитектурных объемов (куб, призма, параллелепипед, круг, овал и др.), контрастом гладких глухих и остекленных поверхностей стен, каркасно-стеновой конструктивной системой и функциональностью зданий.

Когда существовавшая всего несколько лет (с 1919 по 1930 гг.) немецкая архитектурная школа Баухаус у себя на родине была закрыта, многие ее выпускники по приглашению советского правительства приехали в СССР. Немецкие специалисты уже имели богатый опыт проектирования и строительства жилых домов на основе типовых ячеек, организации пространства «для рабочей семьи», в то время как советским инженерам это еще только предстояло освоить.

В феврале 1931 г. Х. Майер – бывший директор школы Баухаус – переехал в Москву и в составе семи учеников основал бригаду «Рот Фронт». В эти годы в Советский Союз приехало около 30 специалистов, среди них были Б.Шефлер, К.Пюшель и Ф.Тольцинер, оставившие заметный след в проектировании и строительстве так называемых «соцгородков» при строящихся заводах на Урале: в Магнитогорске, Свердловске, Орске, Перми, Соликамске и других городах.

Баухаус – Москва – Усольлаг

Пермь – «вторая родина» бывшего студента Баухауса Филиппа Тольцинера (Рис.1,2). В Филиппе Максовиче, как его называли в России, менталитет европейца удивительным образом сочетался с приобретенными жизненными навыками советского человека.

Рисунок 1. Ф.Тольцинер, 1952 г.

 

Рисунок 2. Ф.Тольцинер, 1992 – 1993 г.

Филипп Тольцинер родился в 1906 году в г.Мюнхен в семье ремесленника. После окончания 6-ти классов училища Филипп отправился в Израиль в качестве сельскохозяйственного рабочего. Вернувшись из Израиля после излечения от тяжёлой формы тифа, в Германии он работал подмастерьем у своего отца – мастера по изготовлению плетёной мебели. После года учебы в Мюнхенской школе прикладного искусства в 1927 г. он поступил в Баухаус – высшую школу строительства и художественного конструирования, которую современники называли «детищем Веймарской республики». Учеба в Баухаусе сыграла решающую роль в дальнейшей жизни Ф. Тольцинера, поскольку 1928-1930 годы были периодом «Красного Баухауса»: во главе школы тогда стоял Ханнес Мейер, который считал социальные проблемы архитектуры фундаментальными.

Филип Тольциннер прибыл в СССР в составе бригады «Рот Фронт» под руководством Х. Мейера. По заказу ГИПРОВТУЗа Тольцинер занимался в Стране Советов проектированием школ фабрично-заводского обучения, строительством первого жилого квартала «социального городка» в г.Орск на Южном Урале, участвовал в разработке одного из конкурсных проектов Дворца Советов в Москве (Рис.3,4).

Рисунок 3. Конкурсный проект Дворца Советов в Москве

Рисунок 4. Здание школы фабрично-заводского обучения, г.Казань, 1997 г.

В 1936 г. Ф.Тольцинер (совместно с Т.Вейнером) получил первую премию за проект крестьянского двора для колхоза в Республике немцев Поволжья, представленный на Всесоюзном конкурсе.

Когда к середине 1930-х г. иностранные специалисты один за другим вынуждены были покинуть Советский Союз, Ф.Тольцинер принял решение остаться. Филип Тольцинер – единственный оставшийся в Советском Союзе член «Красной бригады» Баухауса, переживший репрессии. В 1938 году он был арестован как «немецкий шпион» и осужден на десять лет лагерей. Его направили в Усольлаг для работы на лесоповале и прикомандировали к Булатовскому лагпункту (Рис. 5).

 

Рисунок 5. «Работа на лесоповале».

Не отличавшийся крепким здоровьем Тольцинер мог бы и не дожить до освобождения, если бы не помог «счастливый» случай. Он обморозил пальцы на ногах и остался в бараке. В один из дней пошел к зубному врачу и обнаружил, что «рабочее место» доктора совершенно не оборудовано. Филипп Тольцинер решил сконструировать кресло из подручных материалов и предложил проект деревянного кресла (Рис.6). Способности заключённого не могли остаться незамеченными лагерным начальством и сыграли в последствии решающую роль в его досрочном освобождении.


Рисунок 6. Проект зубоврачебного кресла, 1939 г.


Усольлаг – Соликамск

Филиппа Тольцинера перевели на работу в лагерное Управление и назначили инженером по строительству. Затем он работал архитектором-проектировщиком в проектной мастерской Соликамского управления лагерей, где занимался проектированием шкафов, столов, стульев и предметов ширпотреба (Рис.7).

  

Рисунок 7. Проекты предметов ширпотреба

Ф.Тольцинер стал автором проектов жилых домов для вольнонаемного состава лагеря, интерьеров и оборудования клуба имени Дзержинского, предложил проект перестройки складского помещения в г. Соликамске в особняк для начальника лагеря (Рис.8).

 

Рисунок 8. Проект особняка для начальника лагеря.

В 1942 г. Филипп Тольцинер разработал проект поликлиники Треста лесозаготовок в г.Соликамске, а в 1946 г. участвовал в оформлении лесного отдела выставки «Развитие производительных сил Молотовской области». Он спроектировал контору для работников Рябининского рейда, транспортный комплекс Усольлага, включая автобусную станцию. Можно сказать, что самым значительным проектом является его проект монументальной доски социалистического соревнования между коллективами Усоллага и Ныроблага (1945) (Рис. 9).


Рисунок 9. Доска социалистического соревнования.

Летом в 1947 году Ф.Тольцинеру объявили об освобождении «с применением зачета рабочих дней за хорошие производственные показатели», но он попросил разрешения на проживание в лагере. и закончил работу. В то же время лагерные врачи должны были сделать ему необходимую операцию на глаза.

После освобождения Филипп Тольцинер остался в г.Соликамск: «Хочу заметить, что в лагере осталось много друзей, и я уже привык к лагерной жизни, мне удалось встречаться с моими друзьями по заключению…».

Позже, в 1948-1950 гг., Ф.Тольцинер работал начальником проектной мастерской главного архитектора г.Соликамск. Спроектированные им в этот период дома для микрорайонов г.Боровска Соликамского района (ныне микрорайон Соликамск) до сих пор стоят (Рис.10).

    

Рисунок 10. Северная часть города Соликамска (Боровск), дома «Берлинской» части ул.Фрунзе.

Соликамск

С 1951 по 1961 год Филипп Тольцинер был главным архитектором специальной научно-реставрационной мастерской, созданной в 1950 году Молотовым. Несмотря на тяжелые времена, он сделал ее одной из лучших в стране.

Отдельные, наиболее древние и примечательные в архитектурном отношении объекты г.Соликамска, были поставлены на государственный учет еще в 1920-е гг. Однако, вопрос о градостроительной ценности всего архитектурного наследия этого Уральского городка, об охране не только отдельных памятников, но и всех ансамблей и их «исторической среды», впервые был поставлен архитектором Филиппом Тольцинером. Его обоснованные предложения были учтены при разработке общего плана города и сыграли решающую роль в превращении Соликамска в исторический город.

Архитектор Тольцинер и его коллеги (рис. 11,12) с большим энтузиазмом занимались проектированием ремонтно-реставрационных работ памятников русской архитектуры Северного Прикамья XVII-XVIII в. Филипп Тольцинер – автор исследований и проектов частичной и полной реставрации ряда объектов города Соликамска, села Верхне-Боровое и других мест древнего Прикамья.

Рисунок 11. Ф.Тольцинер с коллегами за работой

Рисунок 12. Ф.Тольцинер с помощницей за созданием макета

Коллектив мастеров под руководством Тольцинера полностью выполнил реставрацию Троицкого собора в 1951-1961 годах, о чём свидетельствует акт по восстановлению и реконструкции исторической части г.Соликамска 1961 года, хранящийся в архиве Тольцинера (Рис. 12,13,14).

Рисунок 12. Верхне-Боровая, Крестовоздвиженская церковь, 1954 г.

Рисунок 13. Соликамск, Троицкий собор, реконструкция, 1961 г.

Рисунок 14. Соликамск, Троицкий собор, 2000–е.

Во время работы в Соликамске Филипп Тольцинер женился на Татьяне Васильевне Могильниковой – молодой женщине с ребенком, настоящей русской красавице. У них родился сын Николай. В глазах окружающих это был настоящий мезальянс – брак с «бывшим зеком», да еще из «немецких шпионов» (Рис.15,16,17).

Рисунок 15. Ф.Тольцинер с сыновьями. Шарж К. Ротова.

Рисунок 16. Жена и сыновья Ф. Тольцинера, начало 50-х.

Рисунок 17. Воскресная прогулка, 1958 г.

Соликамск – Москва

В 1956 г. Филиппа Тольцинера реабилитировали. В 1961 г. он вместе с семьей переехал в Москву, где несколько лет проработал в Центральном научно-исследовательском и проектном институте по градостроительству. В 1965 г., как член авторского коллектива, он получил медаль ВДНХ за эталон проектного задания застройки жилого микрорайона.

После выхода на пенсию по заданию Министерства культуры России он консультировал проектировщиков – пермских реставраторов, которые занимались будущим Соликамска. В 1980-1990-е гг. активно занимался систематизацией своего уникального архива, связанного с реставрационными работами в Пермском крае (Рис.18).

Рисунок 18. Ф.Тольцинер за работой.

С конца 1960-х г. и до начала 1990-х г. Тольцинер регулярно ездил в Германию, в основном в Германскую Демократическую Республику (ГДР), но бывал и в Федеративной Республики Германии (ФРГ). Он не был в Германии почти 37 лет. Его интересовали проблемы современной архитектуры, достижения немецких реставраторов и многие другие темы (Рис.19,20).

Рисунок 19. Мужская беседа с коллегами архитекторами, 1954 г.

Рисунок 20. Ф. Тольцинер с друзьями на прогулке. Усолье, 1958 г.

Так, уроженец Мюнхена, выпускник школы Баухаус – Филипп Тольцинер главным делом своей жизни выбрал охрану архитектурного наследия далекого края в глубинке России, обстоятельства знакомства с которым в конце 1930-х г. не обещали ему ни хорошей жизненной, ни интересной профессиональной перспективы. Тем не менее, подводя свои жизненные итоги, он говорил «что не отказался бы от Соликамска никогда, даже если бы пришлось пережить всё заново.»

Филиппа Тольцинера не стало в 1996 году.

Его проекты и творческие достижения выдержали проверку временем. Коллеги отмечали, что его эрудиция и высокая требовательность в работе прекрасно сочетались с контактностью, настоящей демократичностью и заботой о людях.

Архив Тольцинера, систематизацией которого он занимался с начала 1980-х гг. и до конца жизни, содержит уникальные документы. Часть архива, при содействии Г.Д. Канторовича была передана в Пермский областной краеведческий музей, часть – в Областной центр охраны памятников.

1 августа 2006 г. в Пермском областном краеведческом музее была открыта выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Ф. Тольцинера.

В ноябре 2007 года на доме № 26 по ул. Фрунзе в Соликамске была открыта Памятная доска, посвящённая Ф. Тольцинеру (рис.21). В 2011 году Филиппу Тольцинеру (посмертно) решением депутатов Законодательного собрания Пермского края присвоено звание Почетного гражданина Пермского края: – «…За заслуги в сохранении историко-культурного наследия Пермского края, разработку и реализацию проектов по реставрации архитектурных ансамблей города Соликамска…»

Рисунок 21. Памятная доска в Соликамске «Хранителю каменной летописи» – Филиппу Тольцинеру.

Заключение

Таким образом, уроженец Мюнхена и ученик школы Баухаус Филипп Тольцинер внес огромный вклад в историю архитектуры Соликамска и всего советского союза. Его здания сохранились и до наших дней, а работы, над которыми он трудился, применялись долгое время и были весьма полезны.

Идеи и стиль Ф.Тольцинера актуальны до сих пор. Примером тому является, магазин IKEA, где можно увидеть и приобрести стулья, столы, шкафы и много других предметов мебели простых и лаконичных форм, ярких по цвету.

Собранный пласт ранее малоизвестных материалов о деятельности ученика школы Баухаус в СССР позволяет значительно обогатить наши представления о времени и особенностях советской архитектуры периода 1930-1970-х годов. Найденная информация поможет дополнить подлинную историю российской архитектуры.


Библиографический список
  1. Канторович Г.Д. Хранитель каменной летописи (о реставраторе Ф.М. Тольцинере)//Архив наследия-2000. – М., 2001. – С. 267-275.
  2. Боброва Е. Забытое имя//Проект Прикамье. – 2004. – № 3-4. – С. 4-7.
  3. Международная научная конференция «Баухауз на Урале: от Соликамска до Орска». Екатеринбург, 2007 г.
  4. II научно-практическая конференция «Пермский дом в истории и культуре края», Пермь, 2009 г.
  5. Андрей Расторгуев, Людмила Токменинова, Астрид Фольперт (ежемесяч. литературный журнал «Урал», июнь 2011 г.).
  6. О.В. Старцева («Искусство Перми в культурном пространстве России Век ХХ, Пермь, 2000 г.
  7. Канторович Г.Д. Творчество архитекторов Баухауза в Прикамье// Искусство Перми в культурном пространстве России. Век ХХ. (275-летию Перми). Исследования и материалы. – Пермь, 2000. – С. 109-111.
  8. OpenMP: сайт. - URL: http://art-urgi.urfu.ru/index.php/sovetskij-konstruktivizm-i-baukhaus.html
  9. OpenMP: сайт. - URL: https://www.rah.ru/news/detail.php?ID=54266

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Авдеева Ксения Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация