В современном российском обществе в начале XXI века сформировалось определенное отношение граждан к медицинским работникам. До недавнего времени преобладающим взглядом на организацию и работу лечебно-профилактических учреждений и амбулаторий, считалось потребительское отношение. Медицинские работники обязаны оказать помощь пациенту в кратчайшие сроки, назначить высокоэффективное лечение и при этом проявить максимально возможную вежливость и услужливость по отношению к пациенту. Сама же медицинская помощь перешла в разряд бесплатной услуги. Образ врача как своеобразного спасителя отошел на второй план.
Прежде чем анализировать и давать оценку резкому изменению образа врача в социуме, необходимо ознакомиться с основным обстоятельством, ставшим главной причиной смены общественного мнения. Согласно 7 версии временных методических рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) [1, с. 8-9] с декабря 2019 г. по март 2020 г. наиболее широкое распространение SARS‑CoV‑2 получил на территории КНР, в которой подтвержденные случаи заболевания были зарегистрированы во всех административных образованиях. С конца января 2020 г. во многих странах мира стали регистрироваться случаи COVID‑19, преимущественно связанные с поездками в КНР. В конце февраля 2020 г. резко осложнилась эпидемиологическая обстановка по COVID‑19 в Южной Корее, Иране и Италии, что в последующем привело к значительному росту числа случаев заболевания в других странах мира, связанных с поездками в эти страны. ВОЗ объявила 11 марта 2020 г. о начале пандемии COVID‑19.
Основным источником инфекции является больной человек, в том числе находящийся в инкубационном периоде заболевания. Передача инфекции осуществляется воздушно-капельным, воздушно-пылевым и контактным путями. Ведущим путем передачи SARS‑CoV‑2 является воздушно-капельный, который реализуется при кашле, чихании и разговоре на близком (менее 2 метров) расстоянии.
Также стоит отметить, что двадцать процентов подтвержденных случаев заболевания, зарегистрированных в КНР, были классифицированы органами здравоохранения КНР как тяжелые (15% тяжелых больных, 5% в критическом состоянии). Более того, на сегодняшний день эффективного этиотропного лечения заболевания нет.
По итогу общество столкнулось с новым заболеванием, характеризующимся высокой контагиозностью, выраженной клинической картиной альвеолярного поражения с возможной генерализацией инфекции и последующим летальным исходом. При этом доказанного эффективного лечения на сегодняшний день не разработано. Все это, в совокупности, послужило резкому переосмыслению роли медицинского работника. Столкнувшись с неизвестностью, общество вновь обратилось к врачам, как к единственным источникам знания и спасения. Что, в свою очередь, привело к резкому увеличению общественного мнения о медицинских работниках.
Для анализа и оценки изменения социальной роли врачей был проведен опрос среди граждан в возрасте от 18 до 45 лет. В исследовании приняли участие 40 человек. Результаты анкетирования приведены ниже в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования изменения общественного мнения о роли медицинских работников в период пандемии
Считаете ли Вы, что значимость медицинских работников для общества значительно выросла в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19)? |
|
Да |
34 |
Нет |
6 |
Считаете ли Вы необходимым выполнять предписания Роспотребнадзора и Минздрава для профилактики и предотвращения распространения заболевания? |
|
Да |
38 |
Нет |
2 |
Ваше собственное мнение о работе врачей и среднего медицинского персонала изменилось вследствие возникновения пандемии? |
|
Да, в лучшую сторону |
33 |
Да, в худшую сторону |
2 |
Нет |
5 |
Готовы ли Вы, в случае необходимости, обратиться за помощью к врачу и без пререканий следовать его назначениям? |
|
Да |
32 |
Да, но в случае сомнений по поводу назначенного лечения, я буду выполнять указания врача выборочно |
5 |
Нет, я приверженец самолечения и считаю необходимым обращаться к врачам только в случае крайней необходимости |
1 |
Нет |
2 |
Согласны ли Вы с назначением федеральных выплат медицинским работникам, задействованным в работе с пациентами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией? |
|
Да, полностью |
30 |
Да, но сумму выплат следовало сделать меньше |
8 |
Нет |
2 |
Согласно полученным результатам, более 75% граждан полностью поддерживают медицинских работников, считают их труд достойным, а также согласны с увеличением размера заработной платы врачей и среднего медицинского персонала. 82,5% респондентов изменили свое собственное мнение о роли медиков в лучшую сторону не только в общественной жизни, но и их собственной. Помимо этого, наблюдается значительный рост сознательности граждан. Согласно анкетированию, 95% опрошенных подтвердили свою приверженность к рекомендациям и назначениям медицинских работников.
Таким образом, возникновение пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 дало толчок не только развитию медицины, но и резко изменило мнение общества о необходимости врачей и среднего медицинского персонала. Люди в период активного распространения нового, ранее неизвестного современной науке, заболевания переосмыслили значимость медиков. Эта положительная тенденция изменения социального мнения является важной составляющей во вновь формирующейся структуре взаимоотношений «врач-пациент» [2, 74]. Пациенты стали более уважительно относится к врачам, ценить их труд.
Библиографический список
- 7 версия временных методических рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) министерства здравоохранения РФ. URL: https://static-0.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/050/584/original/03062020_%D0%9CR_COVID-19_v7.pdf
- Ковтюх Г.С., Козлова М.А. Взаимосвязь медицины и культуры // Лечебное дело. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-meditsiny-i-kultury (дата обращения: 01.09.2020).
Количество просмотров публикации: Please wait