ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН СВЕТСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ БЕЛОРУССКИХ ЖУРНАЛОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Куликова Ксения Викторовна
Государственное учреждение «Редакция “Лідская газета”»
редактор технический

Аннотация
Детская и подростковая периодика является особой формой взаимодействия с подрастающим поколением. От того, относится издание к религиозному или светскому типу содержания, зависит построение диалога с читателем. В связи с этим представляется актуальным анализ современных журналов с целью определения их тематического наполнения.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Куликова К.В. Тематический диапазон светских и религиозных белорусских журналов для детей и подростков // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/07/92981 (дата обращения: 20.04.2024).

Первым периодическим печатным изданием для детей считается журнал «Лейпцигский еженедельный листок». Несмотря на то что в издании печатались басни, сказки, загадки, все же оно предназначалось, скорее, для педагогов, которые должны были преподносить наполнение журнала в доступной для ребенка форме [1, с. 77]. Вместе с тем исследователи признают эту попытку первым шагом в создании прессы для детской аудитории.

Детская и подростковая периодика является особой формой взаимодействия с подрастающим поколением и, как отмечает Е.В. Вологина, посредником в диалоге между взрослым и ребенком [2, с. 4]. Результат этого диалога, утверждает исследователь, – наполнение изданий. По мнению Л. Г. Капустиной, информация на страницах прессы для детей должна «ориентироваться не столько на уже созревшие функции детей определенного возраста, сколько на потенциальные» [3, с. 69]. В этом случае «журналистика может стать для ребенка деятельностью, которая бы постоянно давала ему возможность роста» [3, с. 69-70].

Идейно-эстетические и формально-композиционные особенности прессы для читателей этой возрастной группы исследуются многоаспектно. Так, интерес белорусских ученых направлен на анализ редакторской подготовки детских изданий [4], современных условий функционирования прессы для детей, содержательно-структурной организации и жанрово-тематического наполнения современных детских журналов и газет [5, 6, 7], читательских интересов детей и подростков [8].

Согласно каталогу РУП «Белпочта» за 2019 год г. Минска, в продаже представлены 94 белорусских периодических издания для детей и подростков [9]. К сожалению, в данном списке нет религиозных журналов, которые мы далее будем анализировать.

Несмотря на то что современный белорусский информационный рынок детских и подростковых журналов достаточно обширный, исследователи указывают на низкий качественный уровень целого ряда изданий, на их «жанровое однообразие» [6, с. 94]. Так, С. В. Харитонова подчеркивает, что материалы, регулярно появляющиеся на страницах детских журналов, характеризуются развлекательной направленностью, тогда как поучительные рассказы и познавательные статьи, способные «воспитать в ребенке духовно-нравственные ценности и положительные идеалы», появляются нерегулярно [6, с. 94]. Д. А. Жукова отмечает, что «их [СМИ] коренная модернизация, как техническая, так и содержательная, привела к качественному изменению назначения средств массовой информации, к их коммерциализации <…> с навязыванием новых догм взамен старых, служению групповым интересам» [10, с.]. М. Г. Майсейчик, анализируя историю и современность детской журналистики, также отмечает, что «можно говорить об общем падении уровня детской прессы. В современной российской детской прессе сложно встретить качественную литературную составляющую, которой в отечественных детских журналах и газетах всегда уделялось большое внимание» [11].

Анализ тематического своеобразия белорусских светских и религиозных журналов для детей позволяет определить качественный уровень и направленность этих изданий, способствует выявлению различий в характере и способах освещения тем.

С самого детства у человека формируются духовные ориентиры. Ребенок, самостоятельно осваивая текст, уже способен делать выводы о прочитанном. Несомненно, развитие гармоничной личности – это приоритетная цель не только детской периодики, но и чтения как такового. В этой связи тематика текстов для детей должна способствовать достижению названной цели.

С целью изучения тематического диапазона светских и религиозных белорусских журналов мы обратимся к анализу следующих изданий: «Развлекательный каламбур», «Когда ты один дома», «Вясёлка», «Радость», «Крынічка», «Колыбель», «Маленькі рыцар Беззаганнай».

Светская и религиозная культуры, в контексте которых в Беларуси формируется тематика журналов для детей и подростков, характеризуется рядом отличий: религиозная – направлена на выражение «идеалов какой-либо религии» и подчинена определенному «принципу духовного единства», светская – «не связана с религией прямым и очевидным способом» и создает идеалы из разнородных духовных и иногда противоречивых источников [12].

Однако в России, например, зарождение детской периодики (70-е гг. XVIII в.) было связано с приложением для детей к газете «Московские ведомости»  – «Детское чтение для сердца и разума» [13], каждый выпуск которого начинался специально подобранным отрывком из Библии. Таким образом, подчеркивает Г. Л. Капустина, пресса для детей рассматривалась как средство «формирования подданного православной монархии» [13, с. 101], акцент делался на религиозном мировоззрении. В Беларуси зарождение первых журналов для детей и подростков («Лучынка»; основатель и редактор Тётка) пришлось на эпоху начала XX в. – период белорусского национального Возрождения, поэтому и тематика этих изданий реализовывала познавательную функцию, была связана с основами естествознания, географии, истории [1].

Бесспорно, периодические издания играют важную роль в формировании мировоззрения ребенка и, возможно, в большей мере, нежели детская литература, способны воздействовать на него. Это объясняется несколькими причинами: 1) содержание периодического издания, как правило, отражает современный ребенку мир, который посредством журнала ему легче осмыслить, сформировать представление о нем; 2) издания для детей включают разнообразные формы взаимодействия с читателем установленной возрастной категории, благодаря чему ребенок чувствует свою непосредственную вовлеченность в содержание и «построение» текста.

Тематическую специфику журналов мы исследовали с точки зрения литературных (рассказы, стихотворения) и фольклорных (загадки, пословицы, поговорки) жанровых форм, в связи с игровым (ребусы, кроссворды, игры-вкладки) и графическим (иллюстрации, наклейки, плакаты-вкладки) аспектами формирования содержания изданий. Кроме того, мы обратили внимание на реализацию в журналах функции самовыражения (например, в «Колыбели», «Развлекательном Каламбуре», «Вясёлке» читатели могут присылать свои произведения, фотографии и рисунки). Такой подход к анализу содержания изданий позволяет дать оценку доступности и оригинальности объяснения ребенку ряда социокультурных явлений.

Детский журнал «Колыбель» при подборе материала придерживается принципа сохранения православной идеологии, поэтому текстовое наполнение издания предельно непротиворечиво, направлено на демонстрацию гармонии в разных аспектах (культурном, социальном и др.). Ключевые темы «Колыбели»: основы христианской жизни, содержание церковных праздников, ценность семьи, значение учебного процесса, дружба, история Беларуси и ее современность, детское творчество. Поэтические и прозаические тексты, кроссворды, загадки журнала «Колыбель» дают ясное представление о сущности добра и зла. Так, многие материалы (сказки, биографические зарисовки, стихотворения) в доступной для ребенка форме объясняют губительные последствия лени, прививают патриотические чувства, любовь к близким людям, чувство благодарности.

Содержание журнала «Крынічка» представляет собой тематическое единство: акценты сделаны на нравственных категориях. На страницах издания регулярно публикуются инструкции по рукоделию, что способствует развитию у читателей творческих навыков. В художественных произведениях, посредством которых освещаются перечисленные темы, главными героями, как правило, являются дети. В таком случае ребенку, читающему произведение, легче ассоциировать себя с персонажем и учиться у него. Схожий перечень тем присутствует и в другом протестантском издании – журнале «Радость».

«Маленькі рыцар Беззаганнай» – это белорусскоязычное издание Минско-Могилевской архиепархии Римско-католического костела РБ  (первый выпуск появился более 20 лет назад), которому свойственно единство, выраженное в характере тем, связанных с христианством (святые таинства, духовные беседы, интерпретация библейского текста, миссионерская работа, христианские добродетели, новости католического мира и др.). Развлекательные полосы журнала, включающие анекдоты, загадки, ребусы, также выполнены с учетом христианской идеологии. Изданию свойствен диалог с читателем, в котором раскрываются преимущества католической веры.

Для белорусского детского журнала «Вясёлка» в наибольшей степени характерны темы, связанные с Родиной и ее культурно-историческим наследием. Так, один из выпусков журнала за 2018 г. полностью посвящен целям устойчивого развития Беларуси: в доступной юному читателю форме (сказка, стихотворение, рассказ) авторы журнала объясняют смысл каждой цели. Центральными темами журнала являются школа, природа (и природные явления), а также мир животных, на примере которых детям объясняют сущность положительных черт характера. Тема семьи и семейных ценностей так же достаточно широко представлена в журнале – он позиционирует себя как издание для семейного чтения.

Еще одна важная особенность «Вясёлкі» – адаптация лексики к современным явлениям жизни. В текстах издания присутствуют такие слова и словосочетания, как «смартфон», «Укантакце», «айфон», «запосціла фотку». Эта тенденция может иметь и негативные последствия: например, привести к нивелированию литературного языка, который служит образцом для письменной речи и способствует развитию хорошего читательского вкуса.  Желание авторов издания отражать современную для ребенка действительность и этим привлекать большее количество читателей очевидно, однако, на наш взгляд, периодическое издание должно следовать литературной норме, так как грамотность позволяет человеку ясно выражать свои мысли. В общении важно избегать двусмысленности, путаницы, поэтому использование неологизмов, сформированных под влиянием современных технологий и осложняющих восприятие литературного языка, лучше сократить.

Популярные (по данным исследования, проведенного Национальной библиотекой Беларуси [14]) у подростков журналы «Развлекательный каламбур» и «Когда ты один дома» в первую очередь выполняют развлекательную функцию, что обусловлено тематикой изданий: жизнь и достижения известных людей, популярные фильмы и книги, обзоры компьютерных игр, идеи для развлечений и веселого времяпрепровождения, путешествия. К сожалению, содержание этих журналов нередко влияет на формирование у читателя отрицательных качеств личности: лени, жестокости, высокомерия. Вместе с тем в журнале «Развлекательный Каламбур» публикуются материалы, относящиеся к научной тематике и изучению иностранного языка, реализующие познавательную функцию.

Показательными являются результаты исследования, проведенные Н. Сушко и Л. Петровой: «на белорусском рынке среди всех изданий, адресованных детям и подросткам, примерно 40% носят развлекательный характер, 50% – учебный и только 10% имеют отношение к самообразовательному чтению» [8]. А ведь изначально миссия периодики для детей, как отмечает Г.Л. Капустина, заключалась в том, чтобы нести в себе «лучшие морально-нравственные и духовные, в т.ч. православные, принципы: просветительство и воспитание подрастающего поколения на общепризнанных, общечеловеческих ценностях» [13, с. 104]. К сожалению, сегодня можно говорить о духовно-нравственном упадке, который проявляется в выборе тем для детских и подростковых изданий.

Светские журналы для подростков «Развлекательный каламбур», «Когда ты один дома») освещают следующие темы: музыка, фильмы и мультфильмы, компьютерные игры, знакомства, шоу-бизнес, герои комиксов. Подобная тематическая направленность, считает  И.А. Руденко, приводит к тому, что «сегмент изданий, который должен являться оплотом нравственности, сегодня обращен к самым низменным потребностям и инстинктам молодежи» [15, с. 4].

Журнал «Развлекательный каламбур» препятствует усвоению читателем норм правописания. Анализируя современный сериал «Деффчонки», автор несколько раз упоминает название произведения без кавычек и с маленькой буквы: «Каждая девушка узнает себя во многих ситуациях, происходящих с деффчонками, в их взаимоотношениях с противоположным полом» [16, с. 5] (Курсив наш. – К. К.). Такая ситуация способствует запоминанию неправильного написания слова. Далее о «Деффчонках» написано: «Этот сериал не требует многих аналитических рассуждений, он простой и очень понятный. Смотреть его – одно удовольствие» [16, с. 5]. Издание приветствует произведения, которые служат лишь для развлечения и получения удовольствия. Еще один пример можно наблюдать в №8 за 2019 год: «Сюжет этого фильма банальный: девочка-тихоня, жестокие ребята и спор на чувства» [17, с. 4]. Таким образом, авторы признают минимальную информационную насыщенность рекомендуемых фильмов.

«Развлекательный каламбур» пропагандирует идею ухода от реальности, что выражается, например, в предоставлении читателю возможности фантазировать на тему приобретения сверхъестественных способностей. Так, в одном из материалов читаем: «Я бы хотела уметь проваливаться сквозь землю. Тебе стыдно за то, что ты что-то натворил? Закрыл глаза – хоп! – тебя уже и след простыл» [16, с. 9]. Другой пример: «Хочу одной силой мысли менять свою внешность <…>, сделать себе плоский животик и ровный носик» [16, с. 9]. И далее: «Кушать хочется постоянно, а возможность получить еду «по заказу» есть не всегда. Мое спасение – суперспособность в виде генерации еды» [16 с. 9]. Эти же тематические ориентиры представлены в журнале «Когда ты один дома». В материале о гейм-дизайнере Хидео Кодзима изложена его биография: «Любовь к вымышленным мирам юноше привили родители: каждый вечер они смотрели фильмы и не разрешали детям ложиться спать, пока картина не закончится» [17, стр. 2]. В целом, статья преподносит гейм-дизайнера как успешную личность, следовательно, в глазах читателей он авторитет. Таким образом, вымышленный мир ассоциируется с чем-то прибыльным, более интересным, чем сама реальность.

К сожалению, материалы «Развлекательного каламбура» характеризуются невысокой степенью аналитичности. Скорее, это напоминание довольно очевидных поведенческих установок, которые не всегда укладываются в нравственную норму. Например: «Если тебя обижают в школе, то надо уметь постоять за себя» [16, с. 11]; «Для современных подростков очень важно самоутвердиться в обществе»; «Будь собой. Если твоему другу не нравится, что ты носишь свитеры, не надо от них тут же отказываться. Поговори с другом, если он не поймет тебя, значит, он и не друг вовсе» [16, с. 11].

Журнал «Когда ты один дома» также имеет ряд проблемных тем. Одна из них – это оправдание зла в различных его проявлениях. В частности, журнал ликвидирует у читателей способность отличать возвышенное от низменного: «…в следующий раз, когда с тобой приключится подобный гастрономический казус [сгорит еда], предлагаем ничего не утилизировать, а сохранить как великолепный экспонат, достойный места в музее. <…> мы о музее сгоревшей еды, который основала американская арфистка Дебора Хенсон-Конант» [18, с. 2]. И далее: «<…> центральным предметом экспозиции считает [Дебора Хенсон-Конант] сладкий картофель, который месяц пролежал в духовом шкафу» [18, с. 2].

Анализ белорусских светских и религиозных журналов показал, что по форме материалы в обоих видах журнала имеют сходства, однако они отличаются содержанием и ценностными ориентирами. Если религиозные издания подчинены единому принципу создания текста – демонстрация какого-либо аспекта конфессии, то светские – руководствуются разнородными источниками: личные предпочтения редактора, мировые новости и тенденции, популярное искусство.

Религиозная пресса для детей и подростков во многом рассказывает ребенку об общехристианском, нравственном поведении, которое ценится в каждом, независимо от его религиозных убеждений. В свою очередь, в  светских изданиях освещается множество научных и научно-популярных тем по географии, истории, лингвистике, математике, астрономии, что благотворно влияет на гармоничное развитие личности. Нам представляется, что журнальные материалы для детей и подростков должны подчиняться не сиюминутным запросам общества, а неизменным нравственным ценностям.

Таким образом, тематический диапазон белорусских периодических изданий для детей и подростков достаточно обширен и направлен на удовлетворение запросов своей целевой аудитории. Для религиозных журналов при выборе тем свойственна духовно-просветительская, духовно-нравственная ценностная ориентация. Тематика светских журналов не имеет четкой односторонней направленности, однако наблюдается тенденция современных изданий к публикации преимущественно развлекательного материала.


Библиографический список
  1. Орлова, В.В. У истоков журнальной периодики / В.В. Орлова // Веснік БДУ. Серыя 4, Філалогія, журналістыка, педагогіка / Белорусский государственный университет. – 2013. – № 2. – С 77-80.
  2. Вологина, Е. В. Становление детской периодики в России: трансформация издательской модели : автореф. дис. …канд. филол. наук : 1-10.01.10 /  Е. В. Вологина ; Кубанский гос. ун-т. – Краснодар, 2011. – 25 с.
  3. Капустина, Г. Л. Современная детская газета как тип издания : дис. … канд. филол. наук : 10.01.10 /  Галина Леонидовна Капустина; Воронеж. гос. ун-т]. – Тамбов, 2014. – 212 с.
  4. Зылевич, Д.П. Редакторская подготовка изданий для детей : учеб. пособие для студентов специальности «Издательское дело» / Д.П. Зылевич. – Минск : БГТУ, 2012. – 210 с.
  5. Харитонова, С.В. Современные условия функционирования прессы для детей / С.В. Харитонова // Журналістыка – 2012: стан, праблемы і перспектывы : матэрыялы XIV Міжнар. навук.-практ. канф., прысв. 65-годдзю фак-та журналістыкі, 6–7 снеж. 2012 г.) / Беларус. дзярж. ун-т ; рэдкал.: С.В. Дубовік (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2012. – С. 76–81.
  6. Харитонова, С.В. Периодика для дошкольников: содержательно-структурный аспект / С.В. Харитонова // Журналістыка – 2009: стан, праблемы і перспектывы : матэрыялы XI Міжнар. навук.-практ. канф., прысв. 65-годдзю фак-та журналістыкі, 3–4 снеж. 2009 г.) / Беларус. дзярж. ун-т ; рэдкал.: С.В. Дубовік (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2009. – С. 93–96.
  7. Харитонова, С.В. Жанрово-тематическое наполнение современной прессы для детей / С.В. Харитонова // Вес. Беларус. дзярж. пед. ун-та. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2010. – № 2. – С. 38–43.
  8. Сушко, Н.И., Петрова Л.И. Анализ читательских интересов детей и подростков: проблемы чтения, издания и доступности печатной продукции // Труды БГТУ. Сер. 9, Издат. дело и полиграфия. 2009. Вып. 17. С. 97-102.
  9. Республиканское унитарное предприятие «Белсоюзпечать». URL: http://www.beldruk.by (дата обращения: 23.06.2020).
  10. Жукова, Д. А. Влияние детской журналистики и СМИ на групповое и индивидуальное сознание детей : автореф. дис. …канд. философ. наук : 09.00.11 /  Д. А. Вологина ; Краснодарский ун-т. МВД России. – Краснодар, 2012. – 30 с.
  11. Майсейчик М.Г. Детская журналистика: история и современность // Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. URL: http://www.tsutmb.ru (дата обращения: 23.06.2020).
  12. Лебедев С. О двух ветвях нашей культуры // Православие.ru. URL: https://pravoslavie.ru/107.html (дата обращения: 23.06.2020)
  13. Капустина, Г.Л. Детская периодика: исторический, функционально-типологический и содержательный аспекты / Г.Л. Капустина // Вестник Тамбовского университета / Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. – Тамбов, 2014. – С. 99-105
  14. Современное состояние и тенденции развития детского чтения в Республике Беларусь: по результатам республиканского исследования / Национальная библиотека Беларуси ; составители: М. Г. Пшибытко, О. В. Гаврилович. – 2-е издание. – Минск : Национальная библиотека Беларуси, 2012. – 155 с.
  15. Стебловская, С. Б. Ценностно-смысловое поле современных журналов для подростков : автореф. дис. …канд. философ. наук : 10.01.10 /  С. Б. Стебловкая ; Московский гос. ун-т им Ломоносова. – Москва, 2010. – 20 с.
  16. Развлекательный каламбур. 2017. № 11.
  17. Развлекательный каламбур. 2019. № 8.
  18. Когда ты один дома. 2019. № 9.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Куликова Ксения Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация