АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Табацкий Владимир Александрович
Вятский государственный университет

Аннотация
Военная служба требует от военнослужащего отличного психического и физического здоровья, для возможности вооруженной защиты Российской Федерации и выполнения приказов командиров, даже с риском для жизни [3]. Одна из задач Министерства обороны – это сохранение жизни и здоровья военнослужащих. Используя статистические данные гибели и травматизма военнослужащих при исполнении военной службы в мирное время, рассмотрим эффективность проводимой работы по предупреждению гибели (смерти), получения травм и увечий военнослужащими.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Табацкий В.А. Актуальные проблемы обеспечения безопасности военной службы в мирное время // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92737 (дата обращения: 18.04.2024).

Введение. Особая злободневность и значение проблемы предупреждения получения военнослужащими травм, ранений, контузий, увечий, а также гибели личного состава, создания и обеспечения безопасных условий прохождения военной службы определена рядом причин.

В Федеральном законе от 27. 05. 1998 года “О статусе военнослужащих” подчеркивается: “на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни”. Логично, что в федеральном законодательстве для военнослужащих, по сравнению с другими категориями граждан, определено большое количество льгот, гарантий и компенсаций, предусмотрено пенсионное обеспечение на особых условиях. При этом нужно отметить, что даже в повседневной деятельности, при исполнении обязанностей военной службы в мирное время, не говоря уж о военном или чрезвычайном положениях, участии в контртеррористических операциях, привлечении военных к выполнению задач по наведению конституционного правопорядка, и другим особым правовым режимам жизнедеятельности страны, в период прохождения военной службы военнослужащие в повседневной деятельности войск часто подвергают угрозе свою жизнь и здоровье.

Связано это, в первую очередь, с тем, что в войсках (силах) имеется большое количество сложного по устройству, с элементами повышенного риска при эксплуатации, вооружения и военной техники.

При этом повседневная деятельность соединений и воинских частей отличается повышенным динамизмом, насыщенностью трудовых будней. Заключается это, главным образом, в регулярном несении личным составом внутренней, гарнизонной и караульной служб, боевого дежурства, в привлечении военнослужащих к стрельбам, командным тренировкам, учениям и другим мероприятиям боевой подготовки. Доступ к оружию, боеприпасам и другим взрывчатым веществам, имеет каждый военнослужащий, периодически выполняющий служебные задачи (упражнения, работы), связанные с применением вооружения. В целом, добросовестное исполнение обязанностей военной службы требует очень высоких физических и психических нагрузок, зачастую их перенапряжения.

Кроме того, (что касается военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) служба в армии и на флоте, в подавляющем большинстве, связана с отрывом молодых парней, не имеющих за спиной житейского опыта, от родных и близких, друзей, привычного круга общения. Это является причиной их депрессии, морально-психологических срывов на начальных этапах прохождения службы. А также, в большом молодежном мужском коллективе, каким является большинство воинских подразделений, огромная вероятность появления так называемых «неуставных взаимоотношений» насаждают которые, проявленные личности с аморальными и криминальными наклонностями.

Эти обстоятельства и целый ряд других факторов, делают военную службу сферой повышенного риска. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, а значит, действующая в России система охраны труда (Трудовой кодекс Российской Федерации и иные нормативные, правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам охраны труда) не способна решать проблемы обеспечения безопасности, учитывая особенности повседневной и служебной деятельности военнослужащих. Следовательно, для решения задачи сохранения жизни и здоровья военнослужащих при прохождении военной службы требуется отдельная нормативная правовая база, своя система работы, направленная на обеспечение безопасности военной службы детально продуманная и реализуемая с учетом особенностей повседневной деятельности и быта военнослужащих.

Поэтому, правильная организация повседневной деятельности по предупреждение травм и смерти военнослужащих стала главной работой органов военного управления и всех должностных лиц.

Общественно-политическая обстановка в России претерпела кардинальные изменения за последние десять лет. Происшествия со смертью, увечьями, ранениями, травмами и контузиями военнослужащих в процессе их военно-профессиональной деятельности, которые стали известными, воспринимаются резко негативно представителями практически всех слоев общества. Бескомпромиссность общественных и правозащитных организаций, комитета солдатских матерей значительно возросла, в оценке работы органов военного управления. И это не случайно, ведь в российской Конституции подчеркивается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.» [2].

Исходя из сложившихся обстоятельств, важнейшим критерием правильной работы командира (начальника) стала способность к осуществлению эффективной работы по обеспечению безопасности военной службы. В связи с этим Министерство Обороны Российской Федерации, предприняло в прошлом десятилетии меры, направленные на улучшение условий безопасности военной службы. Эффективность которых и предстоит выяснить, проведя анализ статистических данных гибели и травматизма военнослужащих при исполнении военной службы в мирное время за последние 10 лет.

Методы исследования. Начиная с 2010 года Министерство обороны перестало публиковать статистику погибших от всех причин (болезни, убийства, самоубийства, аварии, несчастные случаи, боевые потери) военнослужащих. То же можно сказать и о статистике получения военнослужащими травм и увечий. На сайтах сети интернет и в любых других источниках такой информации в свободном доступе не найти, но для служебного пользования такую статистику ведут страховые компании и есть возможность рассмотреть данные, собранные по результатам ежегодных анализов случаев гибели и травматизма военнослужащих.

Результаты исследований, их обсуждение. Согласно собранным данным количество случаев гибели военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы в мирное время с 2009 по 2019 года распределились следующим образом:

  • южный военный округ – 610 случаев;
  • центральный военный округ – 441;
  • восточный военный округ – 414;
  • западный военный округ – 386;
  • воздушно-космические силы – 237;
  • воздушно-десантные войска – 216;
  • ракетные войска стратегического назначения – 198;
  • северный флот – 124;
  • генеральный штаб – 46;
  • главное управление министерства обороны – 43;
  • главное командование сухопутных войск –35;
  • главное управление связи – 34;
  • штаб материально-технического обеспечения – 23;
  • главное управление военной полиции – 14;
  • главное военно-медицинское управление – 13;
  • вычислительный центр министерства обороны – 11.

Общее количество военнослужащих погибших при исполнении обязанностей военной службы в мирное время за 10 лет (с 2010 по 2019 года) составляет 2845 человек.

Основными причинами происшествий с гибелью военнослужащих явились:

  • дорожно-транспортные   происшествия – 960 (33,7 % от общего количества погибших);
  • самоубийства – 740 (26,0 % от общего количества погибших);
  • несчастные случаи – 316 (11,1 % от общего количества погибших);
  • нарушения требований безопасности (далее – НТБ) – 297 (10,4 % от общего количества погибших);
  • утопления – 210 (7,4 % от общего количества погибших);
  • убийства – 160 (5,6 % от общего количества погибших);
  • отравления – 90 (3,2 % от общего количества погибших);
  • авиационные происшествия – 60 (2,1 % от общего количества погибших);
  • пожара – 12 (0,4 % от общего количества погибших).

Количество травм и увечий, полученных военнослужащими при исполнении обязанностей военной службы в мирное время за тот же период времени, с 2010 по 2019 года, составляет 26701 случай.

Основными причинами происшествий явились:

  • несчастные случаи – 18171 (68,1%);
  • нарушение требований безопасности – 3083 (11,5%);
  • нарушения уставных правил взаимоотношений  – 2896 (10,8%);
  • превышения должностных полномочий – 917 (3,4%);
  • дорожно-транспортные происшествия – 915 (3,4 %);
  • противоправные действия гражданских лиц – 431 (1,6 %);
  • авиационные происшествия – 133 (0,5%);
  • суицидальные попытки – 104 (0,4%),
  • насильственные действия в отношении начальника – 51 (0,2 %).

Вывод. После проведенного анализа статистических данных гибели и травматизма военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы в мирное время с 2010 по 2019 года, видна тенденция снижения случаев гибели военнослужащих, чего нельзя сказать о случаях получения травм и увечий. За прошедшие 10 лет, несомненно, повышение уровня безопасности военной службы в России наблюдается, но все еще остается нестабильным.

Основными причинами, нестабильности состояния безопасности военной службы, являются:

  • низкая подготовленность военнослужащих многих соединений, воинских частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации, к выполнению требований безопасности, связанная, с формализмом проводимых занятий и инструктажей;
  • недостаточно проработанная правовая и нормативная база;
  • отсутствие общей системы работы командования, должностных лиц органов военно-политической работы, медицинской службы по предупреждению самоубийств военнослужащих;
  • серьезные упущения в проведении занятий по боевой подготовке во многих подразделениях, которые негативно отражаются на требуемом уровне боевой готовности большинства военнослужащих к обеспечению и  поддержанию боевой готовности воинских частей (подразделений), гарнизонов с соблюдением в них внутреннего порядка, требований безопасности и дисциплины;
  • устаревшее вооружение и военная техника, отсутствие комплектующих изделий и материалов, существенный износ казарменного фонда, зданий и сооружений, что, естественно, снижает эффективность принимаемых мер по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы;
  • низкие показатели общеобразовательной подготовки к исполнению воинской обязанности большинства призывников, следовательно, неспособность многих из них быстро и качественно усвоить обязанности и требования безопасности, которые определены для каждой замещаемой ими должности;
  • формальность в изучении морально-психологических, психофизических и профессиональных качеств при отборе граждан для прохождения военной службы по контракту;
  • дефицит специалистов на должностях психологов, имеющих высшее психологическое образование;
  • отсутствие современных автоматизированных диагностических программам у психологов, работающих с призывниками и военнослужащими;
  • нарушение единой системы работы командира и штаба воинской части в управлении безопасностью военной службы.

Все эти причины препятствуют повышению уровня безопасности военной службы, поэтому усилия всех должностных лиц и органов военного управления должны быть направлены на устранение указанных причин.


Библиографический список
  1. Устав Внутренней Службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 г. №1495 ред. от 21.02.2019 г.
  2. “Конституция Российской Федерации” (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ).
  3. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г № 76-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г № 53-ФЗ.
  5. Как в России защищают права членов семей погибших военнослужащих: сайт Радио Свобода. [Электронный ресурс]. URL: https://www.svoboda.org/a/29924684.html.
  6. Новости о гибели военнослужащих: сайт Знак. [Электронный ресурс]. URL:https://www.znak.com/pochemu_chinovniki_i_armiya_ne_hotyat_otvechat_za_gibel_prizyvnikov.
  7. Потери военнослужащих в 2012–2016 годах: сайт Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/-poteri-rossiiskoi-armii. (обновлено 04 декабря 2017).
  8. О численности военнослужащих на 2018-2019 годы, а также статистические сведения за 2012-2016 годы, включая количество погибших, травмированных и раненных: сайт LiveJournal. [Электронный ресурс]. URL: https://bmpd.livejournal.com/2984519.html
  9. Статистика страховых случаев, в частности, смерти от всех причин (болезни, убийства, самоубийства, аварии, несчастные случаи, боевые потери): сайт ООО «Лента.Ру». [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2017/12/04/arme/
  10. Допуски по гибели военнослужащих во время проведения крупномасштабных военных учений: Художественно-публицистический канал: «Река времени». [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/rusblog/deistvitelno-li-v-voiskovyh-ucheniiah-zakladyvaetsia-procent-poter-jivoi-sily-5bed2ddd0a7b7c00b.
  11. Выступление начальника Управления службы войск и безопасности военной службы Минобороны России: официальный сайт Министерства Обороны Росии. [Электронный ресурс]. URL: http://mil.ru/army2016/statements/more.htm?id=12085100@cmsArticle.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Табацкий Владимир Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация