КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА В ЖИЗНИ И ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Жаворонкова Татьяна Андреевна

Аннотация
В статье рассматривается конфликтология как наука в жизни и органах государственных учреждений.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жаворонкова Т.А. Конфликтология как наука в жизни и органах государственных учреждений // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92684 (дата обращения: 10.04.2024).

Говоря о конфликтах, мы думаем, что это просто ссоры и воздействия негативных эмоций на того или иного человека. Но если смотреть вглубь конфликта, можно заметить, что это наука которой учатся практически всю свою сознательную жизнь.

Так что же такое конфликтология?

Конфликтология – это система знаний о закономерностях, механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Это наука, позволяющая сформировать в своей голове четкое понимание как действовать во время возникновения инцидентов и дальнейшего развития конфликта. Но для начала разберём, что такое конфликт: «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение», английский словарь синонимов даёт такие понятия для термина как «борьба», «несогласие», «враждебность», «оппозиция».

Конфликт – это столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу её интересам.

Проще говоря, это спор о позициях того или иного человека, отстаивание своего мнения, столкновение между интересами сторон, да и просто ссора.

В государственной и муниципальной службе он называется, как «конфликт интересов». Под ним в Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Но из чего состоит конфликт?

Есть четкая формула для понимания внутренней составляющей конфликта.

Он состоит из:

* Инцидента;

* Конфликтной ситуации.

В варианте формулы это выглядит так:

КС + И = К.

Всегда чтоб появился конфликт должен появиться конфликтоген (слово, действие которое приводит к возникновению конфликтной ситуации), далее конфликтоген перерастает в конфликтную ситуацию. Но она становится конфликтом, если субъект вступил в инцидент. До этого момента все можно разрешить на стадии конфликтной ситуации путем обсуждения корня проблемы.

На кого возлагаются меры по предотвращению конфликтов интересов?

Эти обязанности возлагаются на:

* Государственных и муниципальных служащих;

* Служащих ЦБРФ, публично-правовых компаний, медицинских и социальных страхований и тд.;

* Работников, замещающих отдельные должности, включённые в перечни, установленные федеральными государственными органами;

* Иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Как вообще возникает конфликт?

Специалисты выделяют несколько стадий конфликта:

* Возникновение конфликта, то есть выявление противоречий между сторонами;

* Осознание данной ситуации как конфликтной, хотя бы одной из сторон;

* Конфликтное поведение;

* Исход конфликта (конструктивный, деструктивный или конформистский).

Поговорим о каждом из них.

Конфликтоген как правило возникает из-за антагонизма интересов между субъектами, а конфликт уже выступает в роли выражения противоречия их интересов. Противоречия в свою очередь можно разделить по таким типам:

* Внутренние – подразумевают под собой столкновение интересов внутригрупповых, внутриорганизационных и интересов членов малых групп;

* Внешние – это столкновение интересов между несколькими социальными системами и группами;

* Антагонистические – противоречия в котором субъекты преследуют противоположные интересы;

* Неантагонистические – противоречия в которых субъекты преследуют одни и те же интересы, т.е. данный вид противоречий подразумевает в себе наличие компромиссов путём взаимных уступок;

* Объективные – противоречия на основе явлений и процессов, не зависящих от воли или сознания людей;

* Субъективные – противоречия, основанные на поведении и сознании людей (специфика характера, манера поведения, мировоззрение и т.д.).

Далее вступает осознание ситуации как конфликтной одной из сторон. Субъекты, вступающие в конфликт, находят инцидент (место столкновения) и при отстаивании своей точки зрения принимают оппонента как противника. Если изучить теорему У. Томаса можно выявить, что ситуация становиться конфликтом, если субъект определяет её как конфликтную, поскольку в своих действиях он основывается на этом определении, развивая конфликтное взаимодействие, выбирая соответствующие стратегии поведения и оценивая определенным образом поведение партнера. То есть если ситуация воспринимается человеком как конфликтная, то будут найдены все доказательства подтверждающие данное восприятие.

После осознания появляется конфликтное поведение одного или сразу двух субъектов конфликта. Так называемая борьба, которая может вестись как честно, так и не честно. Это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение целей оппонента, его намерений и интересов, т.е. поведение провоцирующее конфликт.

И вот мы пришли к исходу конфликта. Тут все зависит от конкретного индивида, к чему приведёт он конфликт. Это может закончиться конструктивно, деструктивно или конформистски.

Конструктивная модель поведения в конфликте заключается в стремлении уладить конфликт, она нацелена на поиск приемлемого решения, отличается терпимостью, выдержкой, самообладанием и в общении лаконична, немногословна. Если составить схему данной модели, то:

* Цель – договориться;

* Противостоящая сторона – партнёр;

* Тип взаимодействия – сотрудничество.

Деструктивная модель поведения заключается в постоянном противостоянии, стремлении к расширению и обострению конфликта, принижению партнера, негативной оценки его личности, присуще всему этому подозрительность, недоверие к сопернику и нарушение этики общения.

* Цель – победить;

* Противостоящая сторона – противник;

* Тип взаимодействия – конкуренция.

Конформистская модель поведения заключается в пассивности, склонности к уступкам. Она не последовательны в оценках ситуации, суждениях и поведении. Присуще данному методу легкое согласие с оппонентом, уход от острых углов в конфликте.

* Цель – не определена (отсутствие стремления пойти навстречу, а также отстоять свои взгляды и интересы);

* Противостоящая сторона – оппонент;

* Тип взаимодействия – пассивное не сотрудничество.

Плюсы и минусы возникновения конфликта.

Между людьми часто возникают конфликты ситуации, это происходит вне зависимости от участников, ситуации. Вряд ли кому-то удавалось избежать их. Впрочем, с психологической точки зрения, подобные ситуации могут быть как вредны, так и полезны.

Плюсы конфликтов:

* Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях между людьми (диагностическая функция конфликта);

* Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения (человек на словах одно, а внутри другое ощущает);

* Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;

* Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное;

* Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие и рост отношений (обсудили, пересмотрели и в будущее с чистого листа на позитиве и доверии);

* Конфликт способствует сплочению семьи, коллектива, друзей при противоборстве с внешним врагом.

Минусы конфликтов:

* Отрицательные эмоциональные переживания (терпеть и перемалывать внутри себя), которые могут привести к различным заболеваниям;

* Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины личной и деловой. В целом ухудшается социально-психологический климат;

* Ухудшение качества работы и общения. Сложное восстановление деловых и личных отношений;

* Представление о победителях или побежденных как о врагах;

* Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 30 минут послеконфликтных переживаний.

А каковы первопричины конфликта?

Конфликтоген – это слова, действия или вовсе бездействие, которое может привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию её в конфликт. Конфликтоген лишь «может» привести к конфликту, поэтому если научиться их понимать, то многие конфликты можно избежать.

Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трёх типов:

* Стремление к превосходству;

* Проявление агрессивности;

* Проявление эгоизма.

Конфликтогены по своей природе представляют собой проявления, действия, направленные на решение каких-либо проблем или достижение цели.

Разберём подробнее:

Стремление к превосходству включает в себя:

* Прямые проявления превосходства – приказы, угрозы, замечания, критика, обвинения и любая другая негативная оценка или насмешка, издевка;

* Снисходительное отношение – это простое проявление превосходства, но завуалированное доброжелательным отношением;

* Хвастовство, то есть восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых;

* Категоричность или безапелляционность – проявление уверенности, парой осень излишней, в своей правоте, самоуверенности;

* Навязывание своих советов – советующий, по существу занимает позицию превосходство. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя о нем попросят;

* Перебивание собеседника, повышение голоса или, когда один поправляет другого. Этим он показывает, что его мысли более ценны, чем мысли других и что именно его надо слушать.

* И т.д.

Проявление агрессивности:

В латинском языке слово «агрессивность» означает как нападение. Она может проявляться как от ситуации, так и от черты характера человека.

Проявление агрессивности – это ещё один тип конфликтогена, есть так же разные типы. Если рассматривать как черту характера агрессивность бывает:

* Повышенная – это ходячий конфликтоген, так как он выплескивается на окружающих вне зависимости от них. Такие люди привыкли агрессивностью решать все свои проблемы;

* Ниже средней – рискует добиться в жизни намного меньше, нежели чем он достоин;

* Полное отсутствие агрессивности – другими словами это апатия, бесхарактерность или полный отказ от борьбы. Такие люди мучают себя и окружающих, из-за своего слабоволия, неспособны отстоять своё мнение.

Известны и так же в науке возрастная агрессивность, как пример у подростков. За счёт своей агрессивности они создают протест против своего «неравноправного», зависимого от взрослых положения.

Ситуативная агрессивность возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами.

Проявление эгоизма:

Корнем слова «эгоизм» является латинское «ego”, обозначающее «я».

Проявление эгоизма всегда является конфликтогеном, ибо эгоист пытается добиться чего-либо для себя за счёт других.

Для общения с подобными людьми стоит понимать, как с ними общаться. Существует некоторые принципы, созданные для общения с ними:

* Осознать, что человек труден в общении и определить его тип;

* Уйти от влияния этого человека, его точки зрения, мироощущения, сохранять спокойствие, нейтралитет;

* Если предмет важен и значим, и никак нельзя уклониться от общения с таким человеком, надо постараться вывить причины трудности;

* Постараться найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд;

* Использовать совместный подход к решению конфликтов, который начнёт вырисовываться после соотнесения этого человека с определенным типом.

Как «укротить» конфликты?

Есть народная мудрость: «Управление другими начинается с управления собой!». Но для того чтоб управлять собой, нужно уметь правильно направлять свои эмоции, направлять в первую очередь свою агрессию в нужное русло.

Профессор Шейнов В. предлагает конкретные способы, облегчающие укрощение агрессивности и в последствии конфликтов:

* Не проявляй своего превосходства – как говорил Будда: «Истинная победа та, при которой никто не чувствует себя побеждённым!»;

* Обуздай свою агрессивность – любое напряжение требует выхода, так же и агрессивность. Но выплеснув свои эмоции в виде конфликтогена, вызовешь конфликт, не зря Л. Толстой говорил: «То, что начато в гневе, кончается в стыде!».

* Умерьте свой эгоизм – любовь к себе есть у всех, но она должна быть в пределах разумного. «Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви!»

Поэтому разберём три способа снять агрессивность:

* Пассивный – заключается в том, чтоб выговориться кому либо, поплакаться, пожаловаться;

* Активный – основан на двигательных функциях, например – бег;

* Логический – это сосредоточение на поиске причины своего состояния, а все остальные дела пока отложить, в результате этого действия отрицательные эмоции отступают.

Но как правильно разрешать конфликт?

В разрешении конфликтов самое главное – желание субъектов договориться. Управляя конфликтом, можно выйти на новый уровень в работе и жизни.

При разрешении конфликтов стоит руководствоваться несколькими правилами:

* Четко формулируйте предмет претензии. Используйте такие фразы как «Я хочу» или «Я не хочу»;

* Не используйте «удары нижу пляса», даже если знаете слабые места оппонента;

* Личность неприкосновенна, не переходите на них;

* Говорите только о том, что есть сейчас. Не раскапывайте не нужное;

* Используйте факты, а не фантазии и домыслы;

* Говорите конкретно, без обращений. Уберите из лексикона фразы «всегда», «никогда», лучше замените их на «вчера», «в последний раз» и т.д.;

* Слушайте внимательно оппонента и прежде чем говорить, перефразируйте услышанное;

* Признает в случае необходимости, что ваши слова или иные действия могли нанести партнеру обиду, объясните, что это было сделано без злого умысла;

* Дайте субъекту возможность «сохранить лицо»;

* Постарайтесь увидеть ситуацию глазами партнера;

* Старайтесь сохранить отношения, независимо от результата решения противоречий.

В службах государственного и муниципального управления конфликты решаются другими методами, такими как:

* Изменение должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов

* Отстранение от исполнения должностных или служебных обязанностей в установленном порядке;

* При непринятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта является правонарушением и может повлечь за собой увольнение служащего с гражданской службы;

* Образование комиссии по урегулированию конфликта интересов и образуется она правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Конфликтология – одна из форм коммуникаций во всех сферах жизни. Все люди разные, со своими стереотипами, интересами и точками зрения, поэтому конфликты неизбежны, но нужно уметь правильно их решать и развиваться. Конфликты учат нас как правильно общаться и расти на примере их. Главное, помнить, что хорошие отношения не те, в которых нет конфликтов, а те, которые развиваются через разрешённый конфликт.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жаворонкова Татьяна Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация