КРИЗИСЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Кошпаева Татьяна Альбертовна
Поволжский государственный технологический университет
магистрант

Аннотация
Данная статья повествует о кризисах в семейной жизни и причинах их возникновения.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кошпаева Т.А. Кризисы семейной жизни // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92125 (дата обращения: 14.03.2024).

Кризисы — нормальное проявление не только в отношениях среди двух людей, но и внутри одной личности. К примеру, любой человек по мере взросления и на протяжении собственной жизни идет через ряд возрастных кризисов. Данное состояние следует подразумевать как качественное изменение психики, когда человек прекращает строить прежние стандарты действия и возникают новые, изменяются убеждения в жизни и отношение к себе.

Переход со стадии на стадию жизненного цикла семьи предполагает собою нормативные кризисы в развитии семейной системы, т.е. кризисы, переживаемые любой семьей, сущность которых — в разрешении противоречий среди новых задач, встающими перед семьей, также характером взаимодействия и общения среди членов семьи. Проблемы, переживаемые множеством семей в момент перемены их функций и структуры, нормативными стрессорами. Каждый переход определяет перед семьей новые цели и проблемы и требует структурно-функциональной перестройки, в том числе перемена в иерархии функций семьи, разрешение проблемы о главенстве и лидерстве также разделение ролей.

В семейном кризисе можно отметить два возможных направления последующего формирования семьи:

1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных взаимоотношений также включающая опасность для их существования.

2. Конструктивная, заключающая в себе возможную вероятность перехода семьи на новый уровень функционирования.

Благополучность разрешения кризисов перехода гарантирует результативное функционирование семьи также ее слаженное развитие.

Кризис 3-7 лет продолжается приблизительно год. Он выражается в потере романтичных настроений, уменьшении (потере) взаимопонимания, увеличении инцендентов, психологической напряженности, ощущении неудовлетворенности союзом, супружеских изменах. Кризис 17-25 лет сформулирован не настолько наглядно, однако наиболее долог (вплоть до нескольких лет). Его признаки – повышение эмоциональной неустойчивости, появление эмоции одиночества, связанного с уходом взрослых детей из семьи, чувство старения. Если принять в интерес, то что появление детей происходит в семье приблизительно на 3-4-м году брака, в таком случае несложно заметить, что хронологический промежуток 3-7 года союза связан со стадией семьи с маленькими детьми (младенческого также раннего возраста), т.е. с этапом более жесткой перестройки семейной концепции – началом родительства, принужденным отчуждением молодой мамы от профессиональной также учебной работы, ограничением супругов в привычном образе жизни, общении, досуге, уменьшением (как правило) уровня материального благополучия семьи.

Таким образом, эти повторяющиеся кризисы семьи обусловлены преобразованиями ее функций и структуры.

Второй «стандартный» временной промежуток наступления кризиса включает промежуток «семья с детьми-подростками» и период отделения взрослых детей, связанный с окончанием исполнения функции их обучения. Таким образом, наиболее яркие проявления кризисов в жизненном цикле семьи связаны с началом реализации супругами функции родительства также обучения ребенка и с ее прекращением.

Наравне с нормативными кризисами можно говорить и о ненормативных кризисах семьи, стимулированных такими событиями, как расторжение брака, супружеское предательство, изменение состава семьи, не взаимосвязанное с рождением детей, усыновление приемных детей, неосуществимость совместного проживания супругов в силу разных факторов, подростковая беременность, финансовые проблемы и т.д. Стрессоры, вызывающие ненормативные кризисы семьи, делят на сверхсильные и хронические.

К сверхсильным стрессорам причисляют: гибель одного из супругов, родителя либо ребенка; супружескую измену; внезапное также кардинальное изменение в социальной ситуации развития семьи (изменение общественного статуса, материального положения семьи); серьезное хроническое заболевание кого-то из ее членов.

Хронические стрессоры включают такие условия, как неблагоприятные жилищные также материальные условия; значительное эмоциональное напряжение также значительные хронические нагрузки в профессиональной деятельности; домашние нагрузки; несоблюдение межличностной коммуникации также продолжительно сохраняющаяся конфликтность как в супружеской, так и в детско-родительской подсистемах.

Умение семьи противодействовать стрессогенным факторам обусловливается ее сплоченностью и наличием внутренних также внешних ресурсов противодействия стрессу. Появление внезапного переломного события приводит к дисбалансу семейной системы также требует приспособления к новой действительности.

Таким образом, семья в своем развитии проходит несколько стадий, каждый из которых содержит в себе как кризисы, так и возможности личностного роста членов семьи также формирования семейной системы в целом. Вероятность перехода семьи в следующую стадию формирования определена гибкостью семейной системы, характеризующей ее готовность к переменам. Присутствие сознательной установки на совместное с партнером развитие и своевременное выявление проблем в отношениях обусловливают возможность супругов вносить поправки в свое поведение.


Библиографический список
  1. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебник для вузов / Л.Б. Шнейдер. – Екатеринбург: Деловая кн.; М.: Академ. проект, 2011. – 735 с.
  2. .Эйдемиллер, Э.Г.Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2001. – 651с.
  3. Калинина, Р.Р. Введение в психологию семейных отношений / Р.Р. Калинина. – СПб: Речь, 2009. – 350 с


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кошпаева Татьяна Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация