УДК 80

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ДОМИНАНТЫ «ЛЮБОВЬ» В ПОЭМЕ В.В. МАЯКОВСКОГО “ОБЛАКО В ШТАНАХ”

Мхоян Инеса Геворговна
Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация
В данной статье анализируется концептуальная доминанта «любовь» с точки зрения понятийного, образного и ценностного компонента, выделяются ключевые слова, которые её вербализуют, показывается частотность словоупотребления и смежные компоненты структуры.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мхоян И.Г. Вербализация концептуальной доминанты «любовь» в поэме В.В. Маяковского "Облако в штанах" // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/05/92400 (дата обращения: 14.09.2020).

Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах» сталаважным произведением не только в творчестве поэта, но и в литературе того времени. Она является своего рода манифестом авторской трактовки концепции футуризма. Кроме того, это реакция поэта на события революционных, переломных лет в стране. По мнению В. Н. Дядичева, В. В. Маяковский был цельной натурой, «титаном своего времени», прямо и честно с «открытым забралом» выражал боль и гнев, устремления и даже заблуждения собственного поколения [Дядичев 2013: 2].

Анализируя поэму «Облако в штанах» с точки зрения лексики, представим структурное содержание концептуальной доминанты «любовь», проявления которого здесь представлены наиболее полно.

Применим такой приём работы с концептуальной доминантой, как выделение ключевых слов, изучение их синтагматической сочетаемости в тексте.

Под ключевым словом понимается лексическая единица, определяемая исследователем, которая наиболее исчерпывающе называет исследуемый концепт. Обычно в качестве такого слова берётся стилистически нейтральное и самое употребительное наименование [Попова, Стернин 2007: 125].

Основываясь на данном описании ключевых слов, перечислим следующие ключевые слова в исследуемом тексте, вербализующие концепт «любовь»: «любовь», «любовница», «влюблённый», «любящий».

Следующий приём – изучение культуронагруженной информации в концепте. Для того чтобы определить значение лексемы «любовь», которая репрезентирует одноимённый концепт, обратимся к тексту поэмы. Мы видим, что она встречается 6 раз:

  1. Вы любовь на скрипки ложите.

  2. Любовь на литавры ложит грубый.

  3. Будет любовь или нет?

  4. Вы говорили: «Джек Лондон, деньги, любовь, страсть».

  5. Как двумя такими выпеть и барышню, и любовь, и цветочек под росами?

  6. Ты думаешь – этот, за тобою, крыластый, знает, что такое любовь?

Определим синтагматические связи исследуемой лексемы. Она сочетается в основном с глаголами, в меньшей степени с местоимениями, существительными, что говорит о разнообразии ее синтагматических связей и о большом количестве валентностей.

В. И. Карасик выделяет в составе концепта 3 компонента: понятийный, образно-перцептивный и ценностный. Для выделения перечисленных компонентов концепта «любовь» в тексте романа, проанализируем словарную дефиницию лексемы «любовь».

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даёт следующее определение:

ЛЮБОВЬ, любв̀и, тв. люб̀овью, ж. 1. Глубокое, эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви.Признание в любви. Объясниться в любви. 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям. Л. к ближнему. 3. Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-н. Л. к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным. 4. им. п. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение). Он её очередная л. 5. Пристрастие, вкус к чему-н. Л. к спиртному, к сладкому, к нарядам, к комфорту. 6. Интимные отношения, интимная связь (прост.). Заниматься любовью [Ожегов, Шведова 2006: 336].

Таким образом, понятийный компонент концепта «любовь» вербализуется такими словосочетаниями и лексемами: эмоциональное влечение, сильное чувство; глубокое расположение, привязанность; увлечённость чем-н., склонность; предмет любви; пристрастие к чему-л.; интимная связь.

Образный компонент вербализуется метафорами: «Любовь на скрипки ложите»; «любовь на литавры ложит грубый»; риторическим вопросом: «Ты думаешь – этот, за тобою, крыластый, знает, что такое любовь?». Классические эпитеты, описывающие любовное чувство в классической поэтической традиции – «трепетно», «нежно» – используются В. Маяковским редко, так как он утверждал новый язык поэзии и относил эти эпитеты к «старью» – и эмоциональному, и словесному.

Рассматривая ценностный компонент концептуальной доминанты «любовь» концептосферы В. Маяковского, можно выделить три его составляющие: переживани, объект чувства (образ возлюбленной), деяние.

Любовь как переживание в художественной системе поэмы предстаёт как чувство творческого потенциала и необыкновенной силы. Сила эмоционального проявления чувств лирического героя воплощается в ряде метафор, которые представляют состояние субъекта в виде физических ощущений: «крик», «стон», «любовная пытка», «любовью ранен» и т. д.

Любовь дарит поэту не наслаждение от взаимного чувства, а переживания, вызванные её замужеством. Лирический герой В. Маяковского чаще всего редко получает взаимное чувство. Именно поэтому любовь неразрывно связана с ревностью – в «Облаке в штанах» это ревность к похитителю Марии.

Чувство поэта трагично, но именно эта трагедия является для В. Маяковского своего рода побудительным стимулом для творчества. Переживание «украденной любви» трансформируется в осознание невозможности жизни по прежним законам, актуализируется в идее вселенского, всемирного бунта.

Любовь в художественном мире В. Маяковского предстаёт двигателем как самого существования, так и творчества. Для поэта неприемлемо утилитарное, прагматичное отношение к любви. Через трагедию, любовное страдание человек переходит к более высоким уровням сознания. Вне зависимости от того, чем кончатся отношения (обычно трагический финал), поэт воспринимает любовь как безусловную ценность, несмотря на её неоднозначность.

В поэме в структуру концепта «любовь» входит такой традиционный компонент, как «болезнь». Данные значения в тексте поэмы становятся синонимичными: «Мама! Ваш сын прекрасно болен».Здесь одно значение заменяется другим, вследствие чего они становятся равнозначными. В этом примере взаимопроникновение значений опосредованное, благодаря взаимодействию с лексемой «прекрасное», наделяющим в контексте «болезнь» положительной коннотацией. Непосредственное указание смежности понятий «любовь» и «болезнь» происходит в основной части поэмы «Облако в штанах»: «Вы думаете, это бредит малярия». Выражающие разные понятия значения здесь только сближаются посредством одинаковой атрибутики, однако сама размытость границ между ними свидетельствует об их неразрывности.

Концепт «любовь» в тексте включает в свою структуру смежные по значению с лексемой «болезнь» слова «сумасшествие» и «безумие». В итоге в структуру понятия втягивается семантика, которая выражается лексической группировкой со значением «нервы».

Данные компоненты концептуальной доминанты «любовь» выстраиваются вокруг её основного ядра, добавляя значения материализации чувства, которое реализуется через представления о любви как о материализованном, физиологическом объекте.


Библиографический список
  1. Дядичев В.Н. Жизнь Маяковского. Верить в революцию. М.: Алгоритм, 2013. – 448 с.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с.
  3. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Учебное издание. – М.: АСТ: «Восток-Запад», 2007. – 226 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мхоян Инеса Геворговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация