ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

Прокопьев Евгений Алексеевич
Уральский федеральный университет
студент 3 курса, Факультет «Государственное и муниципальное управление

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы реализации социально-экономических программ муниципального образования города Екатеринбург. Проанализировано распределение средств из местного бюджета на реализацию муниципальных программ.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Прокопьев Е.А. Проблемы формирования и реализации программ социально-экономического развития муниципального образования г. Екатеринбург // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/01/91288 (дата обращения: 10.04.2024).

Проблема результативного решения задач, которые поставлены перед муниципальными программами является на современном этапе развития очень актуальной в России. Программы социально-экономического развития муниципального образования г. Екатеринбург представляют собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые характеризуют макроэкономическую структуру, экономическое развитие, тенденцию производства и потребления, уровень жизни населения, а также уровень развития систем здравоохранения, образования и социального обеспечения населения города Екатеринбург. Совокупность показателей муниципальных программ направлены на улучшение благосостояния и качества жизни населения [1].

Эффективность реализации и степень выполнения муниципальных программ социально-экономического развития г. Екатеринбург оказывает большое влияние на уровень жизни населения, экономическую и социальную стабильность муниципальных образований.

В 2017 году на территории муниципального образования города Екатеринбург реализовывались 25 муниципальных программ [3].

Программы реализуются строго в соответствии с действующим законодательством на всех уровнях власти. Порядок разработки, реализации, утверждения, контроля и оценки муниципальных программ регулируется Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.07.2013 № 2880 об утверждении положения о муниципальных программах муниципального образования, с изменениями от 14 октября 2017 года.

Решением Коллегии Администрации города Екатеринбурга закреплено, что при разработке муниципальных программ необходимо соблюдать принципы взаимосвязи целей, задач и мероприятий, ожидаемых результатов и целевых показателей, закрепленных в Стратегическом плане развития Екатеринбурга, а также достижение показателей эффективности стратегических программ и проектов, которые реализуются через муниципальные программы.

Постановлением утверждено, что программы реализуются сроком от трех до шести лет, определяются сроками реализации мероприятий, включенных в ее состав, регламентируются Стратегическим планом развития Екатеринбурга или соответствуют срокам реализации государственной программы и другими государственными и региональным документам.

На 2017 год определено, что 18 программ рассчитаны на четырёхлетний срок. Это связано с тем, что муниципальные программы существуют строго во временных рамках стратегического плана, реализация которого закончится в 2020 году. В приложениях к программам определен список мероприятий, в которых указаны ответственные за выполнения и соисполнители, проектная мощность, срок выполнения и объем финансирования. Отдельным разделом утверждаются показатели эффективности реализации программы, на весь период реализации программы, а именно до 2020 года.

В качестве проектов в программе можно рассматривать мероприятия. Список мероприятий формируется исходя из направления программы, которые направлены на решения существующих проблем в муниципальном образовании.

Степень освоения средств на реализацию муниципальных программ за 2017 г. представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Информация о степени фактического выполнения муниципальных программ г. Екатеринбург за 2014 – 2017 гг. [2]

В целом, утвержденные муниципальные программы в городе были направлены на решение проблем в сфере образования, на улучшение благосостояния города и повышение инвестиционной привлекательности. Таким образом, полностью невыполненные, а также не достигнутые в полном объеме показатели целей и задач реализации муниципальных программ, составили незначительный объем – всего 10,1% и 12,4% соответственно. Данное состояние отражает удовлетворительное качество планирования и высокую результативность выполнения муниципальных программ. Как видно из рисунка 1, степень выполнения муниципальных программ высокая, но механизм реализации муниципальных программ требует доработки.

Срок реализации муниципальных программ составляет от трех до шести лет, а срок реализации ведомственных программ до трех лет, при том, что срок может увеличиваться в случае если сроки реализации мероприятий, включенных в состав ведомственной целевой программы, превышают установленные.

Таким образом, некоторые мероприятия в рамках программ могут длиться более шести лет. В итоге, увеличение сроков реализации мероприятий, и как следствие увлечение сроков реализации программ, приводит к тому, что программы не считаются завершенными, когда большинство мероприятий были реализованы. Так как, некоторые мероприятия в ведомственных и муниципальных программах являются частью стратегических проектов, то, сроки реализации стратегических проектов увеличиваются. Так как мероприятия в рамках муниципальных и ведомственных программ повторяются ежегодно, можно утверждать, что существующая система неадаптивная. За срок реализации программ актуальность и потребность в мероприятиях может утратиться.

На данный момент в Российской Федерации не существует единого документа, регламентирующего типовую методику получения оценки экономической эффективности муниципальных программ, а также отсутствуют общие принципы и подходы к оценке эффективности муниципальных программ.

На законодательном уровне механизм оценки государственных программ регламентируется приказом Минэкономразвития России от 20.11.2013 № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».

Таким образом, для совершенствования муниципальных программ необходимым является мониторинг и совершенствование системы измерения результатов деятельности.


Библиографический список
  1. Шелкунова Т.Г., Годзоева К.О. Оценка реализации государственной социальной политики в современных условиях// В сборнике: Закономерности и тенденции инновационного развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 114-123.
  2. «Екатеринбург — столица Урала» — официальный сайт. [электронный ресурс]. URL:  http://www.ekburg.ru (дата обращения 11.01.2019)
  3. Официальный портал Екатеринбург. рф. [электронный ресурс].   https://екатеринбург.рф/официально/мп (дата обращения 11.01.2019)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Прокопьев Евгений Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация