ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ АРМЕЙСКО-ДИВИЗИОННОГО ЗВЕНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Манжула Елена Вячеславовна
Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных Сил Российской Федерации»
кандидат технических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, г. Москва

Аннотация
В статье раскрываются роль, место и основные направления деятельности военной прокуратуры армейско-дивизионного звена в годы Великой Отечественной войны с учетом имевших место успехов и ошибок. Проведенное историко-правовое исследование комплекса организационно-правовых основ деятельности военной прокуратуры в годы Великой Отечественной войны дает достаточные основания для формулирования ряда выводов, имеющих историческое, теоретико-правовое и практическое значение для изучения особенностей становления, функционирования и развития военной прокуратуры в период мобилизации, в период действия военного положения и в военное время.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Манжула Е.В. Историко-правовое исследование опыта работы военной прокуратуры армейско-дивизионного звена в годы Великой Отечественной войны // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/09/90254 (дата обращения: 24.03.2024).

В настоящее время ситуация в мире является нестабильной, повсеместно возникают очаги международной напряженности, перерастающие в вооруженные конфликты. Анализ современной военно-политической обстановки в мире показывает, что политика стратегического сдерживания и ослабления экономического потенциала, проводимая в отношении России, нарастание количества региональных конфликтов несомненно является угрозой нашей национальной безопасности. Вероятность масштабного вооруженного противостояния, которое рискует перерасти в полномасштабную войну, свидетельствует о необходимости совершенствования механизмов правового регулирования функционирования государственного аппарата, в том числе, поиска роли и места военной прокуратуры армейско-дивизионного звена в структуре механизма государства, уточнение ее задач и основных направлений деятельности в условиях военного времени.

Специфика организации работы военной прокуратуры в военное время нашла отражение в «Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий» от 22 июня 1941 года, во «Временном Наставлении по работе военных прокуроров РККА» от  06.08.1941 г., в «Наставлении по работе военного следователя» от 19.10.1942 г. и других нормативно-правовых актах. Согласно «Временному Наставлению по работе военных прокуроров РККА» на органы военной прокуратуры налагался надзор за точным исполнением законов Советской власти всеми частями, учреждениями и отдельными военнослужащими Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Эти функции органы военной прокуратуры осуществляли в соответствии со ст. 113 Конституции СССР, проводя всю свою работу в тесном взаимодействии с командованием под общим партийно-политическим руководством военных советов [1].

Исходя из анализа действовавших в годы Великой Отечественной войны нормативных правовых актов по вопросам работы органов военной прокуратуры армейско-дивизионного звена, опираясь на бесценный исторический опыт, представляется целесообразным разработка и принятие проекта Положения об организации и деятельности органов военной прокуратуры в военное время, в период мобилизации, в период действия военного положения.

В положении должны быть изложены возможные организационные изменения и особенности деятельности военной прокуратуры, сформулированы цели и задачи ее деятельности, расширены и конкретизированы полномочия и ответственность прокурорских работников в условиях военного времени, урегулированы механизмы взаимодействия военной прокуратуры армейско-дивизионного звена с органами военного управления и подразделениями Вооруженных Сил.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что важное значение в условиях военного времени приобретает работа с прокурорско-следственными кадрами. Многие из них ушли на фронт, а на местах остро встал вопрос нехватки квалифицированных кадров. Этот пробел восполнялся за счет выпускников юридических школ и институтов, которые имели лишь теоретическую подготовку, а также за счет лиц, вернувшихся с фронта непригодными к воинской службе из-за полученных ранений и контузий, которые зачастую не обладали не только высшим юридическим образованием, но и начальным. Эти обстоятельства приводили к тому, что уголовные дела не расследовались в установленный срок, а процессуальные документы составлялись юридически и технически неграмотно. Руководителями органов прокуратуры на местах принимались определенные меры, например, организация для сотрудников юридических курсов, семинаров, конференций, отправление на заочное обучение, организация стажировок в вышестоящие прокуратуры. Продолжали успешно функционировать довоенные центры подготовки военно-юридических кадров, были открыты новые юридические институты и факультеты.

В то же время, в ходе войны, в результате постоянной практики, юридическая техника и квалификация работников судов и прокуратуры повышалась. Об этом свидетельствует уменьшение прекращенных дел за отсутствием состава преступления или по другим основаниям, а также уменьшение дел, которые возбуждались безосновательно [2].

Выработка перспективных направлений совершенствования подготовки военно-юридических кадров, обладающих необходимой квалификацией, несомненно, является одной из первоочередных задач организации работы военной прокуратуры в военное время. Представляется целесобразным разрабатывать в военных учебных заведениях Министерства обороны  РФ комплекты учебной документации для обучения слушателей (курсантов) в военное время (квалификационные требования к выпускникам, учебные планы, рабочие программы, тематические планы, учебно-методические комплексы дисциплин), что, в случае необходимости, позволит быстро и качественно перестроить образовательный процесс на условия военного положения.

Среди основных направлений в работе военной прокуратуры армейско-дивизионного звена по осуществлению общего надзора в годы Великой Отечественной войны можно выделить такие, как осуществление общего надзора за законностью действий всех должностных лиц Рабоче-Крестьянской Красной Армии, охрана путей сообщения Народного комиссариата путей сообщения и военная охрана предприятий и сооружений, имеющих особое государственное значение, надзор за эвакуацией раненных, за бесперебойной работой госпиталей, надзор за своевременным подвозом продовольствия и боеприпасов, надзор за организацией питания солдат, за обеспечением солдат обмундированием, надзор за воинской дисциплиной, надзор за обеспечением льготами семей военнослужащих, надзор за взаимоотношением воинских частей с гражданским населением, надзор за сохранностью военного имущества, за расходованием горючего и боеприпасов, за надлежащим использованием боевой техники и воинского транспорта, надзор за работой органов местного военного управления по пополнению армии [3]. Исследование показало, что деятельность прокурорских органов по осуществлению общего надзора являлась достаточно обширным направлением, что зачастую приводило к ненадлежащему исполнению военными прокурорами своих обязанностей вследствие большого количества поставленных перед ними задач.

Работа органов военной прокуратуры по надзору за следствием и дознанием в годы войны также претерпевала изменения. В основе такой работы лежала введенная в действие в 1942 г. Инструкция органам дознания Красной Армии, а также, созданная на ее основе, Инструкция органам дознания ВМФ. Процессуальные права органов дознания были значительно расширены, а именно: в отношении подведомственных им дел они производили расследование полностью, вплоть до составления обвинительного заключения самостоятельно, а раньше эти действия выполняли органы предварительного расследования. Это позволило значительно сократить сроки судебного реагирования на преступления, освободить следователей от производства расследования по несложным делам и дало им возможность уделить больше внимания расследованию сложных дел.

Учитывая исторический опыт, на наш взгляд, было бы целесообразным в настоящее время разработать нормативно-правовой акт, делегирующий военным дознавателям в чрезвычайной ситуации более широкие полномочия по расследованию преступлений с тем, чтобы органы следствия более тщательно сосредоточились на расследовании более сложных дел. В действующей на сегодняшний день Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 23.10.2014 г. № 150, предусмотрена лишь деятельность органов дознания в мирное время, которая заключается в том, что дознаватели составляют обвинительно заключение только по тем уголовным делам, где производство предварительного следствия не предусмотрено, а по всем остальным делам органы дознания лишены процессуальной самостоятельности при расследовании и ограничены лишь рамками производства первоначальных неотложных следственных мероприятий по сбору информации. Полномочия же органов дознания в военное время не регламентируются вовсе, но на наш взгляд, урегулировать их должным образом необходимо.

Как показало исследование, надзор за деятельностью судов в военное время органы военной прокуратуры осуществляли путем проверки законности и обоснованности приговоров по делам, рассмотренным судом без участия прокурора; участия самого прокурора в судах кассационной и надзорной инстанций; проверки своевременности приведения приговора к исполнению; обобщения судебной практики по уголовным делам за определенный период или по отдельным категориям уголовных дел.

Свои особенности во время войны имел также прокурорский надзор за военными трибуналами. Они заключались в том, что приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора в соответствии УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК других союзных республик.

Другая особенность состояла в том, что в условиях фронта возможность слушания уголовных дел с участием представителей обвинения и защиты практически суживалась, и большинство дел слушалось в их отсутствие. Военный прокурор тем самым, в известной мере, устранялся от непосредственного влияния на судебный процесс. Исходя из таких особенностей, можно заключить, что ответственность военных прокуроров за законность и обоснованность приговоров военных трибуналов в этих условиях неизмеримо повышалась [4].

Таким образом, система органов военной прокуратуры, существовавшая в период Великой Отечественной войны, приближала Главную военную прокуратуру, военные прокуратуры фронтов непосредственно к обслуживаемым войскам на фронте, и давала возможность своевременно вскрывать и пресекать нарушения законности в них, более эффективно оказывать командованию помощь в поддержании порядка и дисциплины в войсках, в повышении их боеспособности. Эта система полностью оправдала себя в период Великой Отечественной войны и позволила органам военной прокуратуры успешно выполнить стоявшие перед ними задачи.

Проведенное историко-правовое исследование комплекса организационно-правовых основ деятельности военной прокуратуры в годы Великой Отечественной войны дает достаточные основания для формулирования ряда выводов, имеющих историческое, теоретико-правовое и практическое значение для изучения особенностей становления, функционирования и развития военной прокуратуры в период мобилизации, в период действия военного положения и в военное время.

В качестве общего вывода следует признать, что обращение к истории деятельности военной прокуратуры в чрезвычайных условиях Великой Отечественной войны способствует формированию целостного и объективного взгляда на историю этого важнейшего государственного института, а учет имевших место успехов и ошибок в наши дни будет, несомненно, полезным и послужит созданию условий по совершенствованию организации и деятельности органов военной прокуратуры Российской Федерации в настоящее и будущее время.


Библиографический список
  1. Законодательные и важнейшие административно-правовые акты военного времени. С 22 июня 1941 по 1 августа 1944 г. М., 1944. С. 45.
  2. Македонская В.А., Кудряшов А.В. Военная юстиция в годы Великой Отечественной войны. Монография. М., 2005. С. 14.
  3. ‘ Альбицкий П.Д. Вопросы общего надзора в практике советской прокуратуры. М., 1956. С. 32.
  4. Очерки истории советской военной прокуратуры. Под ред. Н.П. Афанасьева. М., 1948.С. 86.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Манжула Елена Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация