Баухаус возник в 1919 году при слиянии Саксонско-Веймарской высшей школы изобразительных искусств и Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Данная школа появилась после окончания Первой мировой войны, в тот период, когда Германия нуждалась как в восстановлении экономики, так и в возрождении культуры [2].
Новое учебное заведение – Баухаус, – возглавил молодой архитектор Вальтер Гропиус (1883-1969). Своей задачей он считал не только обучить молодежь навыками профессии, но и развить в молодом поколении активную социальную позицию [2].
В то время широко развивалось массовое машинное производство. К примеру, на смену керамике ручной работы приходили фабричные миски и чашки. Основатели Баухауса считали, что массовое производство может убить индивидуальность и личность в искусстве. Таким образом, необходимо было разрушить грань между искусством и ремеслом. Студентам школы было необходимо разбираться как в физике, химии, что работать в промышленном производстве, так и изучать классическую живопись и разнообразные приемы в искусстве [1].
Ведущим направлением Баухауса была архитектура. Само название «Баухаус» и означало «строительный дом». Новое учебное заведение также набирало специалистов, которые могли преподавать материаловедение, тонкости изготовления мебели, резьбу по дереву и т.д. Спектр дисциплин был очень широк. В конечном итоге, каждый из студентов выбирал определенную специализацию [3].
С 1928 по 1930 год школой руководил Ханнес Мейер (1889-1954). Он же в 1931 год прибыл в Советский Союз, где принял активное участие в проектировании и застройке районов Магнитогорска, Соликамска, Перми [2].
В 1930 году директором Баухауса становится Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969), его творчество во многом определило облик современных городов: футуристические небоскребы и стеклянные дома [2].
Стиль в архитектуре 1930-1960-х годов, которого придерживались педагоги и основатели нового учебного заведения, сейчас принято называть «интернациональным». Для данного стиля характерно: простая геометрия, каркасная структура, логика и функциональность. В СССР данный стиль проявил себя в рамках конструктивизма [3].
Баухаус просуществовал всего 14 лет: в 1933 году нацисты сделали всё, чтобы данное заведение закрылось, так как они видели в данной школе «рассадник коммунизма». Однако, все эти годы были очень плодотворны. В Баухаусе преподавали такие известные личности, как Василий Кандинский (руководил отделом живописи), художник Пауль Клее (цех витражей), скульптор Герхард Маркс (отдел художественной керамики) [1].
В историю вошел термин «стиль Баухаус», что означает простота, строгость и функциональность. В 1930-х годах данный стиль расцвел в Палестине, куда многие преподаватели и воспитанники переехали после прихода к власти нацистов. В целом, Баухаусу удалось выпустить универсальных специалистов, отлично разбирающихся в ремесленных навыках, так и в правилах искусства [1].
Библиографический список
- Современное искусство: для тех, кто хочет всё успеть. – Москва: Издательство “Э”, 2017. – 128 с. – (Энциклопедия для быстрых знаний,).
- А.Н. Лаврентьев «История дизайна». М.,2008
- Кавешникова Н.А. Дизайн: история и теория. Учебное пособие для студентов арихитектурных и дизайнерских специальностей. М., Омега-Л. 2008.
Количество просмотров публикации: Please wait