УДК 373.3 159.99

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ В КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мерлушкина Александра Олеговна
ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет»
студентка психолого-педагогического факультета

Аннотация
Данная статья посвящена изучению использования театрализованных игр в деятельности педагога-психолога с целью формирования коммуникативной деятельности у младших школьников. Сформированность коммуникативной деятельности учеников начальной школы – одна из проблем современной педагогики, поскольку оказывает влияние, как на результативность обучения, так и на процесс социализации и становление личности в целом.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мерлушкина А.О. Роль театрализованной игры в коммуникативном развитии младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/06/89795 (дата обращения: 26.06.2019).

Младший школьный возраст – важнейший период для обучения социальному поведению, умению общаться с людьми разного пола и возраста, умению ориентироваться в социальных ситуациях и грамотной речи, именно в этом возрасте закладывается основа для успешной коммуникативной деятельности. Освоение младшими школьниками коммуникативных навыков и умений позволит детям более успешно реализовать свой потенциал в будущей жизни. Работа по формированию успешной коммуникативной деятельности ложится на всех участников образовательного процесса: классного руководителя, учителей дополнительного образования и психолога начальной школы.

С поступлением в школу у многих первоклассников возникают сложности в процессе адаптации. Они часто бывают не уверены в себе, боясь совершить ошибку, замыкаются, не проявляют активности на уроках и переменах. Одним из самых действенных способов снятия зажатости и эмоционального раскрепощения младшего школьника являются театрализованные игры. В силу возраста значительную роль в усвоении материала и формировании ценностных ориентаций продолжает занимать игра, как неотъемлемая часть жизни любого ребенка, она помогает ему осваивать необходимые нормы и правила.

Благодаря своим особенностям театрализованные игры оказывают положительное влияние на детей через своих персонажей, они отражают реальную жизнь с присущими ей добром и злом, счастьем и горем, раскрывают мир человеческих чувств и отношений. Расширяя репертуар игровых ролей, младший школьник обогащает эмоциональную сферу. Эмоции являются важной составляющей коммуникативной деятельности младших школьников, так как никакое взаимодействие не может быть эффективным, если участники не умеют управлять своими эмоциями и не умеют определять эмоциональные состояние других людей. Так как младшим школьникам свойственны легкая отзывчивость на все что происходит вокруг и откровенность в выражении своих эмоциональных переживаний, передаваемые в игре чувства и эмоции, переходят в опыт собственных переживаний.

Воспитанность эмоциональной сферы является важным условием формирования норм поведения и культуры речевого общения младших школьников. Умение соблюдать поведенческие нормы существенно повышает продуктивность коммуникативной деятельности. Общаясь в коллективе, ученик должен соблюдать нормы поведения, уметь реагировать на замечания и взрослых и сверстников адекватно. Играя, ребенок учится анализировать и выбирать вариант, необходимый в конкретном коммуникативном взаимодействии. Он начинает понимать почему одно сказано правильно, а другое неправильно. У них формируются нравственные установки и отношение к окружающему миру, развивается умение контролировать свое поведение.

Театрализованные занятия педагога-психолога включают не только игры, но и беседы, просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, устные рассказы по прочитанным книгам. Начать театральную деятельность следует с упражнений, импровизаций и этюдов, граничащих с жизненным опытом детей и имеющих эмоциональную окраску понятную возрасту. Начав с простого и каждый раз усложняя задачу, психолог сохраняет интерес. В ходе игры можно увидеть с чем у ребенка возникают проблемы и корректируя поведение в игре, корректируется проблема в жизни. Замечая недостаточность выразительных средств у кого-то из играющих, психолог напоминает о чувствах и настроении героя в данной ситуации, помогая ярче передавать роль, с помощью голоса, мимики, движения рук, головы. С помощью вопросов и советов, учит ребенка следить за своим поведением в игре, действовать в команде.

Театрализованные игры учат взаимодействию, дети становятся более раскрепощенными, учат выступать перед публикой, четко формулировать высказывания. Задания по развитию голоса и дыхания совершенствуют речь детей. Обыгрывание сказочных персонажей и образов животных снимают мышечные зажимы, способствует овладению своим телом.

Применение театрализованных игр можно совмещать с другими арт-терапевтическими методами, например, песочная, платочная, куклотерапия и сказкотерапия, лепка из пластилина и т.д. Разыгрывание театра на песке снимает эмоциональные и мышечные зажимы, способствует формированию эмоциональной отзывчивости и саморегуляции. Сказкотерапия позволяет преодолевать трудности и страхи, снижает уровень тревожности и агрессивности у детей, развивает мышление и воображение. Сказка способствует развитию речи, обогащению словарного запаса и построению полных и выразительных ответов, учит моральным и нравственным нормам поведения, выявляет и поддерживает творческие способности.

Изготовление кукол из пластилина развивает мелкую моторику, воображение, образное мышление, способность к концентрации внимания. Важен выбор персонажа для изготовления куклы, его характер, выражение лица и настроение куклы, потому что часто человек воплощает в кукле себя. Работа с куклой формирует чувство ответственности за управление куклой, дает возможность проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни ребенок не может или не позволяет себе проявить.

Каждое занятие должно включать: вводную часть, это могут быть ритуал приветствия и различные разминочные игры. Основная часть включает в себя приемы и методы по формированию коммуникативной деятельности младших школьников, театрализованные игры, упражнения и этюды, подобранные в зависимости от темы и цели занятия. В заключительной части, важно провести рефлексию всего занятия, выяснить уровень достижения поставленной цели чтобы наметить план будущей работы, закончить можно любым ритуалом прощания.

Таким образом, театрализованные игры оказывают непосредственное влияние на развитие физических и психических процессов у младшего школьника, они способствуют формированию эмоционально-волевой сферы, обогащают жизненный опыт и совершенствуют коммуникативные навыки. Методически грамотно построенная деятельность педагога психолога с применением театрализованных игр будет способствовать развитию коммуникативной деятельности младшего школьника.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Голдобина, Е.Г., Быканова Н. Ю. Театрально-игровая деятельность // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. Уфа., 2015. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7526/  (дата обращения: 18.11.2018).
  2. Заяц Н.М., Г. Ю. Лизунова. Психология развития: учебное пособие.  Горно-Алтайск. 2014. – 195 с.
  3. Валиулина И.Ф., Дуда И. В. Роль театрально-игровой деятельности в формировании ценностных ориентаций младших школьников // Молодой ученый. 2016. №21. С. 859-862.
  4. Немов, Р.С. Психология: Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования М. 1997. 608 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «aleksandr_bunkov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация