ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ ЦИКЛА И.А. БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Хабибуллина Галия Азатовна
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
студент

Аннотация
В статье рассматриваются особенности изучения произведений И.А. Бунина на уроках литературы в общеобразовательной школе и даются методические рекомендации по разработке уроков, посвященных циклу «Темные аллеи» и рассказу «Легкое дыхание».

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Хабибуллина Г.А. Пути изучения цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» на уроках литературы // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89600 (дата обращения: 23.03.2024).

Творчество И.А. Бунина активно изучается на уроках литературы в общеобразовательной школе в 5-11 классах, и методика его изучения, рекомендации по организации уроков литературы предлагаются для учителей в различных пособиях и статьях, исследовательских работах известных методистов. Например, методист М. Крылова предлагает начинать изучение творчества И.А. Бунина с лирических произведений, в которых поднимаются темы любви, воссоединения человека с природой, любви и тоски по отчему дому. Умение писателя ярко и живописно изобразить красоту природы, описать тонкости восприятия окружающего мира, вплоть до тактильных ощущений и запахов помогает развивать эстетический вкус у учащихся. Пристальное внимание поэта к пейзажам учит детей быть неравнодушными к природе и восхищаться ее красотой («Полевые цветы», «Осень», «Октябрьский рассвет» и др.).

Изучение прозы И.А. Бунина начинается с 8 класса. В основном учителя предпочитают выбирать для анализа рассказы из цикла «Темные аллеи». Новеллы писателя всегда вызывают неподдельный интерес у учащихся, так как в них поднимается тема любви, человеческих взаимоотношений. Однако в некоторых школьных программах произведения И.А. Бунина продолжают изучаться только в 10-11 классах, например, в программе под редакцией Г.И. Беленького. Данная программа предлагает рассмотреть на уроках литературы в старших классах ряд стихотворений и некоторые рассказы из цикла «Темные аллеи». Изучению самого цикла как вершины творчества писателя часы не выделяются [Богданова, 2007, с. 165].

Т.Ф. Курдюмова, напротив, начинает в 5-м классе рассмотрение творчества писателя с его рассказов, переходя к лирическим произведениям только в 6-м, где анализируются образы устного народного творчества в стихотворениях И.А. Бунина. Но в 11 классе отводится достаточное количество часов изучению прозаических текстов (предлагаются для изучения ряд новелл из цикла «Темные аллеи», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»). Исследуется символика бунинской прозы, своеобразие художественной манеры писателя.

В школьной программе под редакцией Я.В. Коровиной творчество писателя рассматривается в 5, 7, 8, 9, 11 классах, изучаются как лирические произведения, так и прозаические. Для анализа предлагаются следующие рассказы из цикла «Темные аллеи»: «Кавказ», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание».

Методисты призывают не ограничиваться лишь анализом стихотворений и рассказов писателя, но обратиться к личности самого автора, что так же помогло бы более глубоко понять смысл его произведений. Изучение жизни и творчества И.А. Бунина целесообразно начинать с 5 класса, но должны учитываться возрастные особенности учащихся и наиболее интересующие их темы.

Различные школьные программы дают множество вариантов изучения творчества писателя, но, на наш взгляд, должна быть разработана более упорядоченная единая система, рассматривающая ключевые идеи в произведениях и не подразумевающая эпизодический характер изучения. Последовательное изучение жизни и творчества писателя в каждом классе позволило бы постичь особенности внутреннего мира его произведений и сформировать ясное представление о творчестве И.А. Бунина.

При изучении литературы у учащихся должны сформироваться не только нравственные ориентиры, но и эстетический вкус, эрудиция в вопросах культуры в целом. Для достижения этих результатов целесообразно сочетать изучение произведений И.А. Бунина с просмотром многочисленных экранизаций и последующим сопоставительным анализом рассказов и фильмов (например, фрагменты из биографического фильма «Дневник его жены» 2000 г., экранизации рассказов цикла «Темные аллеи»: «Темные аллеи» (1999 г.), «Натали» (1988 г.), «Холодная осень» (1990 г.), «Грамматика любви» (1998 г.), «Солнечный удар» (2011 г.)). Музыкальное сопровождение, визуализация способствуют закреплению знаний учащихся, усиливая их интерес. Подобное чередование уроков изучения непосредственно художественного текста и уроков, направленных на формирование культурологических знаний и эстетических вкусов школьников, позволяет учителю научить их сравнивать, сопоставлять произведения искусства, отмечая особенности, свойства каждого, высказывать свое мнение в рецензиях, сочинениях, приводить ряд аргументов.

В начале изучения биографии писателя для наглядности целесообразно использовать фрагменты документальных, художественных фильмов, посвященных изучению личности И.А. Бунина. Для более полной, яркой и живой характеристики писателя как человек рекомендуется обратиться к его дневниковым записям, воспоминаниям, в которых он описывает свое детство, проведенное в родительском доме, дни своего юношества, делится впечатлениями и переживаниями. На основе знакомства учащихся с этими материалами можно провести дискуссии по оценке неоднозначных биографических фактов из жизни И.А. Бунина, его мировоззрения, особого отношения к чувству любви. Использование небольших по объему, но содержательных и эмоциональных фрагментов позволит узнать и запомнить учащимся И.А. Бунина как неординарную и талантливую личность, усилить их интерес к изучению его творчества.

В целом, творчество И.А. Бунина в рамках школьного образования изучается в достаточно полном объеме. Для более глубоко анализа рассказов цикла «Темные аллеи» можно предложить включить в анализ рассмотрение пространственно-временной организации текста, поскольку, как мы уже сделали вывод, хронотопы имеют сюжетообразующее значение и наделены дополнительной смысловой нагрузкой. На наш взгляд, изучение художественных текстов с точки зрения функций пространственно-временных образов открывает возможность более глубокой интерпретации произведения.

Рассмотрим, как эти задачи могут быть реализованы на конкретном уроке литературы и сформулируем ряд методических рекомендаций по проведению урока, посвященного изучению рассказа «Легкое дыхание».

При формулировке целей и задач урока рекомендуется учесть следующие моменты: формирование умений анализировать художественный текст; изучение главных героев рассказа и анализ мотивов их поведения; рассмотрение основных пространственно-временных образов в рассказе «Легкое дыхание».

Начать урок можно со вступительного слова учителя, напоминающего учащимся о ранее изученных стихотворениях И.А. Бунина и о том, что среди основных общечеловеческих ценностей писатель особенно выделяет такие категории, как красота, молодость, жизненные силы, любовь, жажда жизни: «Будучи поэтом, И.А. Бунин, как тонкий художник, рисовал не только великолепные образы природы, но и восхищался ее гармонией, буйством красок, запахов. Он остро ощущает все проявления окружающего мира и заставляет и читателя прочувствовать красоту и трепетное биение жизни. Мы знаем И.А. Бунина как писателя, тонко чувствующего все проявления прекрасного в этом мире и умеющего передать через свое художественное слово то восхищение, упоение жизнью читателю:

Не пугай меня грозою:

Весел грохот вешних бурь!

После бури над землею

Светит радостней лазурь,

После бури, молодея,

В блеске новой красоты,

Ароматней и пышнее

Распускаются цветы!

(«Не пугай меня грозою…», 1888 г.)

А с красотой, молодостью, жаждой жизни, конечно же, связана любовь».

Необходимо дать учащимся четкое представление о том, что тема любви является основополагающей не только в поэзии, но и в прозе в И.А. Бунина: целый сборник рассказов «Темные аллеи» посвящен изучению этого чувства, всех его проявлений, темных и светлых сторон. Писатель считал этот цикл своим лучшим созданием, самым совершенным из всего, что он написал. Ни в одном из своих рассказов герои не находят свое земное счастье в любви, их всегда постигает либо разлука, либо смерть возлюбленных.

Следует отметить, что для И.А. Бунина любовь – чувство стихийное, лишенное разумного начала, заставляющее подчиниться ее силе, поэтому она так трагична, не соотносима с обыденной жизнью, иногда выходит за рамки понимания, но практически всегда, несмотря на всю свою катастрофичность, открывает человеку возможность внутреннего преображения. Часто любовь героев жива только в их воспоминаниях. Это связано в первую очередь с тем, что писатель был убежден в том, что счастье человека в его житейском понимании возможно только в воспоминаниях.

Целесообразно, чтобы в диалоге с учениками учитель привел их к пониманию, что способность остро ощущать движение жизни, тонко чувствовать ее красоту заставляли И.А. Бунина задуматься о недолговечности всего, что есть на земле, о быстротечности жизни, неизбежности смерти. Для наибольшей наглядности следует сопровождать объяснение материала выразительным чтением соответствующих тематике урока стихотворений:

Жизнь зарождается в мраке таинственном.

Радость и гибель ея

Служат нетленному и неизменному

Вечной красе Бытия!

(«Ветер осенний в лесах подымается…», 1985 г.)

Учитель таким образом подводит учащихся к мысли о том, что и в рассказе «Легкое дыхание», которое будет предметом анализа, содержится идея быстротечности жизни.

При изучении истории создания рассказа «Легкое дыхание» предпочтение следует отдать устным сообщениям учащихся, в которых они дадут краткую справку о том, что послужило для писателя источником вдохновения при создании этого рассказа. В сообщении могут быть использованы дневниковые записи И.А. Бунина, его воспоминания: «… вспомнилось, что забрел я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами. Девушку эту я тотчас сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней стой восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливые минуты моего писательства» [Бунин, 2006, с. 289]. Рассказ «Легкое дыхание» был написан И.А. Буниным в марте 1916 г. в с. Васильевском. Мысль о написании этого произведения возникла случайно, когда автор увидел фотографический портрет «какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами» на маленьком кладбище на Капри.

Для вовлечения учащихся в активную работу на уроке целесообразно провести аналитическую беседу, в которой могут прозвучать следующие вопросы: Какие чувства возникают у вас при чтении уже первых строк рассказа? Как автор дает нам понять свое отношение к героям рассказа?

На следующем этапе урока рекомендуется перейти к анализу композиции произведения, который поможет ученикам увидеть авторское отношение к изображаемому и осмыслить авторскую позицию. При выявлении фабулы и сюжета рассказа необходимо осторожно относиться к приему пересказа, так как любой пересказ литературного произведения искажает его художественную природу. Учитель может задать ученикам следующие вопросы: Что мы узнаем о героях из начала произведения? Какое событие в произведении показалось вам самым напряженным, самым важным для героев? Почему? С какой целью автор прерывает повествование описанием природы, интерьера, портрета, мыслей и чувств персонажа? Почему автор сначала сообщает о том, чем закончилась история, и лишь затем рассказывает ее? Как связаны между собой начало и финал произведения? Как связаны два события: вечер с Малютиным и встреча с казачьим офицером?

Учащиеся рассказывают, что читатель сразу узнает о трагически оборвавшейся жизни юной гимназистки Оли Мещерской: ее портрет с «радостными, поразительно живыми глазами» [Бунин, 2006, с. 273] вделан в крест из дуба, на ее могиле. И.А. Бунин начинает и завершает рассказ у этого надгробного креста. Банальная житейская драма – убийство из ревности – превращена автором в историю о загадочной притягательности, обаянии, жизненной силе женственности, воплощенных в образе Оли. Легкое дыхание женственности эфемерно и хрупко, при столкновении с реальным миром, реальными людьми оно исчезает, его прерывают, как это сделал обманутый Олей казачий офицер. О биографии Оли сообщается вскользь, выделяется главное в ней – изящество, нарядность, легкость, ясный блеск глаз, которые и отличают ее из всей гимназии.

Учитель подводит учащихся к выводу, что главный композиционный прием, который использует И.А. Бунин в рассказе, – прием антитезы. Легкое дыхание Оли противопоставлено обыденному пошлому миру, «крепкому тяжелому кресту» на ее могиле, красавец аристократ Малютин, совративший Олю, – некрасивому плебею, казачьему офицеру, бурная жизнь и ранний женский опыт героини – выдуманной жизни классной дамы, «немолодой девушки» [Бунин, 2006, с. 273].

Для непосредственного анализа пространственно-временных образов в рассказе следует определить, соблюдает ли автор хронологическую последовательность в изображении событий; с какой целью автор переставляет события местами, нарушая временные рамки.

Учителю необходимо объяснить ученикам, что И.А. Бунин путает последовательность событий не для того, чтобы показать неупорядоченность, запутанность и нелепость короткой жизни юной гимназистки. В этих мгновенных переходах от одних временных координат к другим, в этой быстрой смене эпизодов заключена основная тема рассказа – жизнь, как «легкое дыхание», появляется чувство легкости, эмоциональной отстраненности, безучастности, свободы, абсолютной ясности жизни [Иссова, 1976, с. 89].

Желательно, чтобы ученики сами смогли определить, почему рассказ начинается с сообщения о смерти героини, с описания ее могилы и для чего автору нужна непоследовательность в воспроизведении фактов. Если в процессе анализа появляются определенные трудности, учитель посредством наводящих вопросов может привести учащихся к пониманию, специфики бунинской прозы: несмотря на то, что в основе рассказа лежит убийство юной девушки, ее слишком короткая жизнь и трагическая смерть, при прочтении возникает, как уже было сказано, эффект легкости и непринужденности. Автор не делает акцент на роковом выстреле, его в рассказе почти не слышно. Писатель нарочито заглушает впечатление от ужасного известия. Цель достижения такого эффекта в том, что И.А. Бунину важно передать читателю то самое ощущение воздушности, легкости, непринужденности бытия, потому что именно такой была героиня рассказа, ее мироощущение было совершенно непосредственным, почти детским, беззаботным, легкомысленным и от рассказа не должно было веять мрачными думами, тоской, тяжелыми впечатлениями, подавленностью, упадком духа, депрессией, потому что все это не было присуще юной гимназистке, вся ее жизнь и она сама были как «легкое дыхание». Поэтому автор умышленно не акцентирует внимание на порой шокирующие события и признания самой девушки.

Для наиболее полного и глубокого анализа необходимо рассматривать не только пространственные образы в рассказе, но и временные. Например, следует обратить внимание учащихся на то, что кладбище в начале рассказа показано в пору ранней весны, середины апреля. С приходом весны природа, а вместе с ней и человек, словно оживают, обновляются, готовятся к «новой» жизни, воодушевляются. Весна символизирует молодость, жизненные силы, кипение энергии. Но в рассказе в описании весны нет этого ощущения бурления жизни, оживления, возрождения, динамики, воодушевления. Напротив, весна эта сухая, холодная, прозрачная, небо облачное, дни серые и время словно застывшее. Весна в рассказе олицетворяет собой короткую жизнь гимназистки, погибшую в самую пору цветения, поэтому и время в рассказе неподвижное, застывшее.

Оля Мещерская изображена как девушка, живущая эмоциями, наслаждающаяся жизнью, ее мгновениями, получающая истинную радость от жизни. Она живет в гармонии с природой и миром: «Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в мире» [Бунин, 2006, с. 278].

На лоне природы, в пространстве сада, леса героиня обретает гармонию не только с внешним миром, но и с самой собой. В художественном мире И.А. Бунина герои, ощутившие слияние с природой, оказавшиеся либо в пространстве деревни, усадьбы, либо парка, аллеи начинали познавать свою сущность, свои душевные свойства, возможности. Дремавшие прежде душевные силы начинали проявлять себя с все большей и большей интенсивностью, заставляя человека испытывать глубокие чувства, переживания и страдания. Герои впервые осознавали свою способность так глубоко чувствовать [Глинина, 1996, с 197]. На заключительном этапе целесообразно пояснить, что   Оля Мещерская точно так же испытывает целую гамму чувств и ощущений, она жаждет познать жизнь, обрести счастье, но ее непосредственность, восприимчивость, смелость и простота стали причиной того, что она, не успев вполне сформироваться как личность, оказывается втянута в грубую и пошлую реальность.

Убийство Оли Мещерской происходит на платформе вокзала. Пространство вокзала у И.А. Бунина часто связано либо с расставанием героев, либо со смертью. Вокзал – своеобразное переходное пространство, оно локально разбивает открытое пространство дороги – символ жизненного пути человека. Не случайно девушка погибает именно в подобном месте: она в этот момент своей жизни словно оказалась на распутье, перед ней открывалось безграничное пространство внешнего мира, которое, как мы узнаем по ходу рассказа, было изначально к ней враждебно.

Таким образом, учащиеся смогут ответить на вопрос, почему рассказ называется «Легкое дыхание»? Сам И.А. Бунин объяснял это так: «Такая наивность и легкость во всем: и в дерзости, и в смерти и есть «легкое дыхание», недоумение» [Бунин, 2006, с. 532]. Героиня как будто спешит жить, спешит быть счастливой, хочет казаться беззаботной. Но «казаться» не значит быть. В палачи себе она выбирает казачьего офицера, она как будто мстит самой себе за тот летний день. Оля Мещерская сохранила в себе чистоту, естественность, «легкое дыхание», которое растворилось в мире, в «облачном небе» [Бунин, 2006, с. 279].

На примере анализа одного из рассказов цикла «Темные аллеи мы показали, что рассмотрение пространственно-временных образов способствует более глубокому и эффективному анализу, помогает раскрыть произведение с разных сторон, открывать новые смыслы, прививая учащимся умение видеть в художественном тексте значимые детали и правильно интерпретировать их.


Библиографический список
  1. Богданова О.Ю. Бунин в школе / О. Ю. Богданова. М., Дрофа, 2007.
  2. Бунин И.А. Полное собрание сочинений в 13 томах. Т. 6.  М., 2006. С. 270-279.
  3. Иссова Л.С. Пространство и время в рассказах об эмиграции из цикла «Темные аллеи» И. Бунина // Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, 1976. Вып. 3. С. 88-98.
  4. Глинина О.Г. «Темные аллеи» И.А. Бунина как художественное единство: дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 1999.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Хабибуллина Галия Азатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация