ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Слюзнева Ксения Валерьевна1, Закунова Екатерина Дмитриевна1, Анисимова Анастасия Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
В данной статье разбираются такие взаимосвязанные понятия как «Информатизация общества» и «Информатизация образования». Анализ данных явлений представляет собой актуальную проблему, так как с каждым годом происходит нарастание темпов развития информационных технологий, что делает их неотъемлемой частью всех почти сфер жизни. Также авторы назвали положительные моменты в процессе информатизации образования, влияние её на педагогическую и организационную работы.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Слюзнева К.В., Закунова Е.Д., Анисимова А.Е. Понятие информатизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89540 (дата обращения: 14.03.2024).

Нарастающий с каждым годом темп развития новых информационных технологий является отличительной чертой современного периода. Общество вступает в фазу информатизации. Становится очевидным, что развитие информационного общества и информатизация образования тесно связаны.

Будет целесообразным пояснить такие термины, как «информатизация общества» и «информатизация образования».

Информатизация общества представляет собой комплекс связанных между собой политических, социально-экономических, научных условий, обеспечивающих свободный доступ всем гражданам к различным источникам данных. Главной целью информатизации общества выступает усовершенствование качества жизни населения благодаря синхронному повышению производительности и улучшению условий работы [1]. Информационное общество является обществом, где социально-экономическое развитие находится в зависимости в первую очередь от создания, обработки, хранения, продвижения информации между участниками общества [3].

Информатизация образования представляет собой часть информатизации общества, совокупность действий по совершенствованию педагогических процессов за счет введения информационного продукта, средств, а также технологий [2].

Также информатизация образования – это процесс внедрения в сферу образования новейших методологий и практик разработки и рационального применения актуальных технологий, направленных на осуществление педагогических целей в области обучения и воспитания.

Процесс информатизации образования стимулирует:

-усовершенствование элементов управления образовательной системой, основанное на применении автоматизированных архивов учебно-педагогической информации, справочно-методических материалов и коммуникативных сетей;

-развитие методов и способов отбора содержания, форм обучения и воспитания, которые бы соответствовали задачам формирования личности обучающегося в сложившихся на данный момент обстоятельствах информатизации общества;

-формирование обучающих систем, которые направлены на развитие умственных способностей и умений самостоятельно осваивать новые знания;

-формирование и применение компьютерных тестирующих, выполняющих диагностику методик контролирования и оценки степени познаний обучаемых.

Применение новых информационных средств вносит в педагогическую и организационную работу следующее:

-улучшение методов и технологий выбора и составления содержания образования;

-внедрение и развитие новейших специальных образовательных дисциплин и направлений обучения, которые имеют связь с информатикой и ИТ;

-введение изменений в преподавание большей части классических дисциплин, непосредственно не имеющих отношения к информатике;

-увеличение результативности обучения благодаря росту степени индивидуализации и дифференциации, а также с помощью применения мотивационных воздействий;

-построение новых форм сотрудничества в ходе обучения и изменение содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;

-улучшение способов и средств управления образовательной системой [4].

Процесс информатизации образования способствует росту уровня предприимчивости обучающихся, создает возможности иного мышления, формирует способность создавать стратегию поиска решений учебных и практических задач, предоставляет вероятность предсказывать итоги осуществления принятых решений на базе создания моделей исследуемых объектов, предметов, процессов и взаимосвязей, которые установлены между ними.

Тем не менее, применение новейших электронных средств абсолютно во всех формах преподавания может сказаться негативно. Индивидуализация может привести к тому, что и без того ограниченное в процессе обучения активное взаимодействие педагога и обучающегося становится в минимальном количестве, на смену приходит взаимодействие с компьютером.

Приобретая существенную самостоятельность в поиске и использовании информации, значительное количество обучающихся часто не могут применить возможности, которые предоставляют современные электронные средства. Запутанная и сложная подача информации нередко является причиной отвлечения от исследуемой темы.

Большие объемы информации, которые предоставляют определенные средства информатизации, например, электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, тоже отвлекают от обучения.

Нередко при применении вышеупомянутых средств функционирует правило экономии сил: взятые из Интернета сделанные рефераты, курсовые, практические задания являются  в настоящее время обычным фактом, который не содействует увеличению результативности обучения и воспитания.

Неограниченное и регулярное применение многих средств информатизации отрицательно сказывается на физическом здоровье и самочувствии всех участников процесса образования.

Таким образом, в настоящее время происходит активное применение электронных технологий в образовании. Применение данных технологий имеет множество преимуществ, связанных с появлением новых возможностей. Тем не менее, электронные средства могут стать не только мощным средством развития и становления обучающихся, но и, наоборот, способствовать формированию стереотипного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности. Неограниченное применение электронных средств в обучении не может привести к реальному повышению эффективности образования. В использовании средств информатизации образования необходим взвешенный и четко аргументированный подход.


Библиографический список
  1. Гарнов А. П. Экономика предприятия. Учебник / А.П. Гарнов, Е.А. Хлевная, А.В. Мыльник. – М.: Юрайт, 2016. – 304 c.
  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М.: ИЦ «Академия», 2014. – С. 13.
  3. Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения / В.И. Звонников, М.Б.  Челышкова. – Академия – Москва, 2016. – 224 c.
  4. Полат Е.С. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 523 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация