АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Чжао Чэньцзе
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Аннотация
В данной статье рассмотрены стратегические инициативы и партнерские шаги в таких важных аспектах российско-китайских взаимоотношений, как: экономическое, стратегическое сотрудничество и партнерства на уровне дипломатии, промышленности, торговли, геополитики.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чжао Ч. Анализ стратегических аспектов развития современных российско-китайских отношений // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89266 (дата обращения: 29.03.2024).

Современные российско-китайские отношения официально определяются сторонами как всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие

Ведется интенсивный политический диалог. Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин ежегодно встречаются не менее пяти раз в год.

Китайская инициатива «Один пояс – один путь» и Евразийский экономический союз России (ЕАЭС) остаются важными пунктами в риторике двухсторонних отношений стран. Премьер-министр России Дмитрий Медведев находился в Пекине на 23-й очередной встрече премьер-министров Китая и России. Его китайский коллега Ли Кэцян, согласно резюме министерства иностранных дел Китая, озвучил более тесную интеграцию этих проектов.

Медведев также был в Пекине в качестве почетного гостя на первой в Китае Международной выставке импорта (CIIE). В отчете о его встрече с президентом Китая Си Цзиньпином не упоминается ЕАЭС, но подчеркивается сплоченность и дружба между Китаем и Россией. По словам господина Си, Китай и Россия находятся на решающем этапе в достижении национального развития и активизации отношений.

Идея «связать» ЕАЭС и «новый Шелковый путь» возникла в мае 2015 года, через несколько месяцев после официального создания ЕАЭС. Си был в Москве, чтобы присутствовать на 70-й годовщине окончания Великой Отечественной войны. Си и президент России Владимир Путин, как сообщается, договорились в то время «связать выдвинутую китайской стороной инициативу строительства Экономического пояса Шелкового пути со строительством Евразийского экономического союза (ЕАЭС) российской стороны».

В июле 2015 года на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Уфе, журналистам на брифинге китайских дипломатов заявили, что Си и Путин обсудили конкретные проекты, объединяющие их соответствующие экономические проекты. В то время ТАСС сообщал, что китайский дипломат заявил, что ШОС станет «удобной площадкой для интеграции реализации этих двух проектов». На фоне этих событий создается многообещающая перспектива объединения ценных экономических проектов двумя глобальными гигантами.

Однако последующие годы не внесли особой ясности относительно того, что на самом деле хочет получить или предложить любая из сторон.

В мае 2018 года было подписано соглашение между Китаем и ЕАЭС, рассчитывающее, что оно вступит в силу в начале 2019 года.

Евразийская экономическая комиссия подготовила список из 39 приоритетных проектов для поддержки взаимосвязи ЕАЭС и инициативы КНР о Шелковом Пути, включая строительство новых дорог, модернизацию существующих, создание логистических центров и развитие транспортных узлов. Среди проектов можно отметить автомагистраль «Западная Европа-Западный Китай», высокоскоростная железная дорога «Москва-Казань» и железная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». На данный момент прогресс идет очень медленно, при этом участие ЕАЭС под вопросом. По-видимому, такой незначительный прогресс в объединении ЕАЭС и Евразийский сухопутный мост указывает на то, что его функция в основном риторическая, что свидетельствует о намерении России и Китая учесть амбиции друг друга в Центральной Азии.

Пекин и Москва будут продолжать рекламировать связь между ЕСМ и ЕАЭС по той простой причине, что это удовлетворяет политические потребности обеих сторон.

27 июня 2017 года заголовки российских СМИ объявили «прорыв Китая в Арктику». Причиной позитивных заголовков стало подписание соглашения о сотрудничестве между губернатором Мурманска Мариной Ковтун и генеральным директором Алексеем Давыдовым из буровой компании «Газпром Геологоразведка». принадлежит Газпрому. Примечательно, что подписание состоялось на борту китайской глубоководной полупогружной буровой установки Nanhai-8, которая вошла в Кольский залив неделей ранее. Установка Nanhai-8 может работать на глубинах воды до 1400 метров и может бурить до глубины 7600 метров.

 

Появление буровой установки в Мурманске было связано с решением «Газпрома» нанять ее для бурения в арктических морях. В ноябре 2016 года энергетическая компания объявила тендер на сейсморазведку 3D в Карском и Баренцевом морях, а в начале этого года Газпром уже объявил о своих планах возобновить бурение в Карском море. Буровая установка Nanhai-8 была выбрана российской энергетической компанией для участия в бурении на Ленинградском месторождении в Карском море. Запасы месторождения С1 + С2 оцениваются в 1,05 триллиона кубометров газа и 3 миллиона метрических тонн газового конденсата. Ориентировочная стоимость лизингового контракта составляет 71 640 миллионов долларов.

Выбор китайской буровой установки является одним из немногих существующих направлений китайско-российского сотрудничества в области арктической энергетики, несмотря на поддержку, выраженную российскими высокопоставленными правительственными чиновниками, и тот факт, что ведущие российские энергетические компании, Роснефть и Газпром, ведут переговоры с китайскими энергетическими компаниями по вопросам сотрудничества в арктическом регионе.

Китай и Россия стремятся увеличить товарооборот до 200 миллиардов долларов к 2020 году

Премьер-министр Китая Ли Кэцян завершил свой тур по маршруту «Один пояс, один путь» с остановкой в ​​Санкт-Петербурге чтобы встретиться со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым. 21-я очередная встреча глав правительств России и Китая прошла с обычным количеством соглашений и меморандумов.

В преддверии визита Ли в Санкт-Петербург Медведев дал интервью Центральному телевидению Китая. Торговля была большой темой для обсуждения, в частности, о свободной торговле, ВТО и протекционизме.

Медведев поддержал идею объединения Евразийского экономического союза, официально созданного 1 января 2015 года, с инициативой Китая о новом Шелковом Пути. Рекламируя страны ЕАЭС как «огромные транзитные зоны», Медведев изображал союз как естественного партнера для китайцев.

Россия заявляет, что надеется увеличить объем торговли с Китаем до 200 миллиардов долларов в ближайшие три-семь лет, при этом в качестве цели будет указан 2020 год. В 2014 году товарооборот между двумя странами был около 100 миллиардам долларов. По данным китайских источников, за первые три квартала 2016 года торговый оборот составил чуть более 50 миллиардов долларов. Похоже, что источником падения является истощение российского спроса на китайский импорт. Среди инициатив, обсуждаемых между двумя лидерами, было преференциальное торговое соглашение. «Это сложный путь, необходимо действовать осторожно, особенно когда речь идет об изменении тарифной политики, диапазона тарифов в ряде случаев», – предупредил Медведев.

Тем не менее, две страны сделали немалую демонстрацию попыток расширения связей. По словам ТАСС, Медведев сказал: «Сегодня трудно назвать сектор, в котором Россия и Китай не сотрудничают». И это правда. Среди заключенных соглашений было создание совместного российско-китайского венчурного фонда (RCVF), призванного в первую очередь помочь российским технологическим компаниям и стартапам развиваться на китайском рынке. Согласно ТАСС, некоторые области будут сосредоточены на «технологиях в финансовом секторе, больших данных, облачных технологиях, биотехнологиях и т. д.»

Также необходимо упомянуть соглашение о финансировании между Газпромом и Банком развития Китая (CDB); соглашение между Внешэкономбанком (ВЭБ) и CDB, позволяющее российскому банку занять 15 миллиардов долларов (шесть миллиардов юаней) на 15 лет для инвестирования в различные проекты; и сделка между Роснефтью и Bejing Gas Group по продаже 20-процентной доли в Верхнечонскнефтегазе за 1,1 млрд долларов (дочерняя компания Роснефти ведет разведку нефтяных и газовых месторождений в Восточной Сибири).

По данным ФТС РФ, товарооборот России с Китаем в 2017 году составил 86,964 миллиарда долларов, в том числе российский экспорт — 38,922 миллиарда долларов и импорт — 48,042 миллиарда долларов.

Основными сферами китайских капиталовложений в России являются энергоресурсы, сельское и лесное хозяйство, строительство и производство стройматериалов, торговля, легкая и текстильная промышленность, производство бытовой электротехники, услуги и др.

Основные направления российских инвестиций в Китае — производственная отрасль, строительство, транспортные перевозки.

Компании двух стран также совместно реализуют целый ряд крупномасштабных проектов в сфере топливной и ядерной энергетики, гражданского авиастроения, ракетного двигателестроения, спутниковых навигационных систем, сооружения объектов инфраструктуры и др.

Россия является крупнейшим экспортером топлива на китайский рынок. В 2017 году было поставлено более 50 миллионов тонн нефти.

Энергетические компании России и Китая совместно участвуют в проекте по добыче и сжижению природного газа “Ямал СПГ”. С декабря 2017 года китайские потребители получают газ с этого месторождения.

Сотрудничество между Китаем и Россией по развитию Дальнего Востока переживает период бурного роста. Китай является крупнейшей страной-поставщиком для Дальнего Востока России, вторым по величине импортером для региона и основным источником иностранного капитала. Все больше китайских предприятий становятся резидентами ТОРов (территория опережающего развития) и Свободного порта Владивосток. Согласно статистическим данным, китайские предприятия инвестировали в 28 проектов на Дальнем Востоке, включая такие сферы, как лесное хозяйство, сельское хозяйство, строительные материалы, легкая промышленность, горнодобывающая промышленность, торговля. Общий объем инвестиций составил около 4 миллиардов долларов.

Россия в настоящее время — единственный крупный поставщик товаров и услуг военного назначения в Китай.

Осуществляется сотрудничество в области туризма. По итогам 2017 года Россию посетили 1,478 миллиона туристов из КНР (за 2016 год — 1,289 миллиона человек). Китай с туристическими целями в 2017 году посетили 2,003 миллиона россиян (за 2016 год — 1,676 миллиона россиян).



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «o.kukushkin»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация