СОДЕРЖАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Торопова Анастасия Игоревна1, Домнина Анна Ивановна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В статье рассмотрены основные элементы и особенности древнерусской архитектуры. Указано содержание жилых помещений и храмовых построек.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Торопова А.И., Домнина А.И., Мочалова А.С., Шамина Е.М. Содержание древнерусской архитектуры // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89200 (дата обращения: 19.04.2024).

Древнерусская архитектура представляет собой временной от крещения Руси и до времен правления Петра I.

Так, крещение Руси повлияло на жизненный уклад народа, на его искусство и архитектуру. На Руси начали строить храмы, а поскольку христианская вера пришла из Византии, то и первые храмы строили как копии религиозной архитектуры Третьего Рима.  Гражданские же постройки того времени сохранили черты традиционной русской самобытности. Все постройки были из дерева. Были и каменные строения, но по форме и содержанию они ничем не отличались от деревянных застроек.

Все дома ставили из дерева. Это недорого, доступно и очень комфортно для жизни. Дерево позволяет создавать в помещении микроклимат, очень комфортный для проживания, в любое время года. Однако, дерево очень хорошо горит. Особенно в те времена, когда регулярно бушуют войны. А с другой стороны – дерево позволяет очень быстро возвести новое строение.

Узнаваемая конструкция проемов, которая позволяла сохранять прочность сруба, и знаменитые конструкционные покрытия строений (шатровые, высокие двускатные и знаменитые «бочечные»), покрытия из горизонтальных венцов и многое другое [3].

В основе зодчества того времени лежит самая простая рубленная из бревен клеть. Изба – отапливаемая плеть. Если дом большой и богатый, то его называли гридницей. Она предназначалась для пиров и для приема пищи в случае торжеств и праздников. Это было красивое помещение как внутри, так и снаружи. Его строили отдельно от жилого помещения и чаще всего располагали в передней части хором.

В XIII – XV веке появились формы кровли, в том числе и фигурной кровли, в моду вошла позолота, использование в украшении зданий национальных орнаментов, также применялась живописная роспись.

На третьем этаже хором над горницей располагался Терем. Вокруг терема ставили «гульбища» –  балконы. Поскольку на Руси в теремах жили женщины, то у терема были красные окна во всех стенах. В горнице обязательно располагалась четырехугольная или круглая русская печь с изразцами. Помещение горницы делилось перегородками (стенами) на каморы и чуланы [2.

Светлица – это улучшенная горница. Из названия следует, что в этом помещении было много света. В светлице окна прорубались не менее чем в трех стенах, когда в горницах только в одной. Традиционно светлицы предназначались для рукоделия.

Спускаемся ниже и попадаем из горницы в подклеть. Они предназначались для хозяйственных нужд таких, как складские помещения (погреба) и для проживания прислуги.

Сенями на Руси называли деревянные переходы между помещениями. В старину княжеский дворец назывании сенями или сенницей.

Кроме сеней существовал ещё и сенник – не отапливаемые сени с окнами. Здесь устраивали брачные постели. По традиции над молодыми в их первую ночь не должно быть земли, так как земля напоминает о бренности всего живущего.

Хоромами на Руси  назывались все жилые и хозяйственные постройки внутри двора, принадлежавшие одному владельцу. Простыми хоромами мог владеть любой свободный человек, это был не обязательно дворец или купеческие палаты [1].


Библиографический список
  1. Мишина, И.В. История церковной архитектуры : учебное пособие / И.В. Мишина, Н.Г. Кузнецов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Высшая школа народных искусств (институт). – Санкт-Петербург : Высшая школа народных искусств, 2017. – 158 с.
  2. Курило, Л.В. История архитектурных стилей : учебник / Л.В. Курило, Е.В. Смирнова ; Российская международная академия туризма. – 3-е изд. – Москва : Советский спорт, 2012. – 216 с.
  3. Садохин, А.П. История мировой культуры : учебное пособие / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Торопова Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация