ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК КАТЕГОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Гапликова Мария Ивановна
Российский государственный социальный университет
студент (магистр)

Аннотация
Актуальность данной темы обусловлена значимостью социальной работы в современном обществе и общим увеличением количества детей оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гапликова М.И. Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной работы // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89097 (дата обращения: 14.03.2024).

Еще сто лет назад не существовало нормативного правового акта, который закреплял бы права и свободы детей. Раньше судьбой ребенка распоряжались родители, поскольку они решали, где дети будут жить, куда и когда пойдут учиться и работать. С развитием общества и государство в своей политике определяет защиту прав и свобод детей как приоритетное направление деятельности в связи с тем, что данная категория граждан не способна отстаивать свои права, ввиду своей физической и психологической незрелости. Отдельную категорию несовершеннолетних составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Действующее законодательство определяет детей сирот как лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Категория детей, оставшихся без попечения родителей, включает детей в возрасте до 18 лет, которые остаются без попечения единственного или обоих родителей по одной из следующих причин: отсутствие родителей или потеря родительских прав; ограничение родительских прав; признание родителей пропавшими, некомпетентными или частично дееспособными, находящимися в медицинских учреждениях; отбытие срока лишения свободы родителей в учреждениях, проводящих лишение свободы в тюрьмах, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонение родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, отказ родителей забирать своих детей из учебных заведений, медицинских учреждений социальной защиты населения и аналогичных учреждений. Этот перечень причин может быть расширен иными случаями признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Очень важно отметить, что дети, лишенные возможности воспитываться в семье по вышеперечисленным причинам, составляют категорию людей, особо нуждающихся в опеке и заботе со стороны государства. Это обусловлено тем, что такие дети оказываются в ситуации стресса, а значительная доля попадает в учреждения интернатного типа, где их существование будет отличаться от жизни обычного ребенка. В связи с этим государство обязано закрепить за такими детьми не только права, присущие любому человеку, но и дополнительные меры поддержки, которые способствовали бы успешному функционированию воспитанников в социуме, по окончании пребывания в учреждениях интернатного типа.

Социальные сироты – это социальное явление, вызванное присутствием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они лишены родительских прав, родители считаются недееспособными, пропавшими без вести и т. д.

Социологи определили ряд причин возникновения сиротства сегодня: отказ от детей при рождении, лишение родительских прав из-за полного безразличия к проблемам детей, их здоровью, образованию, иногда из-за смертельной опасности, жестокого обращения и насилия. Это можно увидеть в семьях алкоголиков, наркоманов, умственно отсталых и родителей, которые находятся в тюрьме или на длительном принудительном лечении. Обычно такие дети признаются сиротами в соответствии с законодательством Российской Федерации и получают полную государственную поддержку. Большинство проблем, связанных с определением статуса ребенка как сироты, решаются с учетом его возраста, наличия родственников, которые готовы участвовать в судьбе ребенка, его воспитании и материальной поддержке. Например, ребенка в возрасте до 3 лет обычно помещают в детский дом. Затем он переезжает в дошкольный детский дом, школу-интернат и другие государственные образовательные или медицинские учреждения.

Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в приют, классифицируются как «подкидыши». Около 60% родителей отказываются воспитывать ребенка в роддоме. 60% матерей, чьи дети попадают в приют, являются одинокими матерями. Часть матерей ссылается на недостаточную умственную зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей попадают в приют от родителей-алкоголиков.

Сироты – это дети в возрасте до 18 лет, родители которых умерли. Социальный сирота – это ребенок с биологическими родителями, которые не заботятся о ребенке и не заботятся о нем и не воспитывают. В этом случае общество и государство заботятся о детях. В отношении них используется термин «дети, оставшиеся без попечения родителей» – это дети-сироты или те дети, которые больше не могут оставаться с родителями, потому что от них отказались родители из-за болезни, лишения свободы. Сюда включают детей с ограниченными возможностями, которые были взяты на попечение правительством. Дети, оставшиеся без попечения родителей, живут в детских домах, больницах, правительственных зданиях или школах-интернатах в учреждениях для инвалидов. Предоставление государственного обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, требует бесплатного питания, одежды и общежитий во время их пребывания в соответствующем государственном учреждении или возмещения их полной стоимости, если по крайней мере один из этих видов помощи отсутствует.

Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, включает в себя целый ряд технологий, направленных на решение основных проблем, с которыми сталкиваются ученики школ-интернатов.

Чтобы получить доступ к таким средствам, дети должны пройти ряд диагностических мероприятий, которые позволяют специалистам оценить психологическое и физиологическое состояние ребенка.

Социальная диагностика – это аналитическая, начальная стадия базовой схемы социальной работы, включающая дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем, условий и взаимоотношений людей [4, с. 206]. Использование такой технологии помогает выявлять другие типы проблем, и позволяет вам эффективно работать с вашим ребенком, чтобы еще больше устранить возникающие проблемы и обеспечить комфортную жизнь учащемуся в школе-интернате.

Социальная диагностика состоит из нескольких этапов. Первый – это предварительное знакомство с объектом, где получена общая информация о клиенте. На втором этапе ищут человеческие проблемы и изучают их подробно. На последнем этапе делают выводы. Эта технология содержит три аспекта, которые тесно связаны между собой. Эти аспекты помогут профессионалам в будущем создать психологический и эмоциональный портрет ребенка, который поступил в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [6, с.22].

Также важной является диагностика интеллектуального статуса и психического здоровья людей (особенно детей), выполняемая психологами и психиатрами. Эта диагностика не только предоставляет данные, чтобы помочь учащимся понять их проблемы, но также помогает разработать или применить существующую стратегию последующего ухода: психолого-педагогическая коррекция и выравнивание для облегчения обучения детей в обычной школе, а также процедура последующих действий. Рассматривается дело, связанное с психологической, медицинской и образовательной комиссией по доставке ребенка в школу помощи, для лечения заболевания, которое вызывает различные трудности [5, с.1].

Коррекция – как технология социальной работы позволяет улучшить состояние детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью преодоления негативных отклонений в их социальном функционировании. Эта работа также влияет на психологический компонент, изменяя отношение сирот к происходящему с ними и вокруг них, на развитие терпения, внимания, понимания и способности видеть и полагаться на позитив [2, с.243].

К частным технологиям социальной работы с детьми-сиротами относятся: арт-терапия, игровая терапия, психодрама и т. д. Корректирующие методы для таких технологий используются, когда поведенческие проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связаны с умственными недостатками, неполноценностью центральной нервной системы и социально-образовательным пренебрежением. Для решения таких проблем необходимо применять программы развития и работать с детьми (обучение должно включать имитацию семейных отношений и семейных ролей), а также методы развития социальных контактов в учебных группах для развития коммуникативных навыков [1, с.10].

Использование таких методов и технологий основано на том факте, что все учащиеся, поступающие в такие учреждения, имеют различные виды деформаций. Это связано с тем, что дети в семьях часто подвергаются физическому и психологическому насилию со стороны взрослых. Для восстановления утраченных семейных ценностей и нормального восприятия семьи требуется коррекция семейных отношений. В будущем такой ребенок сможет самостоятельно воспринимать семью, ее ценности и традиции и создавать совершенно гармоничные и пропорциональные отношения.

Для решения проблемных ситуаций и преодоления страхов сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применяют методы игровой терапии, арт-терапии и психодрамы. Такие методы основаны на самовыражении ребенка и адекватном решении его проблемы.

Одной из актуальных и социально значимых задач социальных институтов является поиск путей снижения роста количества социальных сирот, и повышения эффективности профилактики. Профилактика является одним из наиболее перспективных и важных мероприятий в социальной работе по преодолению такой проблемы.

Согласно точки зрения авторов энциклопедического словаря социальной работы Л. Э. Кунельского и М. С. Мацковской под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов [3, с.13].

Зачастую первичная профилактика требует комплексного подхода, который управляет системами и структурами, которые могут предотвращать потенциальные проблемы или решать проблемы. Профилактические меры на государственном уровне, осуществляемые с помощью системы мер по улучшению качества жизни, минимизации факторов социального риска и созданию условий для реализации принципа социальной справедливости, называются социальной профилактикой. Социальная профилактика создает необходимый фон, на котором более успешно реализуются все другие формы профилактики: психологические, образовательные, медицинские и социально-образовательные.

Первичная профилактика – это комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование  поведения. Следует отметить, что первичная профилактика (актуальность, полнота и преемственность) является наиболее важным видом профилактической меры в области предотвращения расхождений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социальных, психологических, правовых и иных мер для работы с несовершеннолетними, имеющими девиантное и антиобщественное поведение (систематическое пропускание занятий и конфликты со сверстниками, имеющими семейные проблемы). Основными целями вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком серьезного преступления, проступка или правонарушения.

Третичная профилактика – это комплекс социально-психологических и правовых мер, направленных на предотвращение совершения преступления молодым человеком, покинувшим специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Основной целью профилактических мер в социальной работе является выявление причин и условий, приводящих к отклонениям в поведении социальных объектов, а также предотвращение и снижение вероятности отклонений от социально-экономических, правовых, организационных, образовательных, психологических и педагогических вмешательств.

Профилактическая работа для специалиста по социальной работе является критически важной способностью точно и гибко ориентироваться в любой ситуации, объективно сочетать с фактическим материалом научной безопасности, со всеми причинами отклонения, тщательно изучать условиями, при которых это стало возможным.

В соответствии с вышесказанным, профилактика относится к научно обоснованным и своевременным мерам, направленным на:

-        предотвращение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;

-        избежание возможных физических, психических и социокультурных отклонений между разными людьми и социальными группами;

-       сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Помощь им в достижении своих целей и раскрытии их внутреннего потенциала.

Профилактические меры различаются в зависимости от характера и причины социальных отклонений. Таким образом, профилактические меры могут быть определены как нейтрализующие; предотвращающие возникновения обстоятельств, приводящих к социальным отклонениям; устранение этих обстоятельств; продолжающие профилактическую работу. Отсюда следует, что профилактика должна осуществляться в форме программы запланированных мероприятий для достижения желаемого результата, во избежание возможных проблем и для мониторинга последующего статуса социального объекта. Эффективность социальной профилактики во многом определяется профессионализмом заинтересованного лица и сложностью профилактического применения. Социальная профилактика создает условия для нормального процесса социализации личности, основанного на приоритете принципов законности и морали, и тем самым формирует основу для благополучия семьи и социальной стабильности общества в целом. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением авторов Русского энциклопедического словаря по социальной работе о том, что все население нуждается в профилактике, но есть и приоритетные области для их использования, есть группы, которые нуждаются в этом больше. В эти социальные группы входят дети, подростки, инвалиды, пожилые люди, люди с антиобщественным стилем жизни, люди с временными трудностями и другие. Принимая во внимание социальный статус, статус этих групп населения, потребности общества в предотвращении многих социальных проблем, создается профилактическая работа. Предотвращение семейных неурядиц как фактор социального сиротства является одной из важнейших форм профилактики в практике социальной работы.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1) профилактика социального сиротства является реальной необходимостью. Важна общая организация профилактической работы в данной области по отношению ко всему контингенту несовершеннолетних и их семьям;

2) профилактика социального сиротства включает систему мер, связанных с расследованием и прогнозированием безнадзорности, бездомности и социального сиротства несовершеннолетних с целью предотвращения негативных факторов, влияющих на образование и развитие личности;

3) работа по профилактике социального сиротства при подготовке молодого поколения к ответственному воспитанию детей должна начинаться с формирования позитивного отношения родителей через разработку и реализацию программ, способствующих формированию правильного подхода к формированию семьи у молодежи.

Негативная динамика развития социального приюта в нашей стране, таким образом, решительно определила важность социальной профилактики. Приоритет должен быть отдан технологии раннего выявления семейных проблем. Предметом этой технологии является даже не ребенок, а вся семья. Только эта помощь будет эффективной, направленной не только и не столько на ребенка, сколько на его непосредственное окружение, чтобы сохранить для него биологическую семью.


Библиографический список
  1. Белопашенцева А. С. Технологии социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / А. С. Белопашенцева // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». – 2016. –С. 5-18.
  2. Дружинина А. А. Основные направления социально-педагогической работы по формированию самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. А. Дружинина // Вестник ТГУ. – 2015. – №8 (148). – С. 240-249.
  3. Егорова М. О. Профилактика сиротства как актуальная задача социальных служб / М. О. Егорова //Социальная работа. – 2007. – №5. – С. 13 – 14.
  4. Желиготова Р. М. Адаптационные перспективы детей-сирот – выпускников государственных попечительских учреждений / Р. М. Желиготова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – № 11. – С. 202-208.
  5. Кочетова А. П. Социализация подростков в условиях интернатного учреждения / А. П. Кочетова // ПНиО. – 2014. – №2 (8). – С. 1-2.
  6. Ростовская И. Б. Методика индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра / И. Б. Ростовская, Л. П. Четвергова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2000. – №1. – С. 22.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гапликова Мария Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация