СТАНОВЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Хмызова Анна Юрьевна
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
студент 1 курса бакалавриата

Аннотация
В данной статье обсуждается право Европейского союза. Оно очень актуально, ведь это экономическое и политическое объединение представляет собой одну из наиболее развитых интеграционных группировок в мире. Европейский союз на настоящий момент времени состоит из 28 государств.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Хмызова А.Ю. Становление, основные этапы и перспективы развития права Европейского союза // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/04/89141 (дата обращения: 29.03.2024).

Научный руководитель: Власова Галина Борисовна,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

доктор юридических наук, доцент кафедры «Теория и история государства и права»

ЕС был создан из-за вновь появившихся противоречий после Второй мировой войны. С наибольшей силой проявился интернациональный подход, связанный с характером современного производства и уз­кими национально-государственными границами функцио­нирования. Помимо этого, до начала 90-х гг. западноевро­пейское объединение имело 2 противоположные общест­венные системы – капиталистическую и коммунистическую. Запад­ноевропейские страны стремились преодолеть негативные события двух мировых войн, а также исключить вероятность возникновения  новых милитаристских действий в будущем.

После Первой мировой войны идея объединения Европы упоминалась в политических обсуждениях, однако решений так принято и не было. Но уже после Второй мировой войны европейские лидеры пришли к выводу, что сотрудничество и общие усилия способствуют обеспечению мира и  стабильности в Европе. К решению вопроса  пришли 9 мая 1950 года после заявления Роберта Шумана – министра иностранных дел Франции, который предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии.

Идея была реализована 18 апреля 1951 году в Парижском Договоре между  странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Вскоре после подписанного договора сферы взаимодействий расширились. Стоит заметить, что он объединил некоторых из бывших врагов во время войны, создав совместное производство угля и стали, основные ресурсы которых ранее занимали центральное место в военных действиях.

В 1957 году Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Он способствовал ликвидации всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала. С 1962 г. была организована еди­ная сельскохозяйственная политика, создан единый аграрный рынок. В 1963 г. было подписано Яундское соглашение с рядом развивающихся стран (Алжир, Марок­ко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия) для них появилась возможность беспошлинного ввоза в ЕС промышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров.

В 1967 г. была создана структура, существующая сегодня, которая стала включать такие   институты, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. На протяжении долгого периода времени происходило формирование таможенного союза с 1968 до 1986 гг. и дальнейшее расширение сферы дея­тельности ЕС. В 1984—1987 гг. была принята «рамочная» комплексная программа, которая позволила создать планирование научно-тех­нической деятельности. С помощью нее с 1985 г. начала действовать многоцелевая программа со­трудничества 19 стран Европы — «Эврика».

В 1975,1979 и 1984 гг. были приняты Ломейские конвенции, которые способствовали увеличению количества развивающихся стран, взаимодействующих с ЕС (с 20 до 66). К этому этапу относится начало интеграции в валютно-финансовой сфере: с 1979 г, начала функционировать европейская валютная система.

В этот период страны ЕС перешли к проведению единой политики в конкретных отраслях: энергетике, транс­порте, вопросах социального и регионального развития.

Четвертая Ломейская конвенция 1989 г. увеличила чис­ло развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69. В 1991 г. подписано Соглашение о создании Единого Европейского экономического пространства (ЕЭП) между ЕС и 3 странами ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли). В договоре о ЕЭП указывалось свободное движение товаров, услуг, капиталов и лю­дей между странами Западной Европы; сотрудничество в области науки, образования, экологии и социального обес­печения; создания единой правовой системы.

Маастрихтский Договор 1992 года заложил фундамент Европейского Союза: Европейское Сообщество, межправительственное сотрудничество в международной политике и в области безопасности, а также в правосудии и внутренних делах. [1]

Выделяют конкретные этапы становления ЕС:

1-й этап — 1990—1993 гг. — валюты всех стран включились в общее пользование в рамках европейской валют­ной системы и убираются валютные ограничения;

2-й этап — 1994—1998 гг. — создание Европейского ва­лютного института и усиление координации макроэконо­мической политики;

3-й этап — с 1999 г. — взаимная фиксация курсов ва­лют, введение единой валюты и создание Единого евро­пейского ЦБ;

4-й этап – подписание Ниццкого договора, начавшего действовать в 2003 году,  были попытки создать конституцию для Европы, после ее неудачи состоялось подписание договора в Лиссабоне в декабре 2007 г. [2]

Лиссабонский договор способствовал становлению и развитию права ЕС. Было положено установление единого правопорядка, единой правовой системы в пределах стран Европейского союза и коренных изменений в организационную и институциональную структуры ЕС. Он заменил не вступившую в силу Конституцию ЕС, а также внес изменения в уже действующие соглашения. Именно этот договор стал отправной точкой анализа права Европейского союза. [3]

Целью работы является выделение особенностей права ЕС; определение принципов права Европейского союза; уточнение процесса принятия законодательных актов Европейского Союза, а также их возможный пересмотр при изменении правовой среды; определение перспектив развития ЕС.

До появления ЕС существовала дефиниция «право Европейских сообществ», лишь после его появления в Конституции стало указываться «право Европейского союза». Право ЕС — система правовых норм, регулирующая отношения между странами-участниками, с указанием времени создания и функционирования европейских властных институтов, связанные взаимными обязательствами.

Как самостоятельная система, право Европейского союза имеет свои специфические особенности:

  1. Право ЕС является автономной правовой системой, не эквивалентной национальному праву государств-членов, а также и международному праву. Этого условия должны придерживаться не только субъекты права ЕС и его институты, но также физические и юридические лица, находящиеся под его юрисдикцией. С этой официальной позицией ЕС не могут не считаться также третьи государства и международные организации, поддерживающие отношения с ЕС. Например, официальные представители РФ, назвав право Европейского союза лишь разновидностью международного права, могут поставить под угрозу дальнейшие взаимодействия России со странами-членами ЕС.
  2. Существующие акты указывают на различие в  понятиях «правовая система» и «правовые достижения ЕС». Акты и решения имеют прямое действие и подлежат прямому следованию на территории стран ЕС. Уже принятые ранее акты являются обязательными для выполнения всеми вновь вступающими в ЕС государствами. ЕС не гарантирует в правовом аспекте вступающим в его состав государств всех ранее заключенных ЕС соглашений. «Правовые достижения ЕС»: «Acquis communautaires» — весь комплекс норм права Европейских сообществ, обычно рассматривают в качестве синонима терминов «право Европейских сообществ» и «коммунитарное право»;

«Acquis de I`Union» — это понятие обозначает совокупность юридических норм, возникших в процессе развития ЕС, и фактически совпадает по значению с термином «право ЕС»;

«Schengen acquis» — в переводе «шенгенские достижения» — «шенгенское право». Подразумевает совокупность норм, регулирующих условия въезда, выезда и передвижения физических лиц по территории государств—членов ЕС, включая условия и порядок получения единой (шенгенской) визы.

Являясь союзом стран, в котором каждая страна имеет свою самобытную историю,  источниками  права ЕС считаются национальные правовые системы и устоявшиеся традиции, обычаи стран-членов ЕС. Правовые системы (семьи) этих стран также различны. В странах англосаксонского общего права главенствующую роль занимают судебные прецеденты. В пределах романо-германской правовой семьи (большинство стран-членов ЕС), доминирующее положение занимают писаные нормативные правовые акты.

В  официальных публикациях EUR-Lex: Access to European Union law право ЕС делится на: первичное (учредительное), вторичное (производное) и третичное (дополняющее).

Нормы первичного права обладают верховенством по отношению к нормам вторичного и третичного права. Они характеризуются тем, что европейские интеграционные объединения создаются на основе учредительных договоров, заключаемых между государствами-участниками. Изначально таких было только 6. По мере усовершенствования интеграции их число возросло до 27. Присоединение к учредительным актам ЕС — одно из важных условий вхождения в Европейский союз. Учредительные договоры образуют правовую основу и главный источник права ЕС. Наиболее значительным стал Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, подписанный в Риме 25 марта 1957 года. Как говорилось ранее, в 1992 году образовался Европейский союз. Его правовую основу составляет Договор о Европейском Союзе. В результате сформировались два основополагающих учредительных акта — Договор о Сообществе (термин «экономическое» был изъят из употребления в 1992 году) и Договор о Союзе. После некоторых корректировок он действителен в наши дни.

Вторичное право образуют правовые нормы, которые издаются в качестве юридически обязательных предписаний институтами ЕС и регулируют в рамках юрисдикции ЕС отношения между субъектами права ЕС. Их выполнение обязательно как для частных лиц (физических и юридических), так и для государств-членов и институтов ЕС. Они действуют и применяются в рамках ЕС в соответствии с целями и принципами последних и в пределах их юрисдикции. Именно нормы вторичного права гарантируют функционирование интеграционных объединений и их институтов, достижение поставленных целей и решение задач, стоящих перед ними. Главные отличительные особенности их правового действия – верховенство по отношению к национальным правовым нормам, прямое действие, интеграция в национальное право и обеспеченность защитой юрисдикции.

К третичному праву соглашения и конвенции, заключаемые государствами-членами в целях реализации предписаний, указанных в учредительных договорах. Являются закрытыми соглашениями, действующие в рамках ЕС, а также принимаемые при участии институтов ЕС и подлежащие обязательной и единогласной ратификации стран-членов ЕС. Документы, относящиеся к третичному праву обычно содержат оговорку, подчиняющую их юрисдикции Суда ЕС. К таким документам относятся, например, Брюссельская конвенция о взаимном признании компаний 1968 г., Конвенция об устранении двойного налогообложения 1990 г. Иногда к категории норм, дополняющих право ЕС, относят соглашения между институтами, внутренние регламенты институтов. Суд ЕС частично признает их источниками права при условии, что они имеют юридические последствия для третьих лиц или используются Судом ЕС при объяснении правовых норм, т.к. позволяют судить о планах сторон или институтов ЕС. Некоторые юристы рассматривают эти акты не как составную часть третичного права, а как особые случаи вторичного права.

Можно заметить, что первичное право занимает главенствующее положение, определяя цели и формы интеграции. Вторичное право основывается на принятых документах первичного права. Оно гарантирует функционирование Европейского союза.  Нормы вторичного права не должны противоречить первичному. Третичное право уточняет вторичное, регулирует сферу, находящуюся вне прямого регулирования институтов (сфера специальных компетенций).

Особым источником права Европейского союза являются международные договоры. Их особенность заключается в том, что страна-член ЕС, подписывая с третьей стороной соглашение, должна опираться на учредительные договоры, действующие в пределах союза.

Стоит заметить, что принципы права Европейского Союза или содержатся в учредительных договорах или проистекают из практики Судов ЕС.

К функциональным принципам относятся принцип верховенства права и принцип прямого действия.

Принцип верховенства права Европейского Союза означает, что нормы ЕС имеют большую юридическую силу, чем правила, существующие в пределах государств-членов. Они главенствуют над государственным национальным правом стран-участников. Этот принцип является неписаным, из-за отсутствия его закрепления в учредительных договорах ЕС. Однако он является фундаментальным правилом, действующим в пределах Европейского союза. Он свойственен как для нормативных актов, принимаемых в рамках ЕС (учредительный договор, акт органа международной организации, соглашение с каким-то третьим государством), так и для актов внутреннего права государств-участников (Конституция). Помимо этого, применение данного принципа не зависит от того, когда была принята норма национального права: до или после вступления в силу не соответствующей ей нормы права ЕС. Норма права  Европейского союза в любом случае будет занимать лидирующую позицию при принятии решения.[4]

Принцип прямого действия права ЕС – органы ЕС могут самостоятельно регулировать общественные отношения, предоставлять гражданам права и возлагать на них обязанности. В случае если физическое или юридическое лицо государства-члена ЕС обратится в национальный суд с требованием о защите своих прав по законодательству Европейского союза, суд государства должен предоставить ему такую защиту. Однако данный принцип имеет несколько ограничений: не распространяется на нормы, принятые по второй (общая внешняя политика и политика без­опасности (ОВПБ)) и третьей опоре (сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО), а также не распространяется на нормы, принятые в сфере, охватываемой разделом Договора о ЕС «Визы, предоставление убежища, иммиграционная политика и другие направления политики, связанные со свободой передвижения людей», не распространяется на нормы, принятые во исполнение обязательств по соглашению о едином экономическом пространстве с Австрией, Швецией и Финляндией до вступления этих стран в ЕС в 1995 году.

Общие принципы права — начальные основы правового регулирования, действующие во всех областях ведения Европейского союза и встречающиеся также в праве других стран, не входящих в ЕС.

К числу общих принципов права ЕС относятся:

  • обязательность соблюдения основных прав личности и свобод граждан (соблюдение права собственности);
  • процессуальные права и гарантии применительно к делам, рассматриваемым наднациональными институтами: право на защиту, конфиденциальность общения с адвокатом, право быть заслушанным;
  • принцип правовой определенности, или правовой безопасности, согласно которому законодательство ЕС должно быть ясным и предсказуемым для всех субъектов. Данный принцип, в частности, не разрешает придавать обратную силу мерам, ухудшающим положение лиц по сравнению с действующим правовым регулированием;
  • принцип недискриминации, суть которого заключается в том, реализуется равное отношение ко всем людям независимо от государственной принадлежности, пола, расы, этнического происхождения, религии или мировоззрения, физической неполноценности, возраста и сексуальной ориентации;
  • принцип пропорциональности, который позволяет ограничивать и регулировать действия органов Европейского союза.  В соответствии с ним, меры, принимаемые органами ЕС, не должны выходить за рамки действий, нужных для реализации целей договоров;
  • принцип субсидарности означает, что решения следует принимать на близком к гражданам уровне, помимо этого необходимо обращать внимание на то, чтобы те или иные действия  органов ЕС были обоснованы в пределах национальных, региональных или местных возможностей.

В 1990-е гг. ряд основополагающих, общих правовых принципов был закреплен непосредственно в Договоре о Европейском Союзе (ст. 6). Это принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и принцип правового государства. В случае их «существенного и устойчивого» нарушения (ст. 7) государство может быть привлечено к ответственности в виде лишения отдельных прав, вытекающих из членства в Европейском Союзе (например, права голоса его представителей в некоторых институтах и органах последнего).

До подписания Лиссабонского договора в 2007 г. придавался условный характер таким терминам как «законодательный процесс», «законодательные процедуры», т.к. отсутствовал нормативный правовой акт, имеющий силу закона. В соответствии со ст. 289 этого договора законодательными актами признаются регламенты, директивы, решения, принимаемые с помощью законодательных процедур ЕС.

Вид законодательной процедуры зависит от количества и роли принимающих в нее участия институтов. В обсуждении и создании правовых актов участвуют:

• Совет ЕС самостоятельно;

• Комиссия ЕС самостоятельно;

• Совет ЕС и Европейский парламентом совместно.

Помимо этого значимую роль играют консультативные органы, помогающие подготавливать правовые акты. Например, это могут быть союзы нанимателей и профсоюзы.

Лиссабонский договор выделяет 2 вида законодательных процедур:

  1. Обычная законодательная процедура – осуществление решения совместно Европейским парламентом и Советом ЕС по совету Комиссии, согласно ст. 289. Она служит аналогом процедуры совместного принятия решений до вступления Лиссабонского договора в силу;
  2. Специальная законодательная процедура – принятие решения или Европейским парламентом при участии Совета ЕС, либо Советом ЕС при участии Европейского парламента.  [5]

Традиционная международно-правовая процедура на протяжении долгого периода времени лежала в основе при внесении изменений и дополнений в учредительные договоры.  При корректировке актов происходили: подписание, ратификация странами-членами ЕС ревизионных договоров, т.е. договоров, имеющих поправки в разных положениях учредительных договоров.

Однако после принятия Лиссабонского договора эта процедура сильно изменилась. Теперь предоставляется право голоса в этом вопросе институту ЕС, представляющего всех граждан ЕС и  органу, избираемому прямым голосованием – Европейскому парламенту. При этом каждый участник ЕС имеет возможность накладывать вето на внесение любых корректировок в учредительные акты.

Поэтапная процедура пересмотра уже принятых ранее учредительных актов:

1. Обычная процедура пересмотра начинается с внесения в Совет ЕС “проектов, направленных на пересмотр Договоров”, т.е. в ДЕС, в ДФЕС или в 2 учредительных документа. Совет ЕС передает эти предложения руководителям всех государств-членов, а также уведомляет о них государственные национальные парламенты (ст.49 ДЕС). Изначально правом инициировать пересмотр обладали правительство страны-члена ЕС, а также главный исполнительный институт ЕС – Европейская комиссия. Сейчас это право имеет и Европейский парламент.

2. Если большинство руководителей участников ЕС поддерживают пересмотр учредительных документов, то Европейский совет после консультации с Европейским парламентом и Европейской комиссией созывает учредительное собрание Конвент. В его состав должны входить не только представители  национальных парламентов, глав государств или правительств, но также и представители ЕС в лице уполномоченных лиц Европейского парламента и Европейской комиссии. Конвент может не созываться, если вносимые поправки имеют малозначительный характер, однако чтобы его не созывать, необходимо специальное постановление Европейского совета, одобренное Европейским парламентом.

3. После принятия Конвентом рекомендации процедура пересмотра учредительных документов обсуждается на Конференции представителей правительств участников ЕС. Если поправка считалась незначительной, то Конвент не проводился. Конференция созывается на основании вердикта Европейского совета, определяющего ее мандат.

Ее задача – утвердить готовый текст ревизионного договора, подписываемого представителями всех стран-участников.

4. Подписанный ревизионный договор для вступления в силу должен пройти ратификацию во всех государствах-членах. Точных сроков ратификации статья не устанавливает, однако предусмотрен примерный срок – 2 года со времени подписания ревизионного договора. Если после этого срока 4/5 государств-членов ратифицируют ревизионный договор, а одного или несколько других стран-членов не устроят критерии для его ратификации, то Европейский совет должен поднять этот вопрос и принять меры для корректировки этого договора. Ни один участник ЕС не может быть принужден к ратификации ревизионного договора.

Также существует упрощенная процедура пересмотра, которая предполагает использование внесение поправок в конкретные положения учредительных актов. В частности, для внесения изменений в положения раздела  ”Внутренняя политика и деятельность Союза”  не нужен созыв Конвента, проведение Конференции и подписания ревизионного договора. Данная упрощенная процедура не может применяться для расширения компетенции ЕС. Причиной для упрощения процедуры может послужить  направление для увеличения демократизации порядка при издании правовых актов Европейским парламентом и Советом ЕС.  Демократизация –  расширение сферы применения законодательной процедуры, в пределах которой Совет ЕС и Европейский парламент имеют равные права на издание законодательных актов. [6]

Помимо этого в учредительные документы могут вноситься из-за приема новых участников ЕС, т.е. для увеличения количества учреждений ЕС, изменения долей стран-членов ЕС в уставном капитале Европейского инвестиционного банка. [7]

Хартия ЕС по правам человека, включенная в Лиссабонский договор также имеет индивидуальную процедуру пересмотра:

  1. Каждый из трех институтов, принявших Хартию, должен утвердить поправки в этот документ. Европейский парламент, Совет ЕС и Европейская комиссия действуют в соответствии с обычными внутренними процедурами принятия решений. Необходимым условием является то,  чтобы новая редакция Хартии была утверждена всеми институтами;
  2. Для приобретения новой Хартией обязательной силы, необходимо внесение поправок в ст. 6.  [8]

Право ЕС отличается превалированием в нем общих целей. Это связано с тем, что союз изначально создавался для осуществления общих планов. Правовые нормы, закрепленные в правовых актах, определяют направление развития ЕС, его структуру, функционирования как института и системы. Процесс интеграции конкретизирует запланированные цели, позволяет при совместных усилиях прийти к ожидаемым перспективам и достижению высокого уровня развития.

В связи с постепенным развитием и расширением ЕС, почти каждый документ содержит трактовку перспектив развития:

1. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (1957г.)  обращает особое внимание на постановку целей и задач экономического и социального развития с особым упором на экономических проблемах. В договоре указываются как краткосрочные цели, так и перспективы развития. Например, постепенное создание единого внутреннего рынка.
2. В Маастрихтском договоре целью является программа построения Экономического и валютного союза, определены этапы достижения поставленной задачи.
3. Договор о Европейском Союзе, в отличие от предыдущих документов, обращает внимание на проблемы внешней политики и безопасности, взаимодействие в области внутренних дел, обеспечение гарантий прав и свобод граждан.

Проблема роста угрозы безопасности участникам ЕС настоятельно требует выделения такого важного вектора как борьба с терроризмом.

4. Общие перспективы развития ЕС выражает главный документ, заменивший Конституцию – Лиссабонский договор. Особый упор делается на повышении и улучшении уровня занятости, обеспечении разумных социальных гарантий, борьбы против социальной изоляции, а также повышения уровня образования, возможность получения квалифицированной, профессиональной подготовки кадров, улучшение здравоохранения. Таким же важным пунктом является уменьшение дискриминации по расовым, половым, этническим, религиозным, возрастным признакам. Помимо этого целями являются обеспечение жизнедеятельности людей, например, требования о защите окружающей среды и обеспечении защиты прав потребителей. Экономический аспект также упомянут в договоре о естественных монополиях, о значении принципа открытости для обеспечения должного контроля.  Уделяется внимание зоне евро, но более углубленно она рассматривается в  специальных постановлениях, созданных при участии органов европейской зоны.

5. Главные, наиболее важные и существенные цели ЕС изложены в ст. 3 ДЕС. Они представлены в виде 5 пунктов. В пункте 1 выделяются 3 главных направления деятельности ЕС:

  • защита интересов мира (устранение внутренних границ, контроль на внешних границах);
  • продвижение ценностей ЕС;
  • поддержание и обеспечение благополучия и благосостояния народов ЕС.

6. Шенгенские договоренности ставят своей целью свободу передвижения лиц и свободу предпринимательской деятельности. Важное место занимает борьба с организованной трансграничной преступностью и терроризмом. [9]

Этот пункт рассчитан на перспективу, т.к. уровень терроризма и преступности еще высоки. В докладе «Ситуация в сфере терроризма в ЕС и её тенденции – 2018» полицейской службы Европейского союза (Европол) указывается, что в 2017 г. число терактов в Европе увеличилось на 45%; [10]

7. В новых изменениях, вносимых в уставные документы, особое внимание уделяется поддержке и развитию научного прогресса. Эта перспектива легко объясняется современными явлениями в мире. Усовершенствование технологий приводит к необходимости переобучать кадры, приобретать более новую технику и оборудование. [11]

Несмотря на наличие перспектив в учредительных документах Европейского союза, существует ряд проблем, существующих на сегодняшний день в праве ЕС. Так, избирательные права граждан государств-членов ЕС все-таки ограничены государственным национальным правом, в соответствии с которым решается, является ли данная личность гражданином страны-участника Европейского Союза или нет. Положения ст. 17 договора  ЕС ставят наличие гражданства ЕС в прямую зависимость от наличия гражданства страны-члена ЕС. [12]

Изменение границ ЕС стало насущным вопросом, требующим  решения. Он поднялся еще в 2014 году, когда произошли выборы в Европарламент. Выход Великобритании из состава ЕС (Brexit)  нанесет большой удар для всех участников Европейского союза. В начале июля 2018 года на сайте правительства Великобритании был опубликован документ “Будущее отношений между Соединенным Королевством и Европейским Союзом”, который является планом выхода страны из состава Европейского Союза. Дата выхода была назначена на 29 марта 2019 года, однако на последнем экстренном саммите Европейский союз дал Великобритании «гибкую рассрочку» до 31 октября 2019 года, т.е. она может выйти из состава союза ранее установленного срока.  [13]

Можно выделить примерные возможные негативные последствия для стран-членов:

  1. Экономические последствия – Ирландия, Бельгия, Чешская Республика, Мальта, Греция, Испания;
  2. Усиление евроскептицизма – Франция, Нидерланды, Австрия, Финляндия, Дания, Италия;
  3. Удар по моральному состоянию ЕС – Люксембург, Германия;
  4. Большое количество мигрантов из стран-союзников – Польша, Словакия, Литва, Румыния;
  5. Потеря сильного союзника – Венгрия, Швеция.  [14]

Также проблемой является правовое взаимодействие РФ и ЕС. В ходе последних событий участники Европейского союза отказываются сотрудничать с “представительством” Крыма, которое хотят открыть в Брюсселе. Официальный представитель ЕС заявил: “Позиция ЕС ясна: мы не признаем и не будем признавать так называемые самопровозглашенные “представительства” незаконно аннексированного полуострова Крым и не собираемся сотрудничать каким-либо образом с подобными учреждениями”. [15] Это лишает возможности РФ подписывать договоры со странами-членами ЕС в различных областях: экономической – налаживание поставок товара, политической – вести переговоры между ЕС и Россией.


Библиографический список
  1. Маастрихтский договор / Под ред. Борко Ю. А., Каргаловой М. В., Шемятенкова В. Г., Энтина Л. М. — М.: Интердиалект+, 1999.
  2. Ниццкий договор и  Хартия основных прав Европейского Союза / Под общ. ред. Энтина  Л. М., перевод с  франц. языка Луканина  Д. В.  — М.: Норма, 2003.
  3. Региональная интеграция и Европа / Под ред. Глухарева Л. И. — М.: Изд-во МГУ, 2001.
  4. Хохлов  И. И. Наднациональность в  политике Европейского Союза.  — М.: Междунар. отношения, 2007.
  5. Официальный сайт Европейского Союза [Электронный ресурс] URL: http://europa.eu.int
  6. Суд Европейских сообществ. М.: Норма, 2001.
  7. Кашкин С.Ю. Право Европейского Союза/учеб. 3-е изд. – М.: Юрайт, 2010.
  8. Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий / под ред. С. Ю. Кашкина. М.: Юриспруденция, 2001.
  9. Шенгенские соглашения. М.: Профобразование, 2000.
  10. Теракты [Электронный ресурс]. URL: http://yenitrt.com/russian/mir/2018/06/21/v-2017-ghodu-chislo-tieraktov-v-ievropie-uvielichilos-na-45-996461
  11. Энтин Л. М. Право европейского союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы. – М.: Изд-во «Аксиом», 2009. — 304 с.
  12. Проблемы и перспективы развития Европейского союза [Электронный ресурс].URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/04944a5cde8a2d5cc32571d5003cdcc9
  13. Последствия Брексита для Европы [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/politic/20160623/236949831.html
  14. Хроника «брексита» [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-47817410
  15. Как ЕС реагирует на крымских лоббистов в Брюсселе [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/как-ес-реагирует-на-крымских-лоббистов-в-брюсселе/a-46427638


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Хмызова Анна Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация