УДК 796.39

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ НА ПОЯСАХ

Урих Кристина Валерьевна
Елабужский институт Казанского федерального университета
студент

Аннотация
В данной работе проанализирована физическая подготовка спортсменов, занимающихся борьбой на поясах. Подведены итоги педагогического эксперимента, с помощью которого можно утверждать об эффективности применения в полугодичном цикле тренировки специального комплекса упражнений, направленных на сопряженное развитие физических качеств и формирование техники двигательных действий при замкнутой биокинематической цепи рук.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Урих К.В. Анализ физической подготовки юных спортсменов, занимающихся борьбой на поясах // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/12/90923 (дата обращения: 19.09.2020).

Научный руководитель: Волкова Кадрия Рафиковна
Елабужский институт Казанского федерального университета
доцент, кандидат филологических наук

С подписанием Министерством образования и науки приказа №889 от 30.08.2010г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, актуальность рассматриваемого вопроса для специалистов в области физической культуры, а особенно для учителей физической культуры, приобрела стратегическое значение. Поставлены такие задачи, как разработка и практическое проведение третьего урока физической культуры, определение его направленности, содержания, методическое обеспечение, используемые методы и средства.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность использования спортивной борьбы на третьем уроке физической культуры в общеобразовательной школе приобретает государственную, социальную, педагогическую значимость.[4]

Целью данной работы является сравнительный анализ физической подготовки юных спортсменов 11-12 лет с начала учебного года под конец семестра данного года.

Исходя из цели работы можно выделить несколько задач:

  1. Проанализировать разработанность данной темы,
  2. Провести анкетирование преподавателей-тренеров и самих учащихся,
  3. Оценить уровень физической подготовки спортсменов и дать рекомендации для усовершенствования степени подготовки.

В данной статье использованы эмпирические методы – опрос и наблюдение.

Данную тему изучали многие ученые, так как борьба на поясах является национальной борьбой в Республике Татарстан. Данную тему в своих трудах затрагивали: Хабибуллин И.З., Петров В.Р., Гайнанов Р.Ф., Свищёв И.Д., Аюпов Х.А., Валемеев А.А., Киямов Ф.Н..

Объектом статьи является борьба на поясах, предметом – физическая подготовка спортсменов на занятиях борьбой.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе физической подготовки юных спортсменов 11-12 лет, а также для совершенствования планирования тренировочных нагрузок спортсменов, занимающихся борьбой на поясах.

В наше время различные виды единоборств получили поддержку в их развитии и стали преподаваться в школах, вузах и т.д. Не обошли стороной занятия по национальному виду спорта – борьба на поясах. Развитие данных отраслей связано с низкой физической подготовкой юных спортсменов. Для укрепления состояния спортсменов требуются разработки новых тренировочных программ, которые будут определять объем и интенсивность средств физической и технической подготовки юных спортсменов.

Анализ методической литературы, нормативных документов и самой тренировочной программы по борьбе на поясах показал, что предлагаемые средства обучения спортсменов не являются достаточно эффективными средствами подготовки. В программах не затрагиваются подготовительные упражнения, которые обеспечивают комплексное развитие физических качеств и формирование подходящей структуры движений.[1]

С целью определения недостатков имеющихся программ подготовок, было проведено анкетирование преподавателей-тренеров (10 человек).

Анкета включала следующие вопросы:

  1. Какое количество времени, на Ваш взгляд, следует уделять обучению базовой технике и их усовершенствованию?
  2. Какими методами и приемами обучения следует пользоваться при первых занятиях?
  3. Какие виды захватов, на Ваш взгляд, входят в состав базовых захватов?
  4. Какие виды упоров считаются базовыми?
  5. Надо ли в начальном периоде обучать способам освобождения от захватов и упоров?
  6. Какие приемы относятся к базовым и в какой последовательности следует им обучать?
  7. Считаете ли Вы верным то, что при обучении основам техники (и в частности базовым приемам) следует чередовать их, чтобы разные приемы выполнялись во всех направлениях?
  8. Обязательно ли надо на этапе обучения базовой технике обучать элементам защиты?
  9. Нужно ли использовать игровые задания и в процессе базового обучения?
  10.  В каких видах соревнований должны принимать участие юные борцы?

После анкетирования стало понятно – минимальный процент уделяется выполнению специфик технических приемов, что по данным составило 75% ответов.

В своей работе сами тренера отметили недостаток подводящих упражнений, в структуре которых учитываются особенности техники приемов – (80%).

Только 20% тренеров не нашли недостатки в своих программах тренировок и считают себя высококвалифицированными тренерами в своей сфере.

Исходя из анкетирования, было проведено исследование юных спортсменов 11-12 лет в МБОУ «СОШ №6» в городе Елабуга. Были внесены некоторые изменения в тренировочную программу, которые обеспечивали комплексное развитие физических качеств и техники выполняемых приемов в борьбе на поясах.

С целью сравнения эффективности традиционной системы тренировки и занятий по предложенной методике был проведен педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент проводился с юными борцами на поясах 11-12 лет в течение с 01.09.2019- 01.12.2019 учебного года. В группе было 15 человек.

Для развития физических качеств были предложены упражнения с учетом основного условия в борьбе на поясах – захвата руками за пояс. Для развития силы, гибкости, ловкости:

  1. отжиматься на гимнастический мост; для этого принять положение упор лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки в упоре за головой;
  2. первый борец в высоком партере, второй – широко расставив ноги, встает верхом над нижним, положив руки на его затылок. Второй, нажимая, наклоняет голову вниз. Первый, преодолевая сопротивление, стремится поднять голову вверх;
  3. первый борец в высоком партере, второй – садится ему на спину, захватив голову двумя руками. Второй, преодолевая сопротивление нижнего, поднимает его голову на себя вверх, затем, уступая, возвращается в исходное положение;
  4. стоя на мосту, движения вперед до подбородка и обратно, касаясь ковра затылком и спиной;
  5. стойка на голове у стены с опорой руками или без нее. Движения головой вперед-назад-в стороны или круговые;
  6. стойка борца или стойка ноги врозь, руки у груди соединены в крючок. Перейти на мост, касаясь лицом ковра, затем рывками рук, поднимая таз вверх, вернуться в стойку.[3]

Для развития быстроты: бег 10 м., 20м., 30м., прыжки в длину с места (в руках резиновый жгут); подтягивание на перекладине за 20 с.; сгибание рук в упоре лежа за 20 с.( руки удерживают резиновый жгут); 10 бросков манекена через спину.

Кроме того, в комплексы упражнений для развития физических качеств включены упражнения для обучения броскам:

  1. стойка ноги врозь, руки на поясе (бедрах, за головой). Круговые движения туловищем в тазобедренных суставах с незначительным сгибанием ног в коленях;
  2. стоя на коленях, руки сзади. В быстром темпе прыжком перейти в присед на колени;
  3. борцы стоят лицом друг к другу в стойке ноги врозь, руки в стороны, соединив пальцы в крючок. Не распуская захвата, борцы поворачиваются спиной друг к другу. Первый, наклонившись вперед, прямыми руками перебрасывает второго через спину и ставит на ноги. Второй борец выполняет то же;
  4. находясь с борцом в правой стойке, захватив его руку и шею (плечо и шею), повернуться к нему спиной. Наклонившись вперед-влево, рывком перебросить соперника через спину. Во время выполнения упражнения, второй спортсмен свободной от захвата рукой обхватывает туловище первого и, оттолкнувшись от ковра и прогибаясь в пояснице, приземляется на ноги;
  5. первый борец в стойке ноги врозь с набивным мячом спиной ко второму. Расстояние друг от друга 3-5 м. Поочередно перебрасывать мяч через голову с задержкой в максимально прогнутом положении, сохраняя равновесие. [2]

В конце эксперимента были видны положительные изменения во всех участниках эксперимента.

Результаты контрольных испытаний в сгибании и разгибании рук в упоре лежа свидетельствуют о том, что применение на учебно-тренировочных занятиях комплекса специальных упражнений обеспечило эффективное улучшение результатов на 75,8%. У юных борцов на поясах, занимавшихся в рамках ОФП с использованием упражнений предложенных для эксперимента, среднее значение количества подтягиваний выросло в 2 раза.

Так же прирост был в следующих показателях:

  • показатели силы мышц кисти доминантной руки – на 13%;
  • поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30 сек. – на 15%;
  • значение степени развития скоростно-силовых качеств – на 12%;
  • показатели развития гибкости – на 30%;
  • показатели выносливости (бег) – на 11%.

Анализ полученных данных развития физических качеств и в целом физической подготовленности юных борцов на поясах позволяет утверждать об эффективности применения в полугодичном цикле тренировки специального комплекса упражнений, направленных на сопряженное развитие физических качеств и формирование техники двигательных действий при замкнутой биокинематической цепи рук.


Библиографический список
  1. Гайнанов Р.Ф. Борьба на поясах: программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Гайнанов Р. Ф., Свищёв И. Д., Аюпов X. А., Валемеев А. А.// М.: Советский спорт -2008. – 112 с.
  2. Давлетшин В. Т. Упражнения с кушаком как средство спортивной подготовки борца : метод.пособие/ Давлетшин В.Т. – Казань : КГГУ, 2005. – 40 с.
  3. Цандыков В.Э. Учебная программа по физической культуре на основе спортивной борьбы методическое обеспечение по реализации  программы на основе спортивной борьбы/ Цандыков В.Э. – 2012. – 173 с.
  4. Хабибуллин И.З. Национальная борьба курэш как элемент традиционной физической культуры башкирского народа.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07./ Хабибуллин И.З. – Уфа, 2008. – 227 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Урих Кристина Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация