Научный руководитель: Волкова Кадрия Рафиковна
Елабужский институт Казанского федерального университета
доцент, кандидат филологических наук
С подписанием Министерством образования и науки приказа №889 от 30.08.2010г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, актуальность рассматриваемого вопроса для специалистов в области физической культуры, а особенно для учителей физической культуры, приобрела стратегическое значение. Поставлены такие задачи, как разработка и практическое проведение третьего урока физической культуры, определение его направленности, содержания, методическое обеспечение, используемые методы и средства.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность использования спортивной борьбы на третьем уроке физической культуры в общеобразовательной школе приобретает государственную, социальную, педагогическую значимость.[4]
Целью данной работы является сравнительный анализ физической подготовки юных спортсменов 11-12 лет с начала учебного года под конец семестра данного года.
Исходя из цели работы можно выделить несколько задач:
- Проанализировать разработанность данной темы,
- Провести анкетирование преподавателей-тренеров и самих учащихся,
- Оценить уровень физической подготовки спортсменов и дать рекомендации для усовершенствования степени подготовки.
В данной статье использованы эмпирические методы – опрос и наблюдение.
Данную тему изучали многие ученые, так как борьба на поясах является национальной борьбой в Республике Татарстан. Данную тему в своих трудах затрагивали: Хабибуллин И.З., Петров В.Р., Гайнанов Р.Ф., Свищёв И.Д., Аюпов Х.А., Валемеев А.А., Киямов Ф.Н..
Объектом статьи является борьба на поясах, предметом – физическая подготовка спортсменов на занятиях борьбой.
Результаты исследования могут быть использованы в процессе физической подготовки юных спортсменов 11-12 лет, а также для совершенствования планирования тренировочных нагрузок спортсменов, занимающихся борьбой на поясах.
В наше время различные виды единоборств получили поддержку в их развитии и стали преподаваться в школах, вузах и т.д. Не обошли стороной занятия по национальному виду спорта – борьба на поясах. Развитие данных отраслей связано с низкой физической подготовкой юных спортсменов. Для укрепления состояния спортсменов требуются разработки новых тренировочных программ, которые будут определять объем и интенсивность средств физической и технической подготовки юных спортсменов.
Анализ методической литературы, нормативных документов и самой тренировочной программы по борьбе на поясах показал, что предлагаемые средства обучения спортсменов не являются достаточно эффективными средствами подготовки. В программах не затрагиваются подготовительные упражнения, которые обеспечивают комплексное развитие физических качеств и формирование подходящей структуры движений.[1]
С целью определения недостатков имеющихся программ подготовок, было проведено анкетирование преподавателей-тренеров (10 человек).
Анкета включала следующие вопросы:
- Какое количество времени, на Ваш взгляд, следует уделять обучению базовой технике и их усовершенствованию?
- Какими методами и приемами обучения следует пользоваться при первых занятиях?
- Какие виды захватов, на Ваш взгляд, входят в состав базовых захватов?
- Какие виды упоров считаются базовыми?
- Надо ли в начальном периоде обучать способам освобождения от захватов и упоров?
- Какие приемы относятся к базовым и в какой последовательности следует им обучать?
- Считаете ли Вы верным то, что при обучении основам техники (и в частности базовым приемам) следует чередовать их, чтобы разные приемы выполнялись во всех направлениях?
- Обязательно ли надо на этапе обучения базовой технике обучать элементам защиты?
- Нужно ли использовать игровые задания и в процессе базового обучения?
- В каких видах соревнований должны принимать участие юные борцы?
После анкетирования стало понятно – минимальный процент уделяется выполнению специфик технических приемов, что по данным составило 75% ответов.
В своей работе сами тренера отметили недостаток подводящих упражнений, в структуре которых учитываются особенности техники приемов – (80%).
Только 20% тренеров не нашли недостатки в своих программах тренировок и считают себя высококвалифицированными тренерами в своей сфере.
Исходя из анкетирования, было проведено исследование юных спортсменов 11-12 лет в МБОУ «СОШ №6» в городе Елабуга. Были внесены некоторые изменения в тренировочную программу, которые обеспечивали комплексное развитие физических качеств и техники выполняемых приемов в борьбе на поясах.
С целью сравнения эффективности традиционной системы тренировки и занятий по предложенной методике был проведен педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент проводился с юными борцами на поясах 11-12 лет в течение с 01.09.2019- 01.12.2019 учебного года. В группе было 15 человек.
Для развития физических качеств были предложены упражнения с учетом основного условия в борьбе на поясах – захвата руками за пояс. Для развития силы, гибкости, ловкости:
- отжиматься на гимнастический мост; для этого принять положение упор лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки в упоре за головой;
- первый борец в высоком партере, второй – широко расставив ноги, встает верхом над нижним, положив руки на его затылок. Второй, нажимая, наклоняет голову вниз. Первый, преодолевая сопротивление, стремится поднять голову вверх;
- первый борец в высоком партере, второй – садится ему на спину, захватив голову двумя руками. Второй, преодолевая сопротивление нижнего, поднимает его голову на себя вверх, затем, уступая, возвращается в исходное положение;
- стоя на мосту, движения вперед до подбородка и обратно, касаясь ковра затылком и спиной;
- стойка на голове у стены с опорой руками или без нее. Движения головой вперед-назад-в стороны или круговые;
- стойка борца или стойка ноги врозь, руки у груди соединены в крючок. Перейти на мост, касаясь лицом ковра, затем рывками рук, поднимая таз вверх, вернуться в стойку.[3]
Для развития быстроты: бег 10 м., 20м., 30м., прыжки в длину с места (в руках резиновый жгут); подтягивание на перекладине за 20 с.; сгибание рук в упоре лежа за 20 с.( руки удерживают резиновый жгут); 10 бросков манекена через спину.
Кроме того, в комплексы упражнений для развития физических качеств включены упражнения для обучения броскам:
- стойка ноги врозь, руки на поясе (бедрах, за головой). Круговые движения туловищем в тазобедренных суставах с незначительным сгибанием ног в коленях;
- стоя на коленях, руки сзади. В быстром темпе прыжком перейти в присед на колени;
- борцы стоят лицом друг к другу в стойке ноги врозь, руки в стороны, соединив пальцы в крючок. Не распуская захвата, борцы поворачиваются спиной друг к другу. Первый, наклонившись вперед, прямыми руками перебрасывает второго через спину и ставит на ноги. Второй борец выполняет то же;
- находясь с борцом в правой стойке, захватив его руку и шею (плечо и шею), повернуться к нему спиной. Наклонившись вперед-влево, рывком перебросить соперника через спину. Во время выполнения упражнения, второй спортсмен свободной от захвата рукой обхватывает туловище первого и, оттолкнувшись от ковра и прогибаясь в пояснице, приземляется на ноги;
- первый борец в стойке ноги врозь с набивным мячом спиной ко второму. Расстояние друг от друга 3-5 м. Поочередно перебрасывать мяч через голову с задержкой в максимально прогнутом положении, сохраняя равновесие. [2]
В конце эксперимента были видны положительные изменения во всех участниках эксперимента.
Результаты контрольных испытаний в сгибании и разгибании рук в упоре лежа свидетельствуют о том, что применение на учебно-тренировочных занятиях комплекса специальных упражнений обеспечило эффективное улучшение результатов на 75,8%. У юных борцов на поясах, занимавшихся в рамках ОФП с использованием упражнений предложенных для эксперимента, среднее значение количества подтягиваний выросло в 2 раза.
Так же прирост был в следующих показателях:
- показатели силы мышц кисти доминантной руки – на 13%;
- поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30 сек. – на 15%;
- значение степени развития скоростно-силовых качеств – на 12%;
- показатели развития гибкости – на 30%;
- показатели выносливости (бег) – на 11%.
Анализ полученных данных развития физических качеств и в целом физической подготовленности юных борцов на поясах позволяет утверждать об эффективности применения в полугодичном цикле тренировки специального комплекса упражнений, направленных на сопряженное развитие физических качеств и формирование техники двигательных действий при замкнутой биокинематической цепи рук.
Библиографический список
- Гайнанов Р.Ф. Борьба на поясах: программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Гайнанов Р. Ф., Свищёв И. Д., Аюпов X. А., Валемеев А. А.// М.: Советский спорт -2008. – 112 с.
- Давлетшин В. Т. Упражнения с кушаком как средство спортивной подготовки борца : метод.пособие/ Давлетшин В.Т. – Казань : КГГУ, 2005. – 40 с.
- Цандыков В.Э. Учебная программа по физической культуре на основе спортивной борьбы методическое обеспечение по реализации программы на основе спортивной борьбы/ Цандыков В.Э. – 2012. – 173 с.
- Хабибуллин И.З. Национальная борьба курэш как элемент традиционной физической культуры башкирского народа.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07./ Хабибуллин И.З. – Уфа, 2008. – 227 с.
Количество просмотров публикации: Please wait