УДК 348.9

ТЕОРЕТИКО–ПРАВОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСНОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО БРАКА

Бердникова Карина Эрфановна1, Чихутова Анастасия Дмитриевна1, Карпова Мария Александровна1, Седова Анастасия Сергеевна1, Юрина Виктория Михайловна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В современном мире одной из распространенных культур является ислам. В этой связи актуальной является тема исследования его различных правовых институтов, культур и правовой системы на них основанной. В данной статье анализируется институт брака и семьи мусульманского права, по которому можно сделать общее представление о правовом, экономическом, политическом уровне развития государства в целом.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бердникова К.Э., Чихутова А.Д., Карпова М.А., Седова А.С., Юрина В.М. Теоретико–правовые тенденции и основания действительности мусульманского брака // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/12/90686 (дата обращения: 04.02.2020).

Изменения, происходящие в XX-XXI вв. оказали большое воздействие на развитие исламской правовой семьи. В период, охваченный модернизацией, мусульманское право продолжало сохранять в своей культуре основные заповеди Корана, в основе которых лежало уважение к старшим, оказание взаимопомощи и поддержки старшим, что было испокон веков в структуре почитания предков. Все это находило свое отражение в отношении мусульман: это регулярное посещение родственников, празднование семейных праздников и соблюдение традиций и обычаев. Брак в мусульманском праве – это прежде всего вступление в состав общественных отношений, которые воспринимаются не как частные, а в значении большой семьи [4, 51]. В случае возникновения семейных конфликтов, действует помощь со стороны. В целях сохранения семьи авторитетный представитель общественности старается предотвратить конфликт в результате неспособности его участников этого сделать.

Главная цель мусульманского брака – создание семьи на основе привязанности и взаимного уважения. С точки зрения мусульманского права брак – это олицетворение защищенности, надежности, отношения, складывающиеся в результате создания совместного семейного уклада и ведения жизни [1, 58].

Все эти цели несут в себе философско–правовой подтекст. На сегодняшний день они остаются неизменными, однако с тенденцией развития общества появляются и новые основания. После окончания Второй мировой войны большое распространение получило создание маленьких (нуклеарных) семей [3, 38]. Влияние западноевропейских государств активно этому поспособствовало, поскольку постепенное укрепление позиции женщин в своих правах, модернизация, всеобщая индустриализация, урбанизация оказали некоторые изменения в структуре мусульманского права. К тому же, формирование новых экономических отношений способствовало молодым семьям покидать родительский дом. Потому только в консервативных мусульманских странах сохранились большие семьи, которые состоят из родителей, детей и их новых семей.

В зависимости от уровня развития социально – экономических отношений, уровня культуры в разных странах мусульманского права процесс развития института семьи происходит по-разному, однако можно сформировать следующие тенденции:

  • поскольку заключение брака происходит через посредников, у будущих жениха и невесты есть право участвовать в выборе будущего супруга и встречаться присутствии свидетелей до заключения брака;
  • возникновение помолвки, ранее неизвестное традиционному исламскому праву;
  • увеличение брачного возраста
  • отсутствие обязанности вступления в эндогамные браки;
  • раздельное проживание молодой семьи от родителей;
  • увеличение числа работающих женщин и приведение к разрушению патриархального уклада семьи;
  • укрепление моногамной семьи;
  • наличие в семье, как правило, не более трех детей.

Все эти тенденции указывают на высокую степень либерализации семейных отношений, но при сохранении старых укладов, не препятствующих многовековым традициям, в особенности правовой преемственности.

Современное мусульманское семейное право определяет основания действительности мусульманского брака.

Для действительности мусульманского брачного договора необходимо соблюдение следующих условий:

1)отсутствие оснований препятствующих заключению брака;

2) консенсус (согласие) партнеров;

3) определение выкупа невесте;

4) соблюдение формы.

Подробнее рассматривая эти условия, стоит отметить, что исламское право, как и каноническое обуславливает ситуации, в которых обе стороны или одна из сторон не может вступить в брак [2, 65]. Присущие обеим правовым системам основаниями являются единство религии и брачный возраст. Кроме данных общепризнанных оснований, которые препятствуют заключению брака, исламское право выделяет родство.

Необходимо сказать, что институт семьи и брака в исламе особенно специфичен в плане того, что в структуре семейного права лежит религиозная основа [5, 34]. Сегодня оно развивается в силу тенденций развития современного общества, сохраняя при этом свои корни и сущность.

Рассмотрев некоторые аспекты теоретико – правовой структуры семейного права, можно увидеть, что исламское право при всей своей особенности и уникальности имеет сходство с римским семейным правом, российским семейным правом, что предполагает дальнейшие возможности для изучения мусульманского права и сравнения различных правовых институтов для выявления особенностей и большего понимания современной правовой системы в стремительно развивающемся обществе.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Абу Хамид аль-Газали. Весы деяний. – М.: Издательский дом «Ансар», 2007. – 58 с.
  2. Бурхануддин М. Хидоя. Комментарии мусульманского права. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – 65с.
  3. Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. (пер. с голланд.) – М: Наталис, 2005. – 38с.
  4. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. – СПб.: Издательство «Диля», 2006. – 51с.
  5. Абдуллаев Э.Э. Философско-религиозные основы и особенности мусульманского права. // Социально-политические науки, 2014. – № 1. – С. 33-36.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бердникова Карина Эрфановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация