ПРОБЛЕМНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА ФИЗИКИ «МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ»

Караганова Ксения Александровна, Жидков Алексей Андреевич, Закунова Екатерина Дмитриевна, Анисимова Анастасия Евгеньевна, Барсукова Анастасия Евгеньевна

Аннотация
В статье рассмотрены методические основы проблемно-развивающего обучения как фактора активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся, а также предложены некоторые варианты применения проблемного эксперимента при изучении раздела физики «Механические колебания и волны».

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Караганова К.А., Жидков А.А., Закунова Е.Д., Анисимова А.Е., Барсукова А.Е. Проблемный эксперимент при изучении раздела физики «механические колебания и волны» // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/11/90716 (дата обращения: 20.04.2024).

Выпускник современной школы должен усвоить систему основных научных понятий, уметь использовать литературные и электронные источники научно-технической информации, научиться самостоятельно применять свои творческие способности и уметь использовать свои знания. Такую задачу можно решить, активизируя познавательную деятельность учащихся.

Именно с этим связан проблемный подход в обучении. Проблемы классифицируются по следующим типам: на естественные и специальные, преднамеренно создаваемые, производственные, общественные и воспитательного характера. Проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в ее основу положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников к активному участию в разрешении этих проблем.

Проблемно-развивающее обучение – это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. «Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал обучающиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь безусловно присутствует и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность обучающихся, и постановка задач, и выполнение упражнений.

Эффективность использования проблемного подхода к изучению предмета зависит от качественного и всестороннего подбора проблемы, а также способа создания проблемной ситуации. Важную роль играет учитель в организации решения проблемы – организации работы учеников по поиску решения в проблемной ситуации. Отбор проблемных опытов и демонстраций опирается целиком и полностью на структуру предмета и содержание курса физики. В свою очередь проблемное обучение позволяет выстраивать учащимся логические цепочки важнейших теорий, увидеть их динамическое развитие и формирует научное мировоззрение, креативные и творческие способности учащихся.

Развитием и разработкой теории проблемного обучения занимались видные психологи и методисты, которые нашли решения для многих общих вопросов теории проблемного обучения: С.Л Рубинштейн, Д.Н. Богоявленский, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Р.И. Малафеев, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, В.Г. Разумовский, Н.М. Зверева, А.В. Усова, М.М. Терентьева и др. Существует несколько способов создания проблемных ситуаций–ситуации неожиданности, конфликта, предположений, опровержений, несоответствия, неопределенности (поР.И.Малафееву).

Радиогел Иванович Малафеев предлагает пять способов активизации учащихся в осмыслении опытов. Каждый последующий способ обеспечивает более высокий уровень активизации учащихся.

1. Демонстрационный эксперимент служит иллюстрацией к объяснению учителя.

2. Учитель выполняет опыт, а учащиеся либо делают выводы из него, либо объясняют полученные результаты.

3. Учащиеся предсказывают результаты опыта.

4. Учитель ставит перед учениками какой-либо вопрос и предлагает им самостоятельно найти способ экспериментального решения этого вопроса.

5. Учащимся дается домашнее задание на проектирование опыта.

Проблемную ситуацию при постановке опытов на уроке лучше всего создавать при помощи 2 и 3 способа. 4 способ следует использовать в тех случаях, когда учитель уверен в готовности учащихся самостоятельно найти решение проблемы за короткое время. При изучении раздела физики «Механические колебания и волны» важно использовать демонстрационные опыты для постановки проблемной ситуации на уроке. На первых уроках при рассмотрении колебательных систем пружинного и нитяного (математического) маятников учащимся предлагается найти различия и сходство двух маятников. Если различия очевидны, то сходство можно обнаружить только при анализе движений маятников. На следующем уроке при изучении характеристик колебательного движения учащимся предлагается придумать эксперимент, который мог бы объяснить, как можно изменить частоту, период колебаний, а также амплитуду колебаний пружинного маятника. Когда после обсуждений и проверки опытным путем выявлены факторы, изменяющие характеристики колебаний, учащимся предлагается проделать тоже самое, но для математического маятника. Возникает интересное затруднение: вопросы те же, а вид маятника абсолютно другой. Учащимся приходится анализировать уже известные им особенности математического маятника и искать факторы, влияющие на характеристики колебаний.

При изучении звукового резонанса в 9 классе можно предложить следующий опыт: в мензурку (объемом не менее 500мл) налить определенной количество воды. (Количество воды подобрано таким образом, чтобы при поднесении к мензурке колеблющейся вилки камертона звук значительно усиливался.) Учащимся предлагается послушать, как звучит камертон. Без усиления звук камертона достаточно тихий и услышать его могут лишь школьники первых парт. Затем, ударив по камертону, подносим его к мензурке – усиленный звук вызывает у детей и восхищение и удивление. Обычно достаточно быстро они находят ответ на вопрос: «Что произошло?». А вот над объяснением, почему звук вдруг стал таким сильным, приходится достаточно серьезно подумать. Ассоциации обычно сводятся к явлению отражения звука – эхо. Но объяснение, почему усилился звук, вызывает некоторое затруднение. Следует показать продолжение опыта – налить небольшое количество воды в мензурку и поднести колеблющийся камертон. Звук заметно тише. Предположения, выдвигаемые для решения задачи, обсуждаются всем классом. В итоге выделяется правильное направление рассуждений. Звук –волна, распространяющаяся в какой –либо упругой среде и создающая в ней механические колебания, если есть другая волна, абсолютно идентичная первой, то при наложении таких волн возникает усиление амплитуды колебаний. Значит, звук от камертона отразился от поверхности воды в мензурке и на поверхности накладывается на звук, исходящий от камертона – результат – усиление звука – резонанс. К недостатку данного подхода можно отнести отсутствие индивидуального подхода к учащимся, но это вполне может быть компенсировано оживлением урока: эмоциональные споры и доказательства, обсуждения и поиски. Это положительно сказывается на отношении ученика не только к данному предмету, но и к учению в целом. Для активизации познавательной деятельности и развитию креативных способностей учащихся проблемное обучение необходимо использовать в работе учителя.


Библиографический список
  1. Студенческая библиотека онлайн. Studbooks.net URL: https://studbooks.net/1939301
  2. Мир знаний. Mirznanii.com URL: https://mirznanii.com/a/291967-3
  3. Открытый урок 1 сентября. открытыйурок.рф URL: http://открытыйурок.рф/articles/556347

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Барсукова Анастасия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация